Миллиардный каскад на ЦКАД

Власти Подмоcковья подписали ряд крупных контрактов на Expo Real

На завершившейся в Мюнхене выставке коммерческой недвижимости Expo Real делегация Московской области выступила весьма успешно. Представители региона увезли домой несколько миллиардных контрактов и целый портфель промышленных проектов.

Власти Подмоcковья подписали ряд крупных контрактов на Expo Real

В этом году выставка, несмотря на надвигающуюся вторую волну экономического кризиса, о чем говорили почти все официальные спикеры, собрала рекордное количество участников — почти 40 000 человек из более 30 стран мира.

Делегация Подмосковья — не новичок на выставке. Однако, пожалуй, впервые представители региона привезли сюда такой серьезный инвестиционный пакет проектов — в нем 300 земельных участков общей площадью 30 тыс. га, из них площадки на 1000 га уже полностью готовы к началу строительства, имеют все коммуникации. Кроме того, тарифы на техподключение в десять раз ниже, чем в соседних областях. Прибавим сюда налоговые льготы крупным инвесторам на прибыль и имущество, плюс то, что подмосковная земля предлагалась практически по номиналу, и становится понятно, почему бизнес-пакет подмосковной делегации разлетелся как горячие пирожки.

«Мы представляем самое дорогое, что есть в России и Подмосковье, — земельные ресурсы, причем земля в Подмосковье по мере строительства ЦКАДа будет только расти в цене. В среднесрочной перспективе поменяются логистические потоки — и регион получит дополнительный мощный стимул для развития», — отметил во время презентации на стенде Московской области глава делегации, зампред регионального правительства Герман Елянюшкин.

Подмосковные власти не скрывают, что собираются ловить крупных европейских инвесторов на ЦКАД, как на живца. Для региона получить в ближайшие 5–7 лет современную дорожную сеть — большая удача. В области большой дефицит складских площадей. По оценке гендиректора Корпорации развития Московской области Глеба Бондаренко, он составляет порядка 8 млн кв. м. Правда, инвесторы уже заявили о планах построить около 5 млн кв. м. складской недвижимости в ближайшие 5 лет, из них — 1,5 млн кв. м. войдут в эксплуатацию в следующем году. Например, накануне выставки в Мюнхене было заявлено о начале строительства крупного логистического центра в Солнечногорском районе Подмосковья площадью 750 000 кв. м.

«Потенциал для развития складской недвижимости в Московской области — колоссальный, — считает Глеб Бондаренко. — ЦКАД — в этом плане мощнейший драйвер, плюс область запускает сейчас свою программу по строительству 10 первых платных путепроводов. К тому же ритейл тоже не стоит на месте, он будет развиваться — в торговых площадях у нас потребности не меньше».

По оценке экспертов, дефицит торговых площадей в Подмосковье составляет около 3 млн кв. м. Это и магазины шаговой доступности, и гипермаркеты. На первый взгляд последних уже более чем достаточно, но они сконцентрированы вокруг МКАДа в крупных городах, таких как Химки, Мытищи, Одинцово, а на расстоянии 50 км от Москвы, особенно в городах с населением менее 50 тыс. человек, торговых центров не хватает.

Склады и магазины — не единственные проекты, о которых шла речь в переговорной комнате на стенде подмосковной делегации. Например, немецкие инвесторы пришли с предложением развернуть в области производство высокотехнологичного медицинского оборудования. Под этот проект потребуются промышленные площадки недалеко от Москвы, в частности есть такие в Одинцовском районе. Речь идет о создании не только современного производства, но и о дальнейшем использовании этого оборудования в подмосковных медицинских центрах.

Подмосковье оказалось привлекательным регионом и в плане строительства развлекательных парков. Один из западных инвесторов уже начал переговоры о строительстве в Подмосковье мегапарка. Несколько возможных площадок сейчас рассматривается в Мытищинском, Домодедовском и Чеховском районах.

Но самым большим приоритетом у властей Подмосковья пользуются проекты в сфере промышленного строительства. Региону нужны новые рабочие места, это поможет сократить ежедневную маятниковую миграцию, снизить нагрузку на трафик. Кроме того, новые производства — это дополнительные налоговые поступления в бюджет. А пока у Московской области все наоборот: здесь строится почти 20% всего возводимого в России жилья, а налоговые поступления от компаний стройкомплекса минимальные — 0,1%. Региону нужна своя развитая отрасль по производству стройматериалов — сейчас 80% из них привозят из других регионов.

— На выставке мы ощутили большой интерес со стороны немецких инвесторов, — отметил Бондаренко. — Прошли переговоры с делегациями земель Гессен, Нижняя Саксония, Гамбург и многих других. Достигнуты соглашения по строительству логистических центров на полмиллиона квадратных метров, планируется завод по производству радиоэлектроники на 1000 рабочих мест и предприятие по деревообработке в Наро-Фоминском районе. Только завод радиоэлектроники привлечет в Московскую область иностранных инвестиций на сумму свыше миллиарда рублей. Мы также достигли прогресса в переговорах с итальянским инвестором, компанией «Ирис», которая собирается строить завод по производству керамической плитки. Предполагаемый объем инвестиций — свыше 3 млрд руб. Все вопросы с выделением земли и подключением коммуникаций будут решены в ближайшие месяцы. Это будет очень крупный перспективный проект. Мы ведем подбор площадок под еще несколько крупных заводов по производству стройматериалов. Среди инвесторов есть как бизнесмены из Германии, так и из России.

Ранее правительство Московской области уже сообщало, что вопреки прогнозам о нарастании экономической стагнации в стране в Подмосковье идет активный приток инвестиций, в том числе зарубежных. Для сравнения: рост промышленного производства в Московской области составил в 2013 году 8,5%, в РФ — 0,1, инвестиции в МО выросли на 12%, а в целом по стране их объем упал на 1,4%.

По его словам, по итогам работы на выставке в течение 3–6 месяцев должна быть составлена дорожная карта и проработан план: в нем будет указано, когда какая компания и на какой земельный участок выходит. Когда начало и конец строительства, какое количество новых рабочих мест мы получим, какое этот проект даст развитие промышленного потенциала, каков будет объем поступлений в бюджет. «Каждый договор мы будем сопровождать в процессе реализации проекта. Нам видится наиболее перспективным не продажа земли по как можно более высоким ставкам, а долгосрочное сотрудничество, которое принесет максимальные инвестиции и в будущем солидные налоговые поступления», — заключил Елянюшкин.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру