Китайцы добрались до украинских закромов

Крым из здравницы хотят превратить в промзону с капельным орошением

9 февраля 2014 в 19:10, просмотров: 7673

Украинские власти в преддверии возможного дефолта, политического и социального коллапса взялись за совместные с китайцами мегапроекты. Одним из них может стать строительство в Крыму самого крупного на Черном море грузового порта с расчетным ежегодным оборотом в 140 млн тонн. Все хорошо, кроме двух «но»... Проектируемая загрузка — пока не более чем фикция, а экологии полуострова может быть нанесен непоправимый урон. О западном Крыме как о здравнице все забудут.

Китайцы добрались до украинских закромов

В то время как в конце прошлого года на улицы украинских городов вышли протестующие люди, президент Виктор Янукович отправился за инвестициями в Китай. К декабрю 2013 года он уже договорился с Владимиром Путиным о многомиллиардных кредитах (из обещанных $15 млрд пока дали только три) и о снижении цен на российский газ с $400 до $268 за тысячу кубов. Хотя украинцы пока не платят и этого. Долг за газ продолжает расти.

Похоже, китайцы решили не отставать и, в свою очередь, пообещали вложить в украинскую экономику свыше $10 млрд. Из них половину деньгами, которые должны быть возращены зерном в течение 5–7 лет. При этом они хотят взять в аренду 3 млн га земли в Днепропетровской, Херсонской, Кировоградской областях и Крыму минимум на 50 лет. Кроме того, есть договоренность построить в Крыму парогазовую электростанцию, вокруг Киева — кольцевую платную дорогу, а также вложиться в местное самолетостроение.

Наконец, гвоздь программы — сооружение в Крыму предназначенного прежде всего для перевалки зерна глубоководного морского порта с расчетной мощностью до 140 млн тонн грузов ежегодно. То есть это будет самый крупный порт на Черном море, например, в два раза превосходящий порт Новороссийска. На украинско-китайском бизнес-форуме в Пекине был подписан соответствующий меморандум между компаниями «Киевгидроинвест» и китайской BICIM. В настоящее время эта структура роет канал, параллельный Панамскому.

Порт соорудят в Сакском районе, неподалеку от пос. Фрунзе. Алексей Мазюк, гендиректор «Киевгидроинвеста», отметил, что его акватория будет вырыта прямо на суше с применением уникальных технологий, позволяющих принимать суда с глубокой осадкой, в том числе танкеры. К нему подведут две железнодорожные ветки из Джанкоя и Симферополя. Работы планируется начать уже в этом году, а первую очередь пустить примерно через 4–5 лет. Ориентировочная стоимость первой очереди $3 млрд.

Однако в самой Украине отношение к этому мегапроекту неоднозначное. Как считают местные экологи, тем самым Янукович подписывает смертный приговор всем курортам Западного Крыма. Представьте, неподалеку от бальнеологического курорта Саки китайцы выроют гигантский котлован, глубиной до 25 метров, а для прохода кораблей проложат канал протяженностью 9 км.

В результате, по оценке замдиректора филиала Института стран СНГ Олега Родивилова, будет затягиваться песок со всего западного побережья. Прежде всего пострадают знаменитые пляжи Евпатории. Одним словом, о еще недавних заявлениях чиновников о создании между Саками и Евпаторией «украинской Анталии» можно забыть. Крымский политолог Сергей Киселев предупреждает: «Колониальный зерновой порт практически убьет все наши курорты».

фото: Иван Скрипалев

Как пишет популярный крымский блогер mr_marv, порт будет специализироваться не только на зерне — якобы через него пойдет продукция припортовых заводов по производству машин и оборудования. Правда, таких заводов сейчас нет. Зато Поднебесная будет вывозить пшеницу и кукурузу для своих нужд, превратив Крым и южные области Украины в свою сырьевую базу.

Это было бы не так уж и плохо — Украина получает еще одного крупного потребителя своего зерна. Но, как отмечают экологи, китайцы получают на арендованных землях большие урожаи за счет избыточного внесения удобрений, что превращает ранее плодородные земли в химическую пустыню.

Впрочем, Янукович, вероятно, полагает, что в этот проект можно втянуть и Россию с ее нефтью. Тем более недавно возобновлена реализация уже подзабытого проекта строительства моста через Керченский пролив. Министерствам транспорта, экономического развития, финансов, иностранных дел двух стран уже даны соответствующие поручения.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Константин СИМОНОВ, гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности:

— История со строительством украинско-китайского порта в Крыму вызывает много вопросов. Для Украины это напоминает продолжение ее игры в шантаж России. Когда Януковичу показалось мало пугать уходом в Европу, он решил добавить сюда еще и Китай. Поползли слухи о передаче в аренду Китаю огромных пахотных земель — аж 3 миллиона гектаров сроком на 50 лет. Пока все это подтверждения не получило.

На самом деле без этой земельной сделки Китаю порт не нужен — потому что в серьезные бизнес-проекты на территории других стран он заходит только тогда, когда они дают возможность поставлять сырье в Поднебесную. Просто как бизнес Китаю такие проекты неинтересны.

Но политическая ситуация на Украине не позволяет заключать длительные сделки по аренде такого большого количества земли. А нет земли — не будет и инвестиций в порт.

Участие же в России в этом проекте выглядит еще более спорным. Если мы говорим про новую возможность для перевалки нашей нефти, то напомню, что мы в последние годы усиленно развивали балтийское направление экспорта. И за счет Приморского порта и порта в Усть-Луге, а также строительства БТС-2 серьезно расширили возможности наших северных морских ворот. Объяснение этому простое — у нас серьезные сложности с комфортным прохождением турецких проливов, что затрудняет расширение поставок через Черное море.

Загрузка Новороссийского порта начала падать, что сразу же сказалось и на его финансовой отчетности. Но если бы и возникло желание вернуться к черноморской теме, то зачем нам инвестировать в чужие порты, когда у нас есть тот же Новороссийск? Да и другие возможности по развитию портовой инфраструктуры на российской территории существуют. А Крым, если кто забыл, все же не наша территория. Я лично считаю, что должно работать простое правило: есть возможность инвестировать на российской территории — надо делать в первую очередь именно это. А без российских товаров порт в Крыму — дело спорное.



Партнеры