Цены растут, потребительский спрос падает

Так и до кризиса недалеко

16 февраля 2014 в 19:38, просмотров: 30126

Вслед за рекордными курсами доллара и евро в России начинается новая эра — эра тотального повышения цен на импортные товары. Начнется этот неприятный процесс в марте, когда у ритейла иссякнут старые запасы. Новые ценники на каждую группу товаров будут дорожать по-разному. Цены на алкоголь и сигареты подскочат резко на 10–30%, на иномарки постепенно — ежемесячно на 1–2% до конца года. В довесок ко всем неприятностям россияне станут меньше покупать.

Цены растут, потребительский спрос падает
фото: Геннадий Черкасов

Гарантированное подорожание

С конца прошлого года экономический негатив явно преобладает над позитивными новостями — и у многих россиян постепенно складывается впечатление, что ничего хорошего от 2014 года ждать не приходится. Потребительский сектор мог бы поддержать экономику на плаву, даже в условиях стагнации и отсутствии промышленного роста, но продолжающееся падения рубля делает это практически невозможным. Не случайно эксперты уже отмечают снижение реальных повседневных расходов наших соотечественников, в независимости от мест их проживания и групп товаров, которые они покупают (продукты питания, непродовольственные товары, товары длительного пользования и т.д.). Причем наибольшее падение зафиксировано у потребителей со средними доходами.

Аналитики BofA Merrill Lynch прогнозируют, что в 2014 году ситуация на российском рынке ритейла будет непростой. Это связано с замедлением роста доходов россиян, ужесточившейся конкуренцией и низкой продовольственной инфляцией. Эксперты считают, что в 2014–2015 годах инфляция на продовольственные товары составит 4,5–5,1%. В то время как в 2013 году она была 6,8%. Как показывают опросы, в III и IV кварталах 2013 года 38% российских потребителей стали выбирать более дешевые продовольственные бренды. А ведь еще в начале 2013 года на продуктах экономило только 18–20% покупателей.

Росстат и Минэкономразвития также отметили снижение стоимости потребительской корзины. Россияне стали покупать тот же набор продуктов, но за меньшую цену, при этом предъявляя более высокие требования к их качеству. В связи с этим торговые сети вынуждены подстраиваться под изменившееся покупательское поведение. Как считает представитель исследовательского центра «Ромир» Игорь Березин, на коне останутся те, кто сможет найти новые ниши и сохранить лояльность клиентов.

Уже появились новые форматы: фермерские продукты, магазины определенного производителя, мясные и рыбные лавки, небольшие кулинарии, кондитерские. Скорее всего, часть ритейла перетечет именно в эту нишу. Это крохотные по площади магазинчики, где представлен свежайший ассортимент повседневного спроса: мясо, птица, рыба, колбаса, молочные продукты, овощи-фрукты, кондитерка, сухофрукты.

К сокращению импорта девальвация не приведет. Его доля в товарообороте розницы в последние два года находится на уровне в 44% и примерно на этом же уровне и останется по итогам нынешнего года. Хотя частичное импортозамещение произойдет в небольших городах, где потребители более чувствительны к ценам.

Очевидно, что тенденции по снижению потребительского спроса будут продолжаться. Тем более что до конца I квартала 2014 года гарантированно произойдет пропорциональный рост цен практически на все импортные товары. Не стоит забывать, что вырастет стоимость логистического плеча, поскольку из-за налогового «маневра» правительства (как известно, в 2014 году снижена экспортная пошлина и увеличена ставка НДПИ) цены на бензин подскочат на 10–15%. При этом еще больше вырастет стоимость продукции, ценообразование которой зависит от размера акцизов. Например, существенно подорожают такие народные товары, как алкоголь и сигареты. С них и начнем.

Лучше не пить и не курить

И сразу плохая новость. Весь импортный алкоголь, а это 100% от всего объема виски, текилы, рома, 70% коньяков, игристых и виноградных вин, как бутилированных, так и сделанных в России из зарубежных спиртов и виноматериалов, до конца марта вырастет в цене минимум на 10–15%. На повышение повлияет не только «опавший» рубль, но и рост акциза с 400 до 500 руб. на крепкий алкоголь с содержанием этилового спирта более 9%. Пока же, на середину февраля, анализ цен в торговых сетях и винных магазинах показал, что цены в целом остались на уровне прошлого года. Как пояснили «МК» в одном из крупнейших торговых домов Москвы, пока сети распродают прошлогодние запасы по старым ценам. Но повышение на отдельные категории уже началось. Например, поставщики подняли цену на популярный американский бурбон в среднем на 300 руб. Теперь в магазине его можно купить в районе 2100 руб. за бутылку вместо прежних 1800 руб. Та же участь постигла французские вина, но не только из-за подешевевшего рубля, но из-за того, что во Франции из-за дефицита сырья выросла стоимость виноматериалов.

Как было сказано ранее, подорожание коснется и сигарет. Если говорить об акцизах, то раньше с 1000 штук брали 550 рублей плюс 8 процентов расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 730 рублей за 1000 штук. Теперь ставка акциза составляет 800 рублей за 1000 штук плюс 8,5 процента расчетной стоимости, но не менее 1040 рублей за 1000 штук. Поскольку сырье для сигарет покупается за рубежом, стоимость пачки может вырасти до 30%. Причем рост коснется в основном сигарет недорогих марок. Уже в январе 2014 года минимальная цена пачки самых дешевых сигарет с фильтром составила 40–45 рублей, в среднем подорожание составило 9 руб.

Есть меньше не станут…

В гипермаркетах пока не чувствуется резкого скачка цен на импортные продукты питания. Максимум на 5–10 рублей. Так, финские гречневые хлопья стоят 87 руб. 32 коп., растворимый кофе 250 г — в районе 300 руб., чай (100 пакетиков) — 160 руб. На прилавках появился импортный молодой картофель из Египта и Пакистана (урожай января 2014 года) по цене 150 рублей за 1 кг. Ценник, конечно, «щекочет» нервы. На этом фоне, кстати, дорожает и отечественная картошка. По данным Картофельного союза на январь 2014 года, средняя розничная цена 1 кг не мытого картофеля по России составляет 15–37 руб., по Москве — 26–37 руб. Удорожание этого продукта с начала года до нового урожая будет на уровне 20–35%. В связи с этим Минсельхоз даже задумался об увеличении площадей посадки картофеля и овощных культур.

Продолжают дорожать яйца. Самые дешевые, которые в конце 2013 года продавались по 112 руб. за три десятка, теперь стоят 140,90 руб. По акции сейчас их можно найти в Москве по 40 руб. за десяток. Цены за десяток деревенских яиц на рынках также возросли с 100 руб. (в среднем) до 120 руб. Пока стабильные позиции удерживает хлеб, макаронные изделия, бакалея.

…Ездить тоже

Минимум десятипроцентное подорожание к лету произойдет и на услуги турбизнеса. Поэтому если есть возможность забронировать путевку сейчас, то делайте это.

Опрос автодилеров показал, что цены на иномарки и автомобили российской сборки с импортными комплектующими повысятся в этом году на 10%, в том числе из-за повышения акцизов. Однако происходить это будет постепенно, по 1–2% ежемесячно. Некоторые дилеры признаются, что в январе-феврале сократили предзаказ на новые автомобили, чтобы на более длительное время растянуть продажу моделей, закупленных в 2013 году (по более низким ценам). Запас имеется на месяц-полтора. Аналогичным образом ведут себя торговцы аудио-, видео- и компьютерной техникой. Новые поставки у них начнутся в марте. Получается такое вот «зависшее» ожидание: никто пока не торопится повышать цены, обходясь предновогодним заделом. Все внимательно следят за «поведением» рубля и потребительской активностью. Сейчас самое время покупать товары длительного пользования.

«Раз, проснулись, и на 20 процентов, и привет»

Фонд «Общественное мнение» провел опрос на тему «Верите ли вы в рост цен в марте?». 82% респондентов ответили утвердительно. Это максимальное значение за весь период наблюдения. В связи с этим хорошо утешили россиян глава ЦБ России Эльвира Набиуллина и первый вице-премьер Игорь Шувалов. Первая пообещала, что к концу года инфляция снизится до 5%, а второй заявил, что Банк России ведет себя очень последовательно, в соответствии с лучшими мировыми стандартами, а падение рубля — еще не повод поднимать цены. «У нас, например, такого, как вы видите в Казахстане, ничего не было и нет. Раз, проснулись, и на 20 процентов, и привет, — сказал он о девальвации тенге. — И вы увидите, что эти жулики, которые так меняют цену, они просто пользуются ситуацией, задирают цену, и вот эта разница цены, она совсем не отражает изменение курсовой стоимости». Тем временем в минувшую пятницу курс евро опять обновил свой исторический максимум, превысив отметку 48,39 рубля. Не хочется выступать кликушами, но, честное слово, так и до кризиса недалеко.



Партнеры