— Игорь Семенович, как давно центр развития предпринимательства работает в округе и кому он помогает?
— Каким требованиям должно соответствовать предприятие, чтобы получить помощь от города?
— Во-первых, предприятие должно быть зарегистрировано в Москве и относиться к категории субъектов малого предпринимательства. Для того чтобы воспользоваться правом на льготы и поддержку, организация подтверждает свой статус в Реестре субъектов малого предпринимательства. Ведет его Департамент поддержки малого предпринимательства города Москвы. На основании представленных документов предприятию выдается свидетельство о внесении в реестр или обоснованный отказ (в случае если предприятие не удовлетворяет одному или нескольким критериям малого предприятия).
— Чем конкретным может помочь центр развития предпринимательства?
— Центр оказывает комплексные услуги по различным вопросам ведения бизнеса. А именно: бесплатные консультации по вопросам организации и ведения бизнеса, консультирование начинающих и действующих предпринимателей по возможным механизмам поддержки малого бизнеса, оказывает содействие руководителям и сотрудникам организаций в проведении обучения и др.
— Начнем с финансовой помощи. В чем она заключается?
— Финансовая поддержка из бюджета города Москвы осуществляется в виде субсидий и предназначена на развитие малого предприятия под определенный проект. Специалисты центра оказывают содействие в разработке бизнес-плана проекта и в оформлении документов на получение субсидии. Размер субсидии для начинающих — это 350 тысяч рублей. Конечно, для столицы это небольшие деньги, но помощь на начальном этапе развития предприятия ощутимая. Получить их можно на условии софинансирования, то есть предприниматель вкладывает в проект собственные средства в размере не менее 50% общей суммы финансирования проекта. Это значит: если вы хотите получить от города 350 тысяч рублей, то должны быть готовы вложить в дело свои 350 тысяч. Если нужно 200 тысяч, тогда — 200. В число субсидируемых затрат входят затраты на оборудование, организацию и оснащение рабочего места, на закупку сырья и расходных материалов.
— А если предприятию не хватает оборотных средств на развитие?
— Если предприятию нужно пополнить оборотные средства, мы советуем обратиться за кредитом в банки, уполномоченные правительством Москвы (на сегодня их около 20) и в Фонд содействия кредитованию малого бизнеса, который представляет поручительства по обязательствам малого предприятия. Также мы можем оказать содействие в получении субсидии для компенсации процентной ставки по кредитам, при условии что вы работаете в одном из 7 приоритетных для города направлений (см. справку). Компенсация по снижению процентной ставки по кредитам может составить до 9% годовых. Таким образом, в нынешних условиях процентная ставка для предпринимателя составит всего 12—17%.
— Как советуете поступить, если деньги требуются всего на месяц-другой?
— Специально для таких случаев в Москве создана сеть агентств “Микрофинанс”. Эти агентства в течение 1 дня решают вопрос о кредитовании на сумму до 350 тысяч. Что важно — без залога и поручителей. Несмотря на то что микрокредиты предоставляют на срок до 2 лет, предприниматели, как правило, занимают деньги на несколько месяцев (чаще всего на 2—3).
— А молодежь может рассчитывать на какую-нибудь финансовую помощь от города?
— Да, может. Предприятия, в которых средний возраст штатных сотрудников до 27 лет и возраст руководителя до 35 лет, а также основные виды деятельности которых относятся к числу приоритетных направлений, имеют право на финансовую поддержку из бюджета города Москвы в виде субсидии до 750 тыс. рублей. К числу приоритетных направлений относятся инновационные предприятия (занятые разработкой новейших технологий). Изобретатели и рационализаторы также могут претендовать на субсидии для оплаты затрат на участие в специализированных мероприятиях по продвижению продукции (выставки, ярмарки, конференции) — до 250 тыс. рублей, на патентно-лицензионную работу, брендинг и защиту интеллектуальной собственности в РФ — до 500 тыс. рублей, за рубежом — до 1 млн. рублей.
Помните: и в том и в другом случае предприниматель должен вложить свои средства, равные сумме субсидии.
— Помогаете в оформлении документов?
— Конечно. И не только помогаем, но и почти все делаем. Причем бесплатно.
— Говорят, вы взаимодействуете с Департаментом имущества города Москвы. С арендой помещения можете помочь?
— С Департаментом имущества мы не взаимодействуем. Наша вышестоящая организация — Департамент поддержки малого предпринимательства города Москвы. Сведения о свободных нежилых помещениях, предназначенных для аренды, в наши центры не поступают. Их можно получить от города только одним путем — на конкурсной основе, через аукцион. Поэтому всех, кто к нам приходит по вопросу аренды нежилого помещения, мы направляем в специализированное государственное предприятие при Департаменте имущества города Москвы.
Скажу прямо: с нежилыми помещениями для малого бизнеса действительно проблема. В нашем округе их крайне недостаточно. Впрочем, есть надежда на то, что ситуация улучшится. Сегодня город реализует специальную программу строительства многофункциональных деловых центров, благодаря которой количество производственных, складских и офисных помещений в столице должно увеличиться, в том числе и в нашем округе, где в ближайшей перспективе ожидается строительство четырех таких центров.
— Предприниматели могут уже вкладывать деньги в строительство таких деловых центров?
— Нет. Пока идут предпроектные работы. Впоследствии предприниматели могут приобрести нежилые помещения. Желающие уже сейчас могут обратиться к нам с предварительной заявкой, и когда будет объявлен городской конкурс, мы оповестим их об этом.
— Значит, с арендой помещений у города вы помочь не можете. А с арендой в частном секторе?
— Мы создаем свой банк данных по сдаче нежилых помещений в аренду частного и федерального сектора. К сожалению, данные в нем очень быстро меняются — и мы не успеваем их обновлять. Поэтому что-то посоветовать мы можем, но дальше предпринимателю придется самому выходить на владельца и договариваться об условиях аренды. Это уже вне нашей компетенции.
— Какая сейчас средняя арендная ставка в округе?
— Средняя ставка — около 7 тысяч рублей за 1 кв. метр в год. Хотя в рекламных объявлениях ставку арендной платы умышленно занижают — пишут от 3 тысяч. На самом деле за такую сумму можно найти помещение в отдаленных местах округа.
— Расскажите теперь о консультациях, которые вы даете…
— Консультации бывают очные и заочные. В них мы не отказываем никому. В прошлом году, например, оказали около 20 тысяч консультационных услуг. К сожалению, многие предприниматели не знают о существовании наших центров. Чаще всего спрашивают о финансовой помощи, аренде помещений, административных барьерах.
— Вы ограничиваетесь советами или предлагаете конкретную помощь?
— Если беседуем по телефону, то сначала даем совет, а потом, когда предприниматель решает воспользоваться помощью, мы переходим к фактическим действиям — приглашаем их на консультацию, анализируем документы и доводим их до городской комиссии (в случае с субсидиями, например).
— Сколько времени обучаются?
— Курсы длятся 16 и 72 учебных часа. Чтобы повысить квалификацию, этого достаточно. Впрочем, есть более длительные курсы обучения, рассчитанные на 500 часов, а также президентская программа, в рамках которой люди получают второе высшее образование со стажировкой, как правило, за рубежом.
— А разве президентская программа бесплатная?
— Нет. За обучения сотрудников по этой программе частично платит либо предприятие, либо сам предприниматель. Итог получается таким: 1/3 расходов оплачивает городской бюджет, 1/3 — федеральный, остальное — предприятие или предприниматель. Если учесть, что полная стоимость курса 50—100 тысяч рублей, то в общем-то получается недорого.
— Бывает так: у предпринимателей возникают сложности с рекламой. Она дорого стоит, а денег нет. Можете помочь заявить о себе?
— С размещением рекламы в газетах и журналах или рекламных щитов на улицах мы не помогаем, а вот принять участие в выставке — причем совершено бесплатно — в этом можем помочь. У нас для этого предусмотрено специальное направление, называется оно “поддержка ярмарочно-выставочной деятельности”. Например, вы занимаетесь наукоемким производством, а в городе готовится выставка “Высокие технологии: 21-й век”. Мы направляем ваше предприятие и оплачиваем стоимость его пребывания на выставке, вы общаетесь с коллегами, продвигаете свою продукцию, заключаете контракты. Такая возможность заявить о себе есть у всех наших предпринимателей.
— Кто финансирует затраты на участие в выставке?
— Затраты частично финансирует город, а частично — округ. Для предпринимателей участие в такой выставке — БЕСПЛАТНО. В прошлом году мы (а точнее, 250 наших предприятий) приняли участие в 23 выставках. В этом году из-за кризиса количество выставок сократилось, их финансирование тоже. Впрочем, мы в округе нашли свой выход из ситуации. Так, за счет сэкономленных средств был создан специальный сайт, где предприниматели могут рекламировать свою деятельность на постоянно действующей виртуальной выставке. Замечу опять же: совершенно БЕСПЛАТНО.
— Малый бизнес сегодня испытывает не только финансовый, но и кадровый голод...
— На этот счет у нас в округе есть своя новинка, которая состоит в том, что мы решили создать свой банк данных для малого бизнеса о вакансиях рабочих мест. Если по этим вакансиям в интернете побродить, можно найти предложения с вполне приличным заработком, доходящим до 50—70 тысяч рублей в месяц.
Другое новшество касается молодежи. К сожалению, молодежь не знает, что малый бизнес — это прежде всего свобода творчества и предпочитает работать на крупных российских и зарубежных предприятиях. Чтобы изменить ситуацию, совместно с Финансово-промышленной академией мы решили провести во всех школах ЗАО уроки предпринимательства. Мы рассказываем ребятам о том, как вести бизнес, каким он бывает, о его истории, и надеемся, что такие уроки улучшат кадровую ситуацию малого бизнеса в будущем. В минувшем учебном году мы провели занятия для 1,5 тысячи старшеклассников в 22 школах. В новом учебном году мы эту работу продолжим. В других округах я о таком направлении деятельности не слышал.
— Можете помочь подобрать работника непосредственно для предприятия малого бизнеса?
— Увы, нет. Но если к нам обратятся с таким вопросом — подумаем. Были случаи, когда мы обращались к руководству вузов и колледжей с предложениями направлять в малый бизнес (на работу или стажировку) своих выпускников, но оптимизма со стороны вузов поддержать эту идею мы пока не увидели.
— Какие новые направления собираетесь развивать?
— Из новых направлений мы собираемся развивать благотворительную деятельность в округе. Не секрет, что в ЗАО есть ряд предприятий, которые нуждаются в особой поддержке. В первую очередь это детские дома, специальные сады для детей с отклонениями в физическом и интеллектуальном развитии, дома ветеранов. Мы рассказываем предпринимателям об этих организациях, и они начинают помогать. Одни везут детское питание, другие — одежду, третьи — обувь. В частности, для детей из неблагополучных и неполных семей предприятия малого бизнеса в этом году закупали костюмы для выпускных вечеров из школ. В области благотворительности мы пока работаем четвертый месяц, среди наших подопечных 15 организаций. Надеюсь, вскоре мы начнем оказывать персональную помощь инвалидам округа.
— В заключение блиц-опрос. Какими видами бизнеса сегодня чаще всего стремятся заниматься жители вашего округа?
— Прежде всего это торговля. В частности, продуктами питания. И это понятно. Этот бизнес считается одним из самых рентабельных, быстроокупаемых и не требующих серьезных вложений. Следом за ним идут: бытовое обслуживание и общественное питание.
— Каких предприятий в округе, на ваш взгляд, не хватает?
— У нас мало ремонтных мастерских: обуви, сумок, молний, часов и других. У этого бизнеса совсем другие нормы прибыли, да и помещений для этих “малышей” крайне мало. Кроме того, в округе все еще недостаточно инновационных, промышленных предприятий и организаций, работающих в области жилищно-коммунального хозяйства.
— Что делать предпринимателям на случай внезапной проверки?
— Для этого есть специальная программа правительства Москвы по оказанию “неотложной правовой помощи”, которая разработана для предпринимателей, не имеющих профессиональных юристов. В случае любой проверки, будь то СЭС, милиция, пожарная или налоговая службы, каждый предприниматель может позвонить по телефону “горячей линии” и вызвать “неотложную правовую помощь”. К вам приедет мобильный экипаж, и все дальнейшие разговоры вы будете вести в присутствии профессионального юриста, который будет законно и совершено бесплатно (для вас) представлять ваши интересы. Звонить нужно по телефону 8(495)782-00-82. Программа эта существует с прошлого года, правда, до сих пор о ней знают не все. Предприниматели даже не догадываются, что такая помощь может быть бесплатной.
Повторяю: все услуги центра поддержки малого предпринимательства, как и все виды поддержки города, бесплатные. Мы помогаем всем.
2. Инновационное
3. Производственное
4. Бытовое обслуживание
5. Социальная сфера
6. ЖКХ
7. Ремесленная деятельность
Все эти направления бизнеса имеют право рассчитывать на финансовую поддержку в виде субсидии в размере до 2,5 млн. рублей.