Постная мина по поводу мяса

Российский запрет заокеанского мяса, возможно, обоснован. Но нужен ли?

Решение российских властей запретить импорт в РФ мясной продукции из США (запрет вступил в действие 4 февраля с.г.) не имеет материального значения ни для России, ни для Америки. Ни одна из сторон в этом конфликте также не может утверждать (хотя такие утверждения и имеют место), что она однозначно права с санитарно-биологической точки зрения. Так что мясо «Made in USA» в данном случае — просто политический предлог, такой же, как, к примеру, грузинское вино. Отношения хорошие — нет нужды придираться. Отношения плохие — есть повод придраться.

Российский запрет заокеанского мяса, возможно, обоснован. Но нужен ли?

Много или мало американского мяса ввозилось в Россию до введения запрета? Согласно американским источникам, стоимость экспорта говядины и свинины из США в РФ по итогам 2012 г. составляла более полумиллиарда долларов в год (в т.ч. говядины — более $307 млн, что на 20% превысило показатель предыдущего года).

Весь объем мирового экспорта американской свинины и говядины (прогноз на 2013 г.) — по $6 млрд на каждый из этих двух видов мяса. Американская федерация по экспорту мяса отмечает, что прекращение экспорта на российский рынок, конечно, собьет эти цифры, но ненамного: долю России восполнят другие страны, спрос на мясо в мире очень велик, его экспорт из США стабильно растет.

Теперь посмотрим на значение мясного импорта для России. Как подчеркивал в «Ежедневном аграрном обозрении» Сергей Юшин, руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации России, никого не должна убаюкивать официальная государственная статистика: если скорректировать методологию подсчета, то в отношении говядины «доля импорта (в общем объеме потребления. — И.Б.) не 25—30%, как привыкли докладывать, а все 38,5%». «Доля импортной свинины и продуктов ее переработки в объеме потребления, — продолжает Юшин, — превышает 36%! А вовсе не официальные и убаюкивающие 22—23%». Вывод: «Итак, к сожалению, наша зависимость от импортных поставок и мирового рынка мяса по-прежнему очень велика».

Но при этом — внимание! — зависимости от США практически нет. Хотя Россия и занимает шестое место среди импортеров свинины и говядины из США, доля американского мяса в российском мясном импорте невелика: чуть более 9% свинины, менее 5% замороженной говядины, 2,8% охлажденной говядины.

Больше половины всей импортируемой в замороженном виде говядины Россия получает из Бразилии. Почти 90% всей импортной охлажденной говядины и более 45% свинины поступают из стран ЕС, где рактопамин запрещен. Нужно будет увеличение поставок в РФ для компенсации «американских потерь» — Европа, Австралия и другие страны их увеличат.

Так что ни Штаты, ни Россия не пострадают от российского запрета.

Рактопамин не шагает по планете

В Америке не все осуждают Россию за протекционизм. Правительство — понятно, у него работа такая. Заявление, сожаление, наше мнение... Мнения по данной проблеме есть разные. Официальные лица США, как отмечает Национальное общественное радио NPR, «требуют, чтобы Россия положила конец блокаде». Министр сельского хозяйства США Том Вилсэк и торговый представитель Рон Кирк в совместном коммюнике призвали Россию «немедленно восстановить доступ на российский рынок мяса и мясных продуктов из США», которые «производятся по самым высоким стандартам качества в мире».

Ой ли? NPR обращает внимание на тот факт, что официоз говорит не всю правду: «Американские компании, которые экспортируют мясо в Евросоюз, регулярно проверяют свою продукцию на отсутствие рактопамина. Однако экспортеры мяса в Россию (выделено мною. — И.Б.) не желают этого делать. Хотя мясной экспорт в Россию быстро рос в последние годы, американские экспортеры не готовы потратиться на то, чтобы их продукты, предназначенные для России, были свободны от рактопамина».

Насколько вреден или безвреден рактопамин — вопрос спорный. Настолько спорный и неясный, что это признает даже главный защитник россиян от зарубежных напастей Геннадий Онищенко: по его словам, рактопамин «относится к числу недостаточно изученных спорных вопросов ввиду возможного негативного воздействия на здоровье человека» (выделено мною. — И.Б.). Сплошная гипотетичность.

В США Федеральное агентство по контролю за пищевыми продуктами и медикаментами (FDA) впервые разрешило добавлять рактопамин в корм домашним животным в 1999 году. Главная цель этой пищевой добавки — увеличение мышечной массы животного, выращивание быстрыми темпами менее жирного мяса. FDA считает, что небольшие количества рактопамина (не превышающие установленных предельных концентраций), попадая в организм человека, не оказывают на него негативного влияния.

Но тут не все так просто. В журналистском исследовании Хелены Боттемиллер, которое показал телеканал MSNBC, отмечается, что во всех своих ипостасях (Paylean — для свиней, Optaflexx — для крупного рогатого скота, Tomax — для индюшек) рактопамин небезобиден и что именно по этой причине он запрещен в 160 странах. «Вообще-то, — сообщает журналистка, — легче назвать страны, где он разрешен: США, Канада, Мексика и Япония». В Америке отмечено большое количество заболеваний домашних животных и птицы от этого препарата. Рактопамин настолько небезвреден, что FDA требует маркировать его следующим образом: «Не предназначено для людей. Особую осторожность следует соблюдать тем, кто страдает сердечно-сосудистыми заболеваниями. Используйте защитную одежду...»

Комиссия по Пищевому кодексу ООН, которая определяет общемировые ориентиры для пищевой промышлености, хочет установить предельно допустимые концентрации (ПДК) рактопамина в мясе, однако ЕС и Китай препятствуют этому. Если бы ПДК были установлены, власти США заставили бы всех американских производителей соблюдать их, и мясному экспорту США ничто бы не угрожало.

Ну а пока суд да дело, журналистка Боттемиллер, которая профессионально занимается безопасностью пищевых продуктов, советует тем, кто хочет избежать рактопамина, «искать мясо без гормонов». Будем считать, что российские власти прислушались к ее рекомендации.

Здорóво питаться — здóрово, но дорого

Ну хорошо, от рактопамина защитились. А ведь сколько еще разной прочей гадости! Как россиянам отличить хорошее от плохого, полезное — от вредного, натуральное — от искусственного? Проводить на рынках и в магазинах тесты, которым нас учат в телепередачах — таких, как «Среда обитания» или «Развод по-русски»? Носить с собой реагенты и аппараты для выявления истинной природы того или иного продукта? Сложно это, люди добрые. Нереально для абсолютного большинства.

Наверное, было бы больше толку, если бы в российских супермаркетах, как в американских, были отделы органических продуктов и если бы на этих продуктах стояло клеймо сертифицирующего государственного ведомства. В США это минсельхоз — в английском сокращении «USDA». Если видите этикетку «USDA Organic» — можете быть уверены, что это не «левый», не псевдоорганический продукт. Государство гарантирует. Россияне — при всем недоверии к своему государству — тоже больше доверяли бы продуктам с такой маркировкой, чем без.

В Америке можно питаться не только без рактопамина, а вообще сугубо натурально — без антибиотиков, гормонов, пестицидов, генно-модифицированных ингредиентов и п.г. (прочей гадости). Можно, но стоит это очень недешево, поэтому доступно лишь меньшей части населения. Можно питаться «наполовину натурально» и, соответственно, несколько дешевле — например, вместо органической курицы вы покупаете птицу, маркированную «Сage-free» (буквально — «вне клетки», т.е. выращена на вольном выпасе). Чем она там, на вольном выпасе, питалась — не указано. Но заявляю с полной ответственностью, поскольку многократно пробовал сам, что «бесклеточная» курица на порядок вкуснее той, что быстро и дешево выращена в клетке.

Органическая и экологически чистая продукция есть и в России. Она есть и в магазинах, и в специализированных фермерских хозяйствах, и на сайтах в Интернете, через которые можно заказывать такие продукты. Российские сельхозпроизводители занимаются этим бизнесом как самостоятельно, так и в сотрудничестве с зарубежными партнерами. Например, как сообщал недавно продуктовый интернет-портал Foodmarkets.ru, в Ульяновской области осуществляется российско-американский проект по созданию крупнейшего в Европе производства органического молока.

Foodmarkets.ru цитирует отчет министерства сельского хозяйства США за 2011 год, в котором говорилось: «Россия экспортирует органическую гречневую крупу, просо, люцерну, лен и дикорастущие продукты — в том числе дикие ягоды, грибы, кедровые орехи и травы — во множество стран. Россия также экспортирует органическую пшеницу в ЕС». На Западе, и в частности в США, ждут появления на глобальном рынке более широкого ассортимента сертифицированной по международным стандартам органической продукции из России. «Крупные американские компании, — указывает интернет-ресурс, — подтверждают, что готовы закупать у России десятками тысяч тонн качественную органическую пшеницу, кукурузу, ячмень».

От «ножек Буша» до мраморной говядины

Но главное, конечно, — это внутренний российский рынок, на котором есть реальный и растущий спрос на качественные продукты питания. Согласно опросу, проведенному исследовательским холдингом «Ромир», 58% горожан готовы платить больше за экологические продукты — чтобы без рактопамина и п.г. Ну а в сельской местности почти у всех свои, надежно-экологические продукты...

Когда-то дешевая американская курятина, «ножки Буша» составляли «наше всё», а теперь... Импорт курятины в Россию стремительно сокращается: за три года, с 2008-го по 2011-й, он уменьшился более чем на 65%. В потреблении мяса птицы отечественная продукция по итогам 2011 года составляла около 88%, и ее удельный вес продолжает расти. Так что запрет на импорт американской курятины в РФ, который был введен в начале 2010 года и отменен полгода спустя, можно забыть как несущественный эпизод.

И все же без импорта мяса российскому пищевому рынку пока не обойтись — об этом говорят цифры, приведенные выше. Рядовому потребителю не хватает говядины и свинины, а в верхнем потребительском сегменте желают кушать деликатесную мраморную говядину, которой своей пока, считай, нет — ее производит лишь одно предприятие в Липецкой области. А стейк-хаусов, в которых предлагают настоящий Ангус и Херефорд-биф, уже достаточно много — их стейки ribeye, T-bone и пр. сделаны из импортной «мраморки».

Лидером по поставке мраморной говядины на российский рынок сегодня, однако, является не Америка, а Австралия. Так что и тут тоже облом в плане поставок заокеанского мяса на необъятные просторы нашей родины.

Хотя почему облом? У Штатов есть что поставлять в Россию. Не мясо, так джинсы, автомобили, компьютеры, голливудское кино — да мало ли что еще. Лишь бы не было войны — даже холодной. Она торговле помеха.


Илья Бараникас

МЕЖДУ ТЕМ

Руководитель Роспотребнадзора, Главный государственный санитарный врач Геннадий Онищенко назвал недопустимым предложение члена правительства Германии раздать нищим мясную продукцию с кониной, из-за которой развернулся скандал в Европе. «Это будет геноцид по признаку социального достатка», — заявил Онищенко Интерфаксу. По его мнению, обнаруженная под видом говядины в ряде европейских торговых сетей конина заражена опасным для здоровья человека веществом фенилбутазон. Поэтому эта продукция должна быть уничтожена.

К конине, продающейся в Европе под своим собственным названием, претензий нет. Так, во Франции ее реализация за последнее время увеличилась на 15%. Опасность заключается в том, что в магазины под видом «здоровой» говядины поступает «нездоровая» конина. «Для меня все это является лишним подтверждением опасений, которые Россия неустанно высказывает по поводу несовершенства системы надзора за качеством и безопасностью пищевой продукции в Евросоюзе», — отметил Онищенко.

Ранее Главный санитарный врач заявил, что Россия может ввести ограничения на поставки мяса из Евросоюза.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру