Белоруссия в три счета

Белоруссия на машине за три дня: замки, зубры и драники

Журналиста «МК» соблазнила идея путешествия на машине в Белоруссию. При всех особенностях местного политического режима страна братская. И к тому же полная достопримечательностей...

Замок в Любче — одно из романтичнейших мест этой славянской страны.

С выездом из Москвы мы несколько затянули. Провозились с автостраховкой и прочими бумагами. В итоге к белорусской границе подъехали около полуночи.

Сделать мы это решили со стороны Витебска — и не пожалели об этом. (А покидали потом Белоруссию другим путем — по трассе, ведущей на Польшу.) Очереди на границе не было вообще, поэтому мы практически без остановки проскочили таможню.

Водитель начал потихонечку засыпать прямо за рулем, и мы решили поднажать, доехать до Полоцка и переночевать уже в нем. Места для ночлега с ходу найти не удалось. Предлагались либо шикарные гостиницы в советском стиле за много денег, либо место в общаге за символическую плату. В итоге мы оказались в Новополоцке в недорогой, современной и уютной гостинице под названием «Нафтан».

Выспавшись и подкрепившись завтраком, мы приступили к осмотру достопримечательностей, ради которых мы, собственно, сюда и отправились. Начали, конечно же, с одного из самых старых русских храмов — Софийского собора. В нем сейчас располагается музей истории архитектуры собора. Прикоснувшись к древнему Борисову камню (XII век) и кинув взгляд на реку Западную Двину, мы двинули искать знак географического центра Европы. Обойдя вокруг него и загадав желание, покатили в следующую точку нашего маршрута.

Выбор пал на город Глубокое, где нас интересовал крупнейший в Белоруссии православный храм — собор Рождества Пресвятой Богородицы. После этого мы решили сделать перерыв и начать плотно знакомиться с белорусской кухней — в местном ресторанчике в народном стиле налегли на драники, зразы и колдуны. Отяжелев от процесса поглощения яств, с трудом заставили себя двинуться дальше. Продвинуться предстояло больше чем на 200 км.

Наполеон Орда. Лида над рекой Лидеей. Май 1876 г

Мы ехали в Лиду. Первый из белорусских замков на нашем пути — Лидский замок. Залюбовавшись прудом с белыми лебедями, мы прозевали время закрытия кассы. Внутрь попасть не удалось. Поэтому мы прогулялись вдоль новеньких отреставрированных стен и пообещали себе вернуться сюда, дабы посмотреть «настоящий» рыцарский турнир. Отправляемся гулять по городу, не уставая радоваться встречающимся вывескам и указателям на белорусском языке. Впечатление такое, что белорусы используют исключительно «падонковский» язык (интернет-сленг).

Курьез вышел с обменом денег. Обежали все окрестности, но никак не удавалось поменять рубли. Совсем отчаявшись, мы побрели через площадь к машине, как вдруг наше внимание привлек невзрачного вида мужичонка с целой пачкой денег. Спрашиваем, какой курс? Дяденька замялся и пробормотал что-то невнятное, но к тому моменту до нас уже успело дойти, что это просто собирающий милостыню бедняк. А пачка белорусских денег в его иссохших руках может содержать в себе эквивалент очень скромной суммы российских рублей. К местным тысячам мы так и не успели привыкнуть… Батька — оно, конечно, на все века, но зачем же, простите, инфляцию разводить?

Далее путь лежал в Новогрудок (название произошло от слов «Новый городок»). Дело было к вечеру, и мы опять задумались о ночлеге. В этот раз вопрос решился просто. Мы встретили группу друзей, которые путешествовали там на велосипедах и уже заселились в общагу неподалеку. Мы не стали привередничать и присоединились к ним.

Наполеон Орда (художник, музыкант, композитор). Новогрудок, 1870г.

Поскольку солнце еще светило вовсю, то решили сгонять на берег Немана, в романтическую Любчу. В местном замке велась реставрация, но рабочие с радостью пропустили на территорию. Любчанский замок — не столь популярное место у туристов, поэтому мы в одиночестве побродили вдоль стен, постояли во дворе и вышли на берег Немана.

Фото: Елена Меляшинская

На ужин собрались в ресторанчике неподалеку. Меню мы ждали около часа, еды — около двух, отчаявшись, мы послали гонцов в магазин, но их поиски не увенчались успехом. В соседнем зале между тем орала ужасающая российская попса. Там праздновали юбилей. Перекричать музыку удавалось с трудом. В итоге все-таки начали приносить блюда, причем порции были маленькие, но уложенные на тарелку в высокохудожественном исполнении. На что ушло время, стало понятно. При этом еды хватило не всем. Точка кипения была достигнута, когда мы получили счет, в который была включена немалая сумма за… проклятое музыкальное оформление!

В Белоруссию на машине: замки, зубры и драники

Смотрите фотогалерею по теме

Котлеты в Беловежской пуще

Утром нас ждал Новогрудский замок. Его решили законсервировать в том виде, в котором он до нас дошел, поскольку для восстановления замка не хватает исторических данных. Руина получилась впечатляющая — правда, вид портят ходящие по пятам торговцы и менялы, пытающиеся впарить вам ненужные сувениры и поменять деньги по невыгодному курсу.

Еще один замок на нашем пути — Мирский. Свежеотреставрированный, на берегу пруда, он больше походил на декорацию к какому-нибудь историческому фильму.

Наполеон Орда «Мирский замок», 1876г.

На нашем автомобиле «Тото» совершаем переезд длиной 150 км и к вечеру оказываемся в Ружанах, тоже славных своим замком. Осмотр решили отложить на утро, а пока найти место для ночлега. Это оказалось совсем не просто, гостиниц как таковых в городе не оказалось. Поэтому доехали до ближайшего леса и устроили ночевку в палатке при костерке, а наутро отправились осматривать достопримечательность.

Наполеон Орда «Дворец Сапег в Ружанах», 19 век

Ровно половина замка была уже отреставрирована, другая половина — руинирована. По легенде, в замке есть 25-километровый подземный ход, который ведет в Коссово. Подземелий там предостаточно, но хода мы так и не нашли. Поэтому в Коссово пришлось ехать традиционным способом.

Прямо напротив Коссовского замка располагается маленький, но уютный музей революционера Тадеуша Костюшко. Быстро его осмотрев, мы двинулись к замку. Но исторический объект обнесен хорошим забором, за которым просматривается охранник... Решили пойти на хитрость. Один человек отвлекал охранника разговорами, пока двое других лезли через забор... Некогда в замке Пусловских было 132 комнаты, все их обежать не представлялось возможным. Сейчас ведутся восстановительные работы, должно быть, после реставрации здесь будет нечто грандиозное, но это еще не скоро.

Фото: Елена Меляшинская

Конечно, нельзя было не повидать знаменитую Беловежскую пущу, дорога к ней лежит в сторону польской границы. Дорога гладкая, очень красивая, живописные леса, небольшие деревеньки. Скоро оказываемся в деревне Каменюки, перед самым входом в заповедник. Перед кассами толпится народ. Разобравшись с билетами, решаем взять напрокат велосипеды, но свободных не оказывается в наличии, а ждать час-два — не было времени.

Берем карту с маршрутами и выбираем один из самых коротких. И, конечно же, не можем пройти мимо кафешки, которая находится прямо на территории заповедника. К нашему огромному удивлению, здесь можно было разжиться шашлыком из мяса… зубра, дикого кабана или оленя.

Мы ограничились блинчиками с джемом. Согласитесь, как-то это странно есть в заповеднике шашлык из символа этого самого заповедника. Пробежавшись по Музею дикой природы и вдоволь насмотревшись на чучела животных, идем посмотреть их же, но вживую. Вольеры с зубрами и кабанами начинались тут же и уходили вглубь на многие сотни метров. Несмотря на запреты, туристы все же скармливают зубрам и оленям тонны булок, но, видимо, поделать с этим ничего нельзя. Если верить Википедии, мы совершали прогулку по «остатку реликтового первобытного равнинного леса», который произрастал в доисторические времена.

Фото: Елена Меляшинская

Надышавшись чистейшим воздухом, наслушавшись пения птиц и вдоволь нагулявшись, отправляемся в обратный путь. По дороге успеваем осмотреть один из символов Белоруссии — крепость Белая Вежа, вернее, единственную целую ее круглую башню.

Последним пунктом программы был поселок Смоляны, расположенный уже возле границы со Смоленской областью. Во время осмотра замка Белый Ковель к нам подошел священник и пригласил в деревянную Спасо-Преображенскую церковь (на фото — внутреннее убранство храма).

Отец Александр занимается восстановлением храма сам, государство никакой поддержки не оказывает. Не спеша священник провел нас по всем помещениям храма, не забыв и про подземную церковь. Получилось весьма приятное и неожиданное завершение поездки.

На границе, в районе Орши, выезжая из Белоруссии, мы постояли пару часов в очереди. Но это не испортило впечатления от поездки по стране, которая просто создана для автомобильных путешествий.