Пенсионные накопления раскололи правительство

Минфин и Минэкономразвития против Минтруда и вице-премьера Ольги Голодец

Спор вокруг накопительной части пенсии достиг своего апогея. Правительство разделилось на два противоборствующих лагеря. Так, вице-премьер Ольга Голодец и глава Минтруда Максим Топилин предлагают сделать ее добровольной. Однако министр финансов Антон Силуанов и его коллега из Минэкономразвития Алексей Улюкаев расценивают эту инициативу как ликвидацию пенсионных накоплений. Они уверены: «пенсионные накопления — ключевое условие для обеспечения роста экономики». Поддерживает их и ЦБ. Поставить точку в этом вопросе попытались 19 марта на совещании у премьера Дмитрия Медведева. Впрочем, окончательное решение так и не было принято. Как сообщил «МК» источник в правительстве, последнее слово оставлено за президентом. Впрочем, ему стоит поторопиться. Российская экономика нуждается в «длинных» деньгах.

Минфин и Минэкономразвития против Минтруда и вице-премьера Ольги Голодец

Накопительная часть пенсий уже давно стала камнем преткновения между финансово-экономическим блоком правительства и социальным. Пока выигрывает последний. Именно вице-премьеру Ольге Голодец и главе Минтруда Максиму Топилину удалось добиться «заморозки» формирования накопительной части в 2014 году, а затем и в 2015-м. Таким образом удалось приберечь средства федерального бюджета за счет снижения трансферта в Пенсионный фонд. Именно на это и был расчет. В результате в прошлом году экономия составила 244 млрд рублей.

Дальнейшая судьба накопительной части решалась на совещании у Дмитрия Медведева. Однако окончательного решения по продлению «заморозки» в 2016 году так и не было принято.

Между тем вице-премьер Ольга Голодец и министр труда и социальной защиты Максим Топилин настаивают на переводе накопительной части в добровольный формат.

«Наступила пора, чтобы накопительная часть пенсий стала добровольной, чтобы у каждого человека был персональный договор с Негосударственным пенсионным фондом (НПФ), чтобы НПФ отвечали перед людьми по полному кругу обязательств, а не по номиналу, как сейчас», — уверена Ольга Голодец.

По ее словам, сейчас пенсионные накопления населения сгорают из-за растущей инфляции.

Согласно расчетам Минтруда, в 2005–2013 годы средняя доходность НПФ составила 3,9%, что меньше инфляции, которая за этот период составила 9,1%.

Однако по другую сторону баррикад звучат иные аргументы. Инициатива Голодец и Топилина равноценна ликвидации накопительной части пенсии, что грозит нехваткой «длинных» денег, без которых российская экономика зачахнет. Действительно, «замороженные накопления» не поступают в экономику в виде инвестиций от НПФ. А с учетом падения российского ВВП сейчас на счету каждая копейка. Дело в том, что, если не будут «разморожены» пенсионные накопления, Россия так и не слезет с «нефтяной иглы». А это грозит россиянам в будущем мизерными пенсиями.

Поэтому Минфин и Минэкономразвития предлагают вернуть накопительную часть. «Когда экономика идет на спад, когда внешние рынки закрыты, наша позиция в том, что пенсионные накопления должны быть восстановлены. Работа НПФ — одно из ключевых условий для обеспечения роста экономики. Она должна быть восстановлена», — заявил Силуанов на Неделе российского бизнеса РСПП. По оценке зам. министра финансов Алексея Моисеева, «непередача в НПФ пенсионных накоплений может стоить экономике РФ 0,3% роста».

«Обязательная накопительная система — это важный элемент финансовой структуры государства, производящий «длинные» деньги, уверен министр экономического развития Алексей Улюкаев.

На стороне финансово-экономического блока выступает ЦБ. Эльвира Набиуллина считает, что НПФ вкладывают деньги в реальную экономику. Более того, оценки ЦБ разнятся с оценками Минтруда: «Среднегодовая доходность пенсионных накоплений под управлением НПФ составила 10,5% за период с 2002 по 2013 год. По предварительным оценкам, большинство НПФ показали в условиях высокой волатильности рынка хотя и незначительную, однако положительную доходность за 2014 год».

Впрочем, и та и другая стороны преследуют ведомственные интересы.

«Если учитывать, что «цена вопроса» отказа от обязательных пенсионных накоплений и перехода к добровольным составляет около 2,5 трлн рублей, становится понятной резко отрицательная реакция Минфина и Минэкономразвития на инициативу социального блока правительства. Но, по сути, эффективность накопительной части пенсии находится под большим вопросом, если она не может обеспечить гражданам те же условия, что и страховая пенсионная система», — полагает руководитель аналитического отдела Grand Capital Сергей Козловский.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру