ФОРУМ ПО ЛОГИКЕ СОВКА

4 марта 1999 в 00:00, просмотров: 404

Закончившийся в Москве Всероссийский форум "Театр: время перемен" был похож на скучный спектакль, который расхваливали лишь его устроители. По привычке здесь желаемое выдавалось за действительное: еще бы — большое количество представителей российских театров собрались в первопрестольной на два дня, продемонстрировав властям свое театральное единство. На самом деле перед собравшимися разыгрывалось представление, которое с таким же успехом могло происходить и 15, и 20 лет назад. Как точно заметил Олег Табаков, "мы уже 12 лет живем иначе, а все оперируем логикой совка". Действительно, выступление театрального люда текло по трем потокам сознания: 1. Культура гибнет. 2. Артистам кушать нечего. 3. Умоляем принять закон о театре. Кто-то вышел на трибуну лишь для того, чтобы рассказать свои впечатления от фильма, где Рязанов столкнулся с Ельциным. Отрезвил всех вице-мэр Москвы Валерий Шанцев. — Если не будет работать экономика театра, он захиреет, что бы тут ни говорили, — сказал он и предложил подумать хотя бы о ценах на билеты. Это, пожалуй, было единственное конструктивное предложение на фоне всеобщей театральной беспомощности. Как это ни странно, именно государственные чиновники — Валерий Шанцев и министр культуры Владимир Егоров — выглядели людьми, умеющими считать деньги даже в таком тонком деле, как театр. Зачем при таком раскладе нужно было устраивать помпезное сборище? И радостью встреч коллег оправдывать большие расходы? Захочет государство принять закон о театре и дать ему льготы (арендные, налоговые, таможенные и др.) — даст. Не захочет — можно смело заказывать похоронный марш по репертуарным театрам. Но прибегать к проверенному, допотопному способу — давить государственных мужей известными лицами народных любимцев — сегодня по меньшей мере наивно, по большей — подозрительно. Подозрительность вылилась в скандал последнего дня форума, когда организаторы все-таки попытались под шумок протащить пункт о "региональных фондах", создаваемых из бюджетных же денег. Многие это рассматривают как создание еще одной фондовой кормушки для верхушки Союза театральных деятелей. Тем не менее наивная провинция, живущая по принципу "все что угодно, лишь бы не погибнуть", проголосовала за фонды. Ход событий переломил Юрий Соломин, который буквально закричал с места: — Опомнитесь! Что вы делаете! Вы и так деньги из бюджета не получаете. А у вас копейки хотят отобрать, как будто бы на ваше благо. Но вы их не увидите. Как потом выяснилось, представители Малого театра буквально "бомбили" президиум записками относительно фонда, но тот демонстративно держал паузу. В результате переголосования идея фондов на бюджетные деньги не прошла. Однако у многих закралось сомнение: ведь проект закона о театре уже отправлен вверх по инстанциям, и нет никакой гарантии, что туда будут внесены изменения. Гарантии чистоты дела попытались получить у министра культуры, и тот обещал проследить. Именно он оказался тем реалистом, который предложил не выживать театрам, а жить.




Партнеры