СЕМЕН ЛЕВИН: СВЕЖИЙ ВОЗДУХ В ЗАСТАВКЕ

10 августа 2000 в 00:00, просмотров: 1087

Семен Левин — генеральный директор компании "НТВ-Дизайн", дважды лауреат Национальной телепремии ТЭФИ. В этом году — лауреат европейского и всемирного фестивалей телевизионной графики в Берлине и Новом Орлеане (США). Все эти и многие другие награды были получены за оформление каналов, входящих в холдинг "Медиа-Мост": собственно НТВ, ТНТ, НТВ+, НТВ-Интернешнл и даже радио "Эхо Москвы". Со своей командой, а это сорок талантливейших дизайнеров, Левин бросил перчатку всему миру в области дизайна, который всегда считался у нас достоянием Запада. — Что такое дизайн? — Это все, что сделано руками человека, хотя есть наукообразное объяснение: дизайн — это организация среды обитания. Есть еще одно определение дизайна, которое мне нравится больше других: дизайн — это то, что принимает заказчик или зритель. — Лучший дизайнер — это природа? — Природа — это все, что создано Богом. Дальше уже действует человек. Автомобили одного класса по техническим параметрам сейчас мало отличаются друг от друга. Поэтому люди выбирают дизайн. И побеждает тот, у кого он лучше. Человек всегда хотел сделать окружающий мир удобным и красивым. Эти две вещи не могут существовать одна без другой, потому что функциональные вещи всегда красивы. — Тогда что такое телевизионный дизайн? — Это составляющая часть телевизионного бизнеса. У нас телевидение только начинается, по сравнению с тем, что происходит на Западе. Там уже есть заказное ТВ: можно программировать передачи для себя. Сущность программ и их содержание уже состоялись. Есть новости, есть аналитические программы, есть игры, ток-шоу. Часто они очень похожи по содержанию и отличаются только формой. ТВ — это бизнес, и программы — это товар, который продается зрителям. Чем интереснее зрителям, тем выше рейтинг, тем дороже реклама, тем больше заработает компания или программа. И она может инвестировать эти деньги в еще более интересные идеи. — А в начале этой цепочки дизайн? — Дизайн — не начальная и не вспомогательная, а лишь составляющая часть телеиндустрии. Кроме программ и фильмов зритель уже выбирает и "одежду" ТВ, дизайн. Например, в программе "Глас народа" в студии сидят 200 человек. Каждое место оснащено пультом для голосования, это все встроено в электронную систему, сделано табло. Программа уже является предметом дизайна. Но кроме технологии программы "картинка" должна нравиться, зритель не должен уходить на другой канал. Например, в "Итогах" "шапка" программы очень интересно сделана, это так называемый шпигель, то есть анонс, который интригует зрителей. — Откуда вы знаете, что нужно телезрителям? — Вы встречали худых, маленьких людей, которым кажется, что они Шварценеггеры? Это смешно. Нужно ориентироваться на две вещи: социология и интуиция, опыт. Про НТВ говорят, что это элитарный канал. Но вы же не скажете, что заставки канала непонятны. Наоборот — они абсолютно чисты и просты. — Разве проста заставка "Антропологии", например? — В начале века в России бурно развивалось то, что мы сейчас называем авангардом. А потребителями были крестьяне, которые только совсем недавно освободились от рабства. И эти "ножницы" между художником и потребителем были такие гигантские, что многие не понимали всех этих вещей. Дизайнер должен это чувствовать, потому что он работает с предметами потребления. Каждая программа тоже имеет своего зрителя. Зритель программы "В нашу гавань заходили корабли" совсем другой, нежели, скажем, в "Антропологии". — А как получилось именно такое оформление "Гавани"? — Это ностальгическая программа, в основном для "шестидесятников". В то время люди, что называется, оттягивались на дворовых песнях. Они уходили от повседневности, от лжи, от "патриотизма", когда в контексте времени гремели марши и сообщались "Вести с полей". И еще в этих песнях люди мечтали, что они могут куда-то поехать. А песни были о Париже, но люди точно знали, что Париж они никогда в жизни не увидят. Так вот кораблики — это символ такой мечты, а бумажные они потому, что никуда не уплывут. — Если Киселев вам скажет: "Хочу, чтобы мое изображение мелькало в заставках как можно чаще", вы подчинитесь? — Киселев никогда не говорит, сколько чего должно мелькать. В этом отношении он идеальный заказчик. Он мне абсолютно доверяет. Мы вместе работаем уже семь лет, и он не забраковал ни одну мою работу. На НТВ поняли, что на дизайнеров лучше не давить. В нашей стране плохо готовят дизайнеров, потому у нас много людей, которые пришли с другой стороны баррикад — программисты, блестяще знающие компьютерную графику. Совместить технику с творчеством — вот настоящая проблема. Что касается пожеланий заказчиков, то покойный Артем Боровик, например, не сразу принял оформление своей программы, но сказал: "Ты это сделал, и ты отвечаешь перед собой, перед Богом и перед зрителями. И пусть будет так". А через некоторое время он мне позвонил: "Знаешь, мне очень нравится". Я моделирую будущее, делаю то, что еще никто не видел. Любой новый путь очень непрост. — Судя по заставкам для программы Шендеровича "Итого", дизайнер обязан обладать чувством юмора? — Безусловно, но еще и абсолютным слухом и чувством ритма, ведь счет идет на кадры, а в каждой секунде телевизионной графики 25 кадров, то есть мыслить нужно 1/25 секунды. — Каковы финансовые отношения "НТВ-Дизайн" в холдинге "Медиа-Мост"? — Оформление ТВ вещь недешевая. Но наша деятельность для "Медиа-Моста" очень рентабельна, потому что мы находимся в холдинге и нам платят только по себестоимости. То есть затраты гораздо меньше, чем если бы это был заказчик со стороны. — Но технически вы от Запада сильно отстаете? — Очень. — Тогда как же вы конкурируете с западными компаниями? — За счет таланта. — Некоторые дизайнеры с других каналов говорили насчет заставки программы "Сегодня": как же так, там разрезают российский флаг на ленточки. Это некорректно и непрофессионально. — Там флаг не разрезается, а даются отдельные цвета флага. Между прочим, за программу "Сегодня" мы получили ТЭФИ. Информационную передачу оформить очень сложно. Новостная программа — как газета, у нее каждый день разные темы. И 90 процентов из них — это негатив. Поэтому зритель должен вдохнуть свежий воздух хотя бы в заставке. — Музыка — тоже часть дизайна. Как вы находите мелодии для разных программ? — Этим у нас занимается много людей. Одному композитору здесь не справиться. Он обязательно будет повторяться. Не всегда может устраивать синтезатор, иногда хочется живой музыки — скрипки или рояля. Например, в фильме "Правнук императора" мы сделали наигрыш на фортепиано "В парке Чаир". Музыка — одна из главных составляющих, но я знаю примеры, когда музыка губила потрясающую компьютерную графику. — Вы не считаете себя ниспровергателем? — Я просто делаю то, что до меня никто не делал. Но я ничего не отрицаю. Я работаю на базе того, что было. В 20-х годах был лозунг: "сбросим Пушкина с корабля современности". В этом вся беда российская, потому что мы всегда что-то ниспровергаем. А нужно наращивать, а не выбрасывать то, что было. Это один из принципов на НТВ — создавать традицию. — Ситуация с НТВ, когда власть хочет поменять владельца, а значит, изменить традицию, — вас не пугает? — Для того чтобы традиция появилась или жила, нужны десятилетия, для того чтобы ее не стало, много времени не требуется, но я обожаю свою профессию и уверен, что дизайн был, есть и будет.



    Партнеры