Коза стала водоплавающей

24 июня 2004 в 00:00, просмотров: 199

Небывалый результат был достигнут в Нижнем Новгороде, где был получен новый образец парнокопытного животного — коза водоплавающая. Правда, пока она не попала ни в один справочник по зоотехнике: это чудо природы является достоянием отечественного театра.


Впрочем, хватит загадок и интриг. Коза — это фестиваль театральных капустников, который в двенадцатый раз проходил в Нижнем Новгороде и известен всей России под названием “Веселая коза”. Просто на двенадцатый год своего рождения с суши рогатую веселушку перевели на пароход “Михаил Фрунзе”, и она неделю плавала по волжским просторам.

Внесем ясность. Капустник — это не санитар театра, как принято считать, а зеркало, произведенное в условиях театра для того, чтобы этот самый театр можно было досконально рассмотреть.

— Капустник — это чтобы радовать друг дружку, — считает, может быть, самый большой практик капустного движения писатель Вадим Жук. Во всяком случае, его знаменитый театр “Четвертая стена” в Ленинграде много лет был лучшим на всей территории бывшего СССР. Поэтому вполне понятно, почему именно этот художник редкой худобы и редкого таланта много лет возглавляет жюри “Козы”. А вместе с ним — режиссер Михаил Макеев, композитор Сергей Шустицкий, критик из Питера Александр Урес, педагог театрального училища новгородец Анатолий Захаров.

Итак, “Коза” погрузилась на пароход и двинулась вниз по Волге-матушке. А по дороге с утра до ночи занималась капустным делом. Команды из театров Челябинска, Нижнего, Иркутска, Читы, Петрозаводска, Екатеринбурга показывали свои капустники, проводили мастер-классы на темы. Ну, например, “Чайки” Чехова. Представьте классическую пьесу в стиле кино Тарантино — еще никто до этого не додумался. Заречную на самом деле зовут Нино, она мафиози, а писатель Треплев производит контрольный выстрел в голову чайки.

Или “Вишневый сад”, который в современных условиях так переосмыслен челябинскими артистами под руководством Сергея Плотова, что оторопь берет. В своем вишневом садике он построил теремок, населенный всевозможными тварями, говорящими классическим текстом. Договорились до того, что впервые за историю отечественного театра утверждению “Вишневый сад — вся Россия” противопоставили: “А кому он, на фиг, нужен?” Трезво, но отнюдь не цинично. Тем более не циничнее действий российских властей, народа по отношению как к саду (символу России), так и к собственной Родине.

— Замечательно, что сегодня в капустниках отсутствуют телевидение, политика, — комментирует выступления артистов Вадим Жук. — В основном шли разговоры про вечную природу театра — бедную, несчастную и возвышенную.

В подтверждение этого мудрого тезиса — номер харьковского театра “Черный квадрат” им. Малевича. Номерочек называется “Театральное давно”: на полянке возлежат три артиста и под выпивку-закуску разглагольствуют про театр. Мол, кто после нас... “Володьке наконец народного дали”. Рядом мечется тощий артист в длинных трусах — то бабочек ловит, то в воду прыгает и на латыни говорит. Более беспощадного мини-спектакля к самим себе, к своей актерской породе я не помню. Что же это получается? Трепливые языки? Фальшивая духовность с мелкой сущностью служителей Мельпомены? Да — все есть в этой остроумной и жесткой прописанной Вячеславом Гиндиным миниатюре.

А “Веселые монтировщики” из Вологды — это даже не пластический парафраз на тему халтуры технических служб театра, а отражение исключительно русского менталитета. Это когда под чудную музыку Лядова “Музыкальная шкатулка” четверо театральных придурков — как заводные игрушки: один заколачивает гвоздь, следующий за ним — выдирает, третий ликвидирует работу предыдущих и т.д. Одним словом, русские идут.

Даже при советской власти театр был единственным местом, жившим по законам конкуренции. Лучших определяли и на “Веселой козе”. Победителями стали парни из Харькова со своим “Театральным давно”, “Веселые монтировщики” и версия “Ромео и Джульетты” из Петрозаводска. “Московский комсомолец” всегда устанавливал на “Козе” свои призы. На сей раз они достались и петрозаводцам, и харьковчанам, и челябинцам. Судя по всему, именно эти города в ближайшее время поставят в столицу лучшие авторские силы — Гиндина, Липовецкого и Плотова. Впрочем, последнего уже заполучило “Эхо Москвы”, где Сергей излагает свои социально-политические взгляды на каждый день.

Интересное завершение в судьбе “Козы”, можно сказать, новый поворот предложил представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко. Сергей Владиленович, много лет покровительствующий театральному парнокопытному, на этот раз учредил профсоюз “За козла ответишь” и всем его членам раздал пиво. Напиток, впрочем, стал хмельной нагрузкой к более существенным призам: Кириенко оплатил победителям поездку на следующий фестиваль.




    Партнеры