Школьники класса ЭКС

4 ноября 2004 в 00:00, просмотров: 393

...У дверей класса, прямо на полу, сидела напирсингованная девица. Учителя шли мимо, не обращая на нее ни малейшего внимания.

Я удивился: в любой отечественной школе за такое немедленно бы “построили”, и в первую очередь — за неуставную внешность. Но в столичной вечерней школе №90 порядки иные. Да и ученики, прямо скажем, тоже...


— Вечерка всегда была пугалом для школьников, — знакомит со своим учебным заведением директор Владимир Кузнецов (между прочим, доктор педагогических наук). — Тех, кто плохо учился, стращали: пойдешь в ШРМ. Считалось, что школа рабочей молодежи — удел двоечников и неудачников...

Может, так раньше и было, вот только теперь в 90-ю чуть ли не очередь. А все потому, что открылся экстернат. За последние 10 лет число учащихся-экстернов в Москве увеличилось почти в 20 раз! В 2003 году их набралось уже более 11 тысяч человек.

— Экстернат — это экономия времени и здоровья, — поясняет Владимир Михайлович. — Во-первых, можно пройти два класса за один год, а во-вторых, далеко не все дети справляются с учебной нагрузкой в школе, особенно в гимназиях и лицеях. Семь-восемь уроков в день, 2—3 часа домашние задания. Многие старшеклассники занимаются на подготовительных курсах и с репетиторами. Вот и происходят нервные срывы и обострение хронических заболеваний... В экстернате больше свободного времени и меньше ежедневная нагрузка.

Экстерном может стать любой школяр, если не может или не хочет целый день сидеть за партой. Все предметы проходят лекционно-блочным (модульным) методом: 2—3 недели на изучение одной дисциплины, потом экзамен. Вместо привычной чехарды уроков — полное погружение в предмет.

— Это намного эффективнее, — включается в разговор завуч экстерната Любовь Сидоренко, — у ребят нет каши в голове. Не надо на литературе думать о контрольной по биологии или выполнять домашнее задание по географии.

По идее, экстернат — внешкольная форма получения знаний. Экстерн самостоятельно (или с родителями, репетиторами) изучает дисциплину, потом сдает по ней экзамен. Когда вся программа пройдена и положительные оценки получены, его переводят в следующий класс. Экстерном можно закончить 10—11-й классы или только 11-й. В первом случае выигрыш составляет год, во втором — полгода. Для тех, кто собирается поступать в престижный вуз, это очень выгодно — экономится время для углубленной подготовки по конкретным вступительным экзаменам. Не следует забывать и об армии: для ребят год-два в запасе — дополнительная гарантия попадания в вуз.

Конечно, ученик может заниматься сам, но большинство ребят предпочитают ходить на лекции в экстерн-школу. Так проще готовиться к экзаменам, да и с учителями контакт налаживается... Занятия проходят 4 раза в неделю, по 3 пары (6 уроков) в день. Удовольствие платное (это считается дополнительной образовательной услугой), но в выигрыше остаются все: ученики получают необходимые знания, учителя — приработок, школа — средства на развитие. В экстернате есть дневные и вечерние группы, а также группы выходного дня. Очень удобно: днем работаешь — вечером учишься. Или наоборот.

Молодые, да ранние

Кто же выбирает экстернат? В основном ребята, уже определившиеся с будущим местом учебы или работы.

...Светлана Овсянникова мечтает о карьере модели. У нее, кстати, имеются для этого все данные: высокая, стройная, стильная. Длинные волосы собраны в симпатичный “хвостик”. Света уже год работает в профессиональном модельном агентстве, часто бывает на показах. Какие уж тут уроки и домашние задания! “Хочется побыстрее закончить школу и заняться модельным бизнесом, а потом поступить в ГИТИС”, — по-взрослому мечтает Света... У Жени Суховой была другая причина пойти экстернат.

— Я училась в гимназии с экономическим уклоном. Там главным образом давали математику, экономику, обществознание. Мне это ни к чему — хочу поступать в Тимирязевскую сельхозакадемию на ландшафтный дизайн. Люблю ухаживать за растениями, высаживать из них красивые композиции...

Кстати, Женя закончила 9-й класс круглой отличницей. Теперь думает о золотой медали в новой школе. В экстернате вообще много ребят, сдающих экзамены на одни “пятерки”.

Практически все юные экстерны выбрали самые престижные вузы: МГУ, Плехановская академия, медицинский университет. Ученики 7-й группы (в экстернате ребята делятся не на классы, а на группы, как в институте) по степени “взрослости” на год-два старше своих сверстников. Что в принципе понятно: в экстернат идут те, кто четко знает, чего хочет от жизни. Для таких ребят обычная школа — потерянное время. Они мечтают поскорее скинуть обузу ученичества и заняться тем, что им интересно.

Другая причина, по которой идут в экстернат, — занятия “большим” спортом. Таня Пономарчук увлекается эстетической гимнастикой.

— Это новый вид спорта, — поясняет девушка, — разновидность художественной гимнастики. В ней нет упражнений с предметами — лентой, мячом, булавой, обручем, зато есть поддержки — выступление происходит группами, и одну из девчонок “выталкивают” наверх...

Таня тренируется в спортивном клубе, готовится к чемпионату мира, часто ездит на соревнования. В школе, где она раньше училась, увлечение девочки не одобряли и за отсутствие на уроках ругали. В экстерне же ей, как и любому ученику, пропустившему занятия, идут навстречу — дают возможность повторить модуль и сдать экзамен. Главное, чтобы к концу года все итоговые оценки были получены.

Есть и социальная причина выбора экстерната. Например, ранняя беременность. Девушка, в 15—16 лет собирающаяся стать мамой, вряд ли захочет остаться в обычной школе. Мысли уже не о математике или химии, а о другом. Экстернат дает возможность таким юным мамашам ускоренно завершить образование и получить аттестат зрелости. В 90-й школе таких девушек в этом году нет, но, по словам завуча Любови Сидоренко, подобные случаи не редкость.

Школа по-взрослому

Особая категория учеников-экстернов — “поздние” школьники. Если школьниками вообще можно назвать людей, повторно севших за парту взрослыми. Для них в 90-й есть специальные группы.

Татьяне — 27 лет, но она учится в 7-м классе.

— В детстве я тяжело болела, и меня отдали во вспомогательную школу. Окончила 10 классов (это как шесть в общеобразовательной), начала работать. Сначала переплетчицей в типографии, потом продавщицей на рынке, сейчас в метро торгую театральными билетами. У меня в трудовой книжке подчеркнуто — “незаконченное среднее образование”. Из-за этого чувствую себя какой-то неполноценной... Очень хочется закончить учебу — получить среднее, потом, может быть, и высшее образование. В крайнем случае поступлю в колледж...

Ее однокашник, 19-летний Петр, по поводу предыдущей учебы в школе высказался кратко: “Дурак был”. Судя по всему, его настоятельно “попросили” из учебного заведения. Теперь наверстывает упущенное. Странно было видеть молодого парня — по виду начинающего бизнесмена — за школьной партой. Посреди урока у Пети зазвонил мобильник — он с виноватым видом отпросился в коридор. Из-за двери было слышно, как “семиклассник” обсуждал тонкости какой-то торговой сделки...

...Надя по возрасту младше одноклассников, но и у нее непростая история. Девочка явно с характером, своенравная, поэтому не прижилась в районной школе — не понравилась учителям, да и с ребятами отношения не сложились... Начались конфликты, “разборки полетов” с родителями. На семейном совете решили отдать Надежду в 90-ю. Теперь девушка довольна — приходит на уроки в модном “прикиде”, с пирсингом, держится независимо. Учителя относятся к ней с пониманием, не достают...

За год эти ребята пройдут 7-й и 8-й классы. Потом — в экстернат, чтобы побыстрее получить аттестат зрелости. Это правильно — у людей в любом возрасте должна быть возможность сесть за парту и получить образование. По крайней мере это честнее и лучше, чем покупать липовый аттестат.




Партнеры