Фердидурка с неприличным жестом и лицом

Театр после ареста

Плоть и дух. Высокое и низкое. Вот двуединство, которое терзает человечество и заставляет, со стеснением или без, совершать глупости. По этой проблеме, занимавшей художников во все времена, лучше всех из наших современников отметился поляк Витольд Гамбрович. Этого странного, если не сказать — сумасшедшего автора побаивается наша сцена. Зато его соотечественники — поляки — очень даже уважают. И без оглядки берутся за самые сложные сочинения Гамбровича. Одно из них, с заковыристым названием “Фердидурка”, показал в Москве театр “Provisorium” — одна из наиболее известных в Польше и в мире альтернативных трупп.


Спектакль играли дважды — в Литературном музее им. Пушкина на Пречистенке и в учебном театре ГИТИСа. Декораций — ноль, не скамейки, на которой сидят два господина. Один — весь плотский, жирный, как кусок мяса. Другой — утонченно-высокомерный, точно трость с набалдашником из слоновой кости. Сначала идут робкие приглядки. Как будто принюхиваются, как две собаки. Затем физиономии все отчетливее передают отношения между двуногими. Ничего хорошего эти физии не выражают.

Затем идет изумительный текст (его можно читать с экрана), из которого видно, как Гамбрович сложнейшие философские и культурологические категории изящно переливает в простые и даже грубые фразы. И выстраивает простые конструкции человеческих отношений на сложном фундаменте. Вот, скажем, к двум господам на скамейке присоединяется еще один — постарше, который взрослых дяденек отводит в первый класс гимназии. А те шкодят, ковыряют в носу и осваивают неприличные жесты.

Причем режиссеры спектакля Януш Опрыньский и Яцек Бжезиньский делают ставку не на действие, что было бы в данной ситуации весьма банально, а на мимику. Например, господин учитель с пафосным видом рассуждает о пользе поэзии классика Юлиуша Словацкого, а “школяры” отыгрывают его и свои реплики мимикой.

Интересны и сам спектакль, и театр “Provisorium”, дебютировавший более 30 лет назад спектаклем “На полпути” — по мотивам все той же “Фердидурки”. Ну не дает этот ироничный и необычный роман покоя многим поколениям поляков. “Provisorium” бурно участвовал в политической жизни страны, в результате чего оказался в конфликте с “официальной” системой ценностей. С введением военного положения наступила пауза в деятельности театра, несколько актеров даже были арестованы. А в 1982 году театр возобновил работу: начал с “Иного мира” Густава Херлинга-Грудзинского, рассказавшего в книге (запрещенной в то время) о пребывании в ГУЛАГе.

И вот — новая Польша, новые времена. “Provisorium” сливается с другой компанией — “Театр”, созданной выпускниками факультета кукольного театра. Продукция, которую они выпускают, пользуется неизменным успехом в Польше и на международных фестивалях. Самый громкий — достается “Фердидурке” (где ее только не играют!), которая и приехала в Москву.

Кроме того что “Фердидурка” оказалась замечательным подарком для театралов, она еще и поучительный урок для профессионалов: как малыми средствами делать современное сложное искусство. И как смело и просто можно говорить со зрителем о самых острых современных проблемах.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру