Крушение по расписанию

Подрывники не отличаются изобретательностью

14 июня 2005 в 00:00, просмотров: 538

На месте происшествия оперативники изъяли “джентльменский” набор террориста. Уже установлено, из чего состояла бомба.

Итак, преступник сделал небольшой подкоп под правую рельсу и заложил туда устройство. С пусковым механизмом адская машина соединялась через удлинители, скрепленные синей изолентой. Подрывник использовал куски телефонного провода, так называемую лапшу (ее-то и нашли в укрытии). Бомба приводилась в действие через обычный тумблер. Его, как и шесть пальчиковых батареек “Крона”, также изъяли в лесу. В принципе, такой прибор мог изготовить и старшеклассник. Так что версию о причастности к теракту разнокалиберных революционеров и националистов (с учетом того, что пустить под откос пытались “кавказский” поезд) тоже нельзя исключать. Но основной все же остается чеченская версия.

По предварительным данным, мощность безоболочного взрывного устройства, заложенного под рельсы, составила 3 кг в тротиловом эквиваленте.

— Этой мощности для серьезного повреждения поезда явно недостаточно, — говорят наши источники в спецслужбах. — Расчет был на то, что вагоны просто перевернутся от взрыва, и тогда, конечно, жертвы были бы неизбежны. Но поезд устоял благодаря тому, что скорость его была небольшой... Кстати, этот теракт — брат-близнец аналогичного случая, который произошел год назад в Северной Осетии.

29 мая 2004 г. в 7.27 поезд №33 Москва—Владикавказ сошел с рельсов в результате двух взрывов в районе станции Эльхотово (30 км от Владикавказа). Первый взрыв произошел под последним, второй — под четвертым вагоном. С рельсов сошли 7 из 18 вагонов. Суммарная мощность взрывных устройств составила 800 граммов в тротиловом эквиваленте.

Всего в поезде находились 463 человека, и лишь чудом никто не пострадал — поезд не перевернулся, как рассчитывали террористы. И причин тому было две: во-первых, на перегоне, где произошел взрыв, состав идет достаточно медленно из-за небольших расстояний между станциями, а бомбы были рассчитаны на большую скорость поезда. Во-вторых, не сработало третье взрывное устройство. Неразорвавшуюся бомбу обнаружили около места подрыва поезда. Она была прикреплена к одной из опор линии электропередачи примерно в 150 метрах от места крушения.

Исполнителем этого теракта был житель Эльхотово Владимир Ходов — тот самый террорист, который участвовал потом в захвате школы в Беслане.

У нашего источника в спецслужбах мы также поинтересовались:

— Может ли взрыв поезда Грозный—Москва быть просто “отвлекающим маневром” перед другим, более серьезным терактом?

— Может быть все что угодно. Не хочется никого пугать, но предыдущий опыт говорит о том, что этот теракт может быть началом серии кровавых событий. Вспомните, как они действовали на юге, когда друг за другом взрывались электрички, а все закончилось терактом в московском метро...

3 сентября 2003 г. тоже ранним утром — в 7.30 — в результате подрыва электрички Кисловодск—Минводы на перегоне Подкумок—Ессентуки погибли 6 человек. Около 80 пассажиров получили ранения. Мощность двух фугасов, сработавших под одним из вагонов, была эквивалентна 15 кг тротила.

На след исполнителя этого теракта — Ибрагима Исрапилова — следствию удалось выйти в конце 2003 года. Он был задержан в Предгорном районе Ставропольского края во время перевозки около 24 кг взрывчатки.

— Я снабжал террористов всем необходимым, — признался на допросе Исрапилов. По его словам, он был посредником между заказчиком и исполнителем, передавая деньги, оружие и взрывчатку.

По данным спецслужб, Исрапилов был одним из активных членов чеченских бандформирований и знаком с Шамилем Басаевым. Ему было поручено организовать теракты за пределами Чечни. Непосредственным начальником Исрапилова был полевой командир Доку Умаров. В обязанности Исрапилова входило снабжение террористов и боевиков оружием и взрывчаткой из Ингушетии. Его приговорили к 20 годам лишения свободы.

По данным ФСБ, взрыв 3 сентября 2003 г. заказал тот же человек, что и следующий взрыв электропоезда в Ессентуках. 5 декабря 2003 года в 7.43 в вагоне пригородного поезда Кисловодск—Минеральные Воды близ станции Ессентуки взорвался террорист-смертник. Две его сообщницы успели выйти из поезда незадолго до взрыва. Число жертв этого теракта составило 47 человек. Ранения различной степени тяжести получили более 200 человек. Мощность взрывного устройства составляла около 30 кг тротилового эквивалента. Для увеличения поражающей силы взрывное устройство было начинено обрезками проволоки, болтами и гвоздями. Устройство аналогичного типа потом было использовано во время теракта в московском метро (смертник использовал безоболочное взрывное устройство, также эквивалентное 5 кг тротила). И в воскресенье в Подмосковье использовался тот же тип бомбы.

Отметим странную закономерность: все взрывы поездов совершались в промежуток между 7 и 8 часами утра.

9 декабря 2003 г. был взрыв у гостиницы “Националь” (шестеро погибших и 18 раненых). Рупор чеченских сепаратистов — интернет-сайт “Кавказ-Центр” — тогда разместил заявление Шамиля Басаева, в котором он взял на себя ответственность за теракты. В нем говорилось, что подрывы электричек в Ессентуках и взрыв у гостиницы “Националь” в Москве провели члены созданной им бригады смертников “Риядус салихьийн” (“Черные вдовы”). В заявлении теракты в Ессентуках и Москве названы как “успешные операции по принуждению русистов к миру в рамках ранее объявленной операции “Бумеранг”.

Вчера “Кавказ-Центр” молчал. Но спецслужбы, как стало известно “МК”, вплотную взялись за чеченскую версию теракта — слишком уж почерк одинаковый.




Партнеры