Тесты без протестов

Детей-сирот поселят в социальную гостиницу

31 мая 2006 в 00:00, просмотров: 393

Застать в кабинете министра образования Московской области Лидию Антонову — задача не из простых.

В канун завершения учебного года — практически невыполнимая. Образовательное “хозяйство” Подмосковья масштабное, поэтому рабочий день министра может начаться на последнем звонке в зарайской сельской школе, а закончиться на педагогическом совещании где-нибудь в Клину. Вот и сейчас нам пришлось отправиться за Лидией Николаевной в Коломенский район. Так что убили двух зайцев сразу: обсудили актуальные проблемы образования и посмотрели, как выпускников детских домов и интернатов Московской области поздравляют с началом нового этапа в их жизни.

Праздник “День выпускника”, организуемый по поводу окончания школы воспитанниками детских домов, стал в Подмосковье традиционным. В этом году в нем приняли участие более 400 ребят. Девушки в модных нарядах, ребята при галстуках, море цветов, дискотека с участием столичных звезд, поздравления и щедрые подарки — побывав на этом празднике, ни за что не скажешь, что к нему имеет отношение сиротливое словосочетание — детский дом. Но вскоре этим подросткам предстоит столкнуться с реальностью жизни, которая редко окрашена в розовые тона.

— Лидия Николаевна, насколько защищено будущее выпускников детских домов?

— Важно создать этим детям мотивацию и условия для дальнейшего обучения. Раньше по окончании детского дома они шли только в систему начального профессионального образования. Но уже несколько лет в области действуют стипендии губернатора для детей-сирот, поступивших в высшие и средние профессиональные учебные заведения. Эти молодые люди могут быть уверенными, что они смогут закончить курс. Кроме того, мы рекомендуем ректорам всех учебных заведений создать благоприятные условия для подготовки таких абитуриентов к приему.

Еще надо создать им возможность адаптироваться в современном мире. Когда человек воспитывается в детском доме, то привыкает, что у него стабильно есть завтрак, обед, ужин, обустроенное жилье и т.д. Это порождает неспособность самому заботиться о себе и о своих близких. Поэтому в ряде детских домов мы апробируем понятие “социальная гостиница”. Это отдельное помещение при детском доме, где продолжают проживать ребята-выпускники. Они учатся или работают и в то же время приобретают навык самостоятельного проживания. Социальная гостиница — это промежуточное звено, которое, позволяет осмыслить выбор профессии, получить возможность не потеряться в этом мире.

— Сколько выпускников Московской области будут в этом году сдавать ЕГЭ?

— Единый госэкзамен у нас сдают 14% выпускников — каждый шестой ребенок. Это нормальный процент. Он означает, что есть выбор. А если есть выбор — есть прогресс. Московская область сравнительно недавно вошла в ЕГЭ. Мы долго присматривались к этой форме аттестации, ждали первичного анализа. Кроме того, у Подмосковья свои особенности. В частности — близость к столице, часть вузов которой, как вы помните, не приветствовала данную форму. Поэтому мы ввели ее мягко, подготовили экспертов, открыли свой хороший базовый центр по ЕГЭ, на создание которого были получены деньги не только по федеральной, но и по региональной линии. За три года на ЕГЭ из бюджета Московской области было выделено более 45 млн. рублей. Это позволило оснастить центр современным оборудованием, закупить транспорт и т.д.

— Как вы сами относитесь к единому госэкзамену? Он и впрямь может стать панацеей от всех бед?

— Во многом ситуация с ЕГЭ сегодня — это психология, потому что ничего нового здесь нет. ЕГЭ — это иная форма итоговой аттестации. Но если она вводится сразу в 11-м классе, когда нет навыка тестирования, то порой даже способные учащиеся вдруг теряются и не могут адаптироваться к новым условиям. Я думаю, что к тестированию надо привыкать с первых классов, вводить его элементы поэтапно. Это хорошая форма. Она учит собранности, дисциплине, умению быстро реагировать, но и забывать классическую форму нельзя. Нельзя иметь единую форму аттестации по всем дисциплинам. Есть такие классические формы, как сочинение, изложение и т.п. Думаю, что нельзя от них отказываться. Ведь нужно знать не только, кем написано произведение и о чем оно, но и выразить свое отношение. В этом смысл литературы, которая воспитывает душу человека. И никакими тестами это не заменишь. Другое дело, что есть точные науки, где возможно использование тестов. Поэтому совершенно правильно, что есть форма классической аттестации и ЕГЭ.

— Все областные вузы принимают абитуриентов по результатам ЕГЭ?

— Да, у нас есть соответствующий приказ, поэтому все областные вузы работают по данной форме. Кроме того, мы заключаем договора, и многие московские вузы, работающие на нашей территории, тоже принимают по итогам ЕГЭ. По крайней мере по прошлому и позапрошлому году у нас не было серьезных жалоб по проведению ЕГЭ в школе или по приемке по его результатам в вузы.

— Зарплата учителей оставляет желать лучшего. Что делается, чтобы удерживать педагогические кадры?

— В Московской области краеугольный камень в политике образования — это постоянная динамика повышения заработной платы педагогам. Если на 1 марта этого года средняя зарплата по области в образовании была 8200, то сейчас, после первомайского повышения на 15%, ожидается 10 тыс. Здесь тоже есть свои резервы. В районах действуют муниципальные надбавки или создаются специальные условия учителям: покрываются транспортные расходы, оплачивается питание, строятся Дома учителя. Это замедлило процесс ухода педагогов в Москву. Мы наблюдаем, что в районах среднего и дальнего кольца кадровый вопрос уже так остро не стоит. Если есть вакансии, мы принимаем также учителей из соседних субъектов. Наш уровень зарплаты это позволяет. У нас работают финансовые механизмы закрепления молодых: уже 5 лет из регионального бюджета выплачиваются стипендии губернатора молодым педагогам. В будущем хотелось бы, чтобы более широко пошла программа “Жилье для учительской семьи”.

— С местами в детских садах сейчас полная беда — детей в стране стали рожать, а пристроить их некуда. Как решается эта проблема?

— К сожалению, проблема обеспеченности детскими дошкольными учреждениями стала вопросом номер один. Если все остальные решаются с хорошей динамикой, то здесь ее нет. Демографическая ситуация меняется быстрее, чем мы открываем новые места в детских дошкольных учреждениях. Только за этот год очередность выросла на 25%. Какие здесь пути решения? Во-первых, ввод новых детских садов. Например, в Мытищах в этом году было сдано два новых детсада, готовится к приемке третий. Во-вторых, необходимо вернуть в систему образования те учреждения, которые были закрыты в первые годы перестройки. Мы пытаемся найти средства, чтобы эти сады восстановить. Третий путь — использование имеющихся учебных заведений. Мы дали предложение в министерство строительного комплекса Московской области с целью разработки программы создания новых детских садов.

СПРАВКА "МК"

По состоянию на 1 января 2006 года очередность в детские дошкольные учреждения Подмосковья составила 53492 ребенка. По сравнению с прошлым годом она возросла на 9518 человек. Для ликвидации данной очередности необходимо разработать областную программу по строительству дошкольных образовательных учреждений, в ходе которой построить более 300 восьмигрупповых садов на 150 мест. На эти цели потребуется 54 млрд. рублей.


— Насколько посильным для выполнения вам кажется постановление об оснащении всех школ и садов области “тревожными кнопками”?

— На сегодняшний день 61% муниципальных учреждений образования оснащены “тревожными кнопками”. В областных учреждениях они есть практически везде. А вот в удаленных сельских школах очень дорого обходится ее обслуживание. Но муниципальные образования все равно находят выход. В Чеховском, Зарайском и других районах вместо “тревожной кнопки” закупают мобильные телефоны, запрограммированные на номер телефона специальной службы.

Но главное воспитать в человеке умение адекватно себя вести в чрезвычайных ситуациях. “Тревожная кнопка”, ограждение должны быть, но не менее важен психологический аспект. Мы пытаемся сейчас перестроить курсовую подготовку учителей ОБЖ (основ безопасности жизнедеятельности), чтобы они могли передать умение вести себя в чрезвычайных ситуациях нашим учащимся. Только за этот год мы провели более 3315 учебных тренировок на местах по этому курсу.

— Вот уже второй год подряд на областном этапе всероссийского конкурса “Лучшая школа года” побеждает учебное заведение из Раменского района. Откуда такое постоянство?

— В этом районе хорошо развита система развития образования и подготовки учреждений к вхождению в инновационный процесс. Есть много хороших школ, но не всегда они умеют подготовить проект о своей работе. Сейчас как никогда востребованы навыки образовательного менеджмента. А в Раменском районе есть такое понятие, как стратегическая команда. Когда новые педагогические технологии внедряются системно, то и результат налицо. Как получилось, например, с удельненской гимназией, победившей в этом году.

Кроме того, в Раменском районе хорошая форма поощрения педагогов. Здесь лучшим учителям дают квартиры. Кстати, лучшими у нас становились школы не только из Раменского, но и из Серебряно-Прудского и Дмитровского районов.

В ряде подмосковных школ действует программа здорового образа жизни. Что она собой представляет?

— Подобная программа работает у нас в школах городов Жуковский, Бронницы, Балашиха, Раменское, Мытищи и т.д. Один из аспектов этой программы в том, чтобы на уроках физкультуры использовался потенциал города или района. Например, в Бронницах хорошо развита гребля на байдарках и каноэ. Там действует прекрасная детско-спортивная школа. Через программу развития образования Московской области были выделены средства на организацию уроков физкультуры и факультативов спецнаправленности. В Жуковском они связаны с техническими видами спорта: авиамоделированием, картингом и др. Ведь было время, когда станции юных техников вообще были закрыты, а сейчас мы проводим спартакиаду учащихся по таким техническим видам спорта, как авиамоделирование, судостроение, ракетостроение — всего 9 видов спорта. Сразу появляется другая картина организации досуга школьников.

В рамках этой программы у нас много направлений. Например, вместе с одной из зарубежных компаний, действующих в нашей стране, мы работаем по программе правильного питания. Кроме того, нами осуществляются программы по предотвращению наркозависимости среди учащихся, табакокурения.

— Лидия Николаевна, что бы вы пожелали сегодня выпускникам Подмосковья?

— Всегда самое трудное — сделать выбор. Желаю им выбрать дорогу не только по душе, но и чтобы она соответствовала их возможностям. Когда этот выбор после окончания школы стоял передо мной, мне попалась в руки статья известного математика, где он советовал не плыть изо всех сил против течения, а найти себе применение в той сфере, к которой душа лежит, где многое получается. Тогда можно получить более высокий результат. Я запомнила эти правильные слова на всю жизнь. Кроме того, я считаю, не нужно бояться пойти работать. Через работу можно осмыслить свои возможности и сориентироваться в жизни. Поэтому мое главное пожелание выпускникам — найти себя.




Партнеры