Рожденные умирать

Кто “Живой” на этом свете?

Фильм “Живой” Александра Велединского нельзя забыть и с другим не перепутать, потому что он по-честному рассказывает о нашей сегодняшней жизни. И мальчик, пришедший с чеченской войны без ноги, точно и остро сыгранный Андреем Чадовым, — герой этого времени, обозленный на всех мальчишка, не верящий никому и ничему. И потому шашка, которой в 1960-м Олег Табаков в “Шумном дне” рубил ненавистные шкафы-серванты, из символа нетерпимости к мещанству в руках Андрея Чадова в 2006-м стала орудием убийства мещанина. Тогда герой шашкой прокладывал путь вперед. Теперь подписал себе приговор.

Фильм “Живой” 25 августа открывает IV фестиваль отечественного кино “Московская премьера”, одним из организаторов которого является наша газета.


Честно говоря, у нас даже не было сомнений, каким из фильмов “Великолепной семерки “МК”, которую мы представляем каждый день начиная с номера от 11.08, открывать наш фестиваль. Нерв времени давно уже не почувствуешь, глядя новости по телевизору. Нерв времени вообще редко кому удается понять, не говоря уж про передать. Особенно теперь, когда о сегодняшнем дне снимают либо несмешные комедии, либо криминальные истории — хорошие ли, плохие, но от того, чем живут обычные люди, равно далекие.

У Александра Велединского получилось редкое кино. Потому что честное. И нерв времени оно задевает: оно все — нерв.

А были ли мальчики?.. Вопрос на все времена актуален как никогда. Что останется от нынешних мальчиков? Что остается нынешним мальчикам, если повестка в военкомат направила в другую жизнь, которую не увидишь на рекламных плакатах, с которых те, кто остались здесь, делают свою жизнь? И где жизнь настоящая? Там, с автоматом наперевес, под пулями вытаскивая товарища, потому что по-другому нельзя? Или здесь — под огнями большого города, которые только слепят, но не греют, и за тебя все решила Останкинская телебашня — что тебе нельзя и что можно?..

Что хорошо: быть сытым и забыть про все, что было с тобой раньше? Или: “закусывать” водку сигаретами и после полковых шлюх не сметь дотронуться до своей довоенной любви?

Только вопросы. Одни вопросы. Режиссер Велединский ставит их и в своем фильме “Живой” каждым кадром.

Данила Багров знал что делать. Нынешние мальчишки не знают и не понимают, что происходит с ними, вокруг них. Даже ад для них умещается в короткое описание.

— Да нормально. Только холодно и курить хочется, — говорят солдатики, преследующие из небытия ненадолго задержавшегося на земле товарища.

Легкий цинизм, чтобы не было больно, — вот стиль, в котором снял свою новую картину Александр Велединский.

Мальчик ушел на чеченскую войну, потому что у него обычная мама, которая не может его “отмазать” от армии, да он и не хочет. Не принято это как-то в его кругу, да и учебы-работы, которая бы удерживала его здесь, в мирной жизни, у него нет, и на свадьбу по-другому не заработаешь. Только вот вернулся ли он оттуда? Несмотря на то что ноет протез — он чувствует фантомные боли, но не чувствует боли, убивая военкома, купившего машину на “откаты” с подачек нашего государства мальчишкам, потерявшим ноги-руки на ненужной для них войне…

Пацана неприкаянного сыграл Андрей Чадов, а священника, который хотел его душу спасти, — младший брат, Алексей Чадов, начавший свой путь в кино с “Войны” Алексея Балабанова.

Андрей Чадов стартовал позже — снялся в главной роли в фильме Александра Велединского “Русское”, сыграв юного героя почти автобиографических рассказов Эдуарда Лимонова. За роль в “Русском” два года назад он получил приз за лучшую мужскую роль (разделив напополам с Алексеем же — за “Игры мотыльков”) на II фестивале отечественного кино “Московская премьера”. Потом Андрея позвали в “Курсанты” — на роль, в которой Петр Тодоровский рассказал про свою военную юность. “Курсанты” получили номинацию на “Эмми”. Планка братьями взята высокая.

Хороши и друзья-призраки героя в исполнении Владимира Епифанцева и Максима Лагашкина. Без потусторонней мистики они играют так своих героев, что веришь: они — оттуда, “часовые любви”, только несостоявшейся…

Александр Велединский снимал этот фильм, постоянно помня о Жене Родионове, убитом чеченскими боевиками за то, что не снял крест. Пацан, вчерашний школьник, откуда в нем эта сила? Ответ на этот вопрос и искал режиссер.


P.S. Для того чтобы попасть на наш фестиваль, нужно всего лишь вырезать купон, который мы опубликуем уже в среду 16 августа, и обменять его на пригласительный билет “Московской премьеры”. Обмен состоится 20 августа, в воскресенье, с 12.00 до 22.00, в Парке искусств “Музеон” (около здания ЦДХ, метро “Парк культуры” или “Октябрьская”). Оформив там же подписку на “МК” на 1-е полугодие 2007 года по специальной, льготной цене, вместе с подписным абонементом вы получите уже не один билет, а полный комплект билетов (!) на одну из программ фестиваля: “Наше новое детское кино”, “Арт-линия”, “Премьера после премьеры”, “Великолепная семерка “МК”. Афиши на все фильмы — скоро в “МК”.

Акция обмена будет сопровождаться большой музыкальной программой кинохитов — “Золотому веку отечественного кино посвящается”.

Организаторы фестиваля: “Московский комсомолец” вместе с комитетом по культуре города Москвы и продюсерским центром “Кинопроцесс” при поддержке правительства Москвы и Федерального агентства по культуре и кинематографии.

Все о “Московской премьере” на сайте: www.mk.ru


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру