Станет ли доступным “доступное жилье”?

Депутат Валерий Скобинов: “Надо привлечь к этому нацпроекту деньги Стабфонда”

тестовый баннер под заглавное изображение

Приоритетный нацпроект “Доступное и комфортное жилье гражданам России” как специалисты, так и простые люди считают едва ли не главным нацпроектом. Что изменилось с его началом в Москве? Появилась ли надежда, что хотя бы в обозримом будущем проблемы, где жить, у москвичей не будет?

На эти и другие вопросы “МК” ответил председатель комиссии по городскому хозяйству и жилищной политике Мосгордумы депутат Валерий СКОБИНОВ (“Единая Россия”).


— Валерий Петрович, как идет реализация нацпроекта “Доступное жилье…”?

— Наличие комфортного жилья — одна из важнейших составляющих жизни человека. Жилищные конфликты иногда приводят к серьезным трагедиям, даже преступлениям. Как-то раз ко мне на прием пришла бабушка и со слезами на глазах рассказала такую историю. К ней подошла внучка и спросила: “Бабушка, а когда ты умрешь?”. “Почему ты спрашиваешь?” — удивилась бабушка. “Мама с папой сказали, что после твоей смерти я въеду в твою комнату…” Это чудовищная по своему цинизму история, но, увы, реальная ситуация...

Сегодня в России реализуются различные социальные программы — развития системы здравоохранения, образования, социальной поддержки… Но медпомощь нужна тем, кто в ней нуждается в данный момент, образование — тоже, а жилищные вопросы касаются всех. Не случайно президент в своем ежегодном послании одной из главных задач назвал обеспечение доступности жилья, в результате чего и появился соответствующий нацпроект.

Его реализация поручена Министерству регионального развития РФ, выделены целевые средства — хоть и небольшие, но достаточные, чтобы его развивать. Потом разработали программу “Жилище”, которую, в свою очередь, поделили на 9 (!) подпрограмм. Тут вспоминаются слова Юрия Михайловича Лужкова: “Если хочешь решить проблему — решай, если хочешь заболтать — разбей ее на составляющие…”. Так и получилось. Выделенные деньги “размазали” по подпрограммам, и ожидаемого эффекта не получилось. Не удалось сократить сроки предоставления жилья нуждающимся, программа ипотечного кредитования в нынешних условиях не может работать эффективно. У россиян слишком низкие доходы, а кредит предполагает первоначальную выплату в размере 30% стоимости квартиры. Да и кредитная ставка в среднем по стране — около 13%! Есть, конечно, намерения эту ставку снизить к 2010 году до 8%, но это тоже, на мой взгляд, не спасет ситуацию.

— Москва-то хоть что-то получила от нацпроекта? Хотя бы в виде дополнительных средств?

— Уже многие годы столица занимается обеспечением не только своих жителей, но и федеральных льготников и очередников новым жильем по различным программам. При этом предоставляемое федеральным льготникам и очередникам жилье должно оплачиваться из федерального бюджета. Но его задолженность Москве лишь за 2005 год составила более 3 млрд. рублей. По прогнозу, задолженность за 2006 год будет более 1 млрд. рублей. Вот одна из основных проблем.

И, конечно, те средства, которые федеральный центр выделил на реализацию нацпроекта “Доступное жилье” (около 40 млрд. рублей на всю Россию), — капля в море для страны, которая долгое время (за исключением ряда регионов) вообще не строила жилья для обеспечения нуждающихся. В Москве по сравнению с другими субъектами РФ ситуация в какой-то степени более благополучная. Столица ежегодно ведет строительство жилья. Из 4,5 млн. кв. метров, которые планируется сдать в этом году, более миллиона уйдет на соцпрограммы, включая предоставление жилья очередникам, программу “Молодой семье — доступное жилье”, на переселение граждан из ветхого и пятиэтажного фонда. Москва добилась того, что за счет городского бюджета и при активном участии правительства города ставки на социальные ипотечные кредиты снижены до 10,5% годовых…

— Но ведь социальная ипотека положена далеко не всем?

— Да, для этого нужно, чтобы человека признали нуждающимся в улучшении жилищных условий, чтобы он был жителем Москвы и подтвердил в банке свою платежеспособность. Согласен, эти условия недостаточно удобны. В любом случае у человека должна быть определенная (и не маленькая) сумма. Зато по ипотечной программе человек вправе купить жилье где угодно. И до 40% людей, согласившихся на улучшение жилищных условий по варианту предоставляемых субсидий, приобрели квартиры в Подмосковье.

Для успешной реализации нацпроекта “Доступное жилье” в городе разработана среднесрочная программа жилищного строительства на 2006—2008 годы, в которой определен объем вводимого в городе жилья и подсчитано, сколько квадратных метров город сможет выделить для обеспечения квартирами людей по социальным критериям (включая предоставление жилья по себестоимости с рассрочкой платежа).

Впрочем, ипотечная программа в столице, как и везде в стране, особой популярностью не пользуется. Виной тому высокие процентные ставки по кредитам. За 10 лет человек выплачивает двойную стоимость квартиры.

— Но с учетом нынешнего роста цен на жилье все равно выходит дешевле...

— Если вы собираетесь выкупленную квартиру потом продать, то сможете, конечно, немного заработать. А если собираетесь в ней жить, вам от этого ни жарко, ни холодно. Ситуация, которая сегодня сложилась в городе, когда строительство жилья по социальным программам идет при помощи и за счет коммерческого строительства, имеет “две стороны медали”. С одной стороны, это хорошо. Привлекаются дополнительные средства, возводится большее количество домов. Но с другой стороны, мы отчуждаем из городской собственности земельные участки под коммерческую застройку (за счет которой потом и собираем деньги на социальное строительство). В итоге свободных участков для муниципального жилья становится меньше.

— И все же федеральный бюджет оказывает столице какую-то помощь?

— На 2007 год столице положены федеральные субвенции в 760 миллионов рублей. Их выделят на обеспечение жильем российских льготников — инвалидов и ветеранов. А региональные льготники в любом случае остаются “головной болью” города. Еще неизвестно, получим мы эти деньги или нет. Нам много чего обещают, но не выплачивают. Так, Москва не получает субвенций на выполнение столичных функций; также мы должны были получать 45 млрд. рублей субвенций ежегодно после ликвидации региональных дорожных фондов, но потом эту сумму сократили до 35 млрд.…

Так что в одиночку городу с нацпроектом “Доступное жилье” не справиться.

— Но если город все же получит федеральные субвенции, их будет достаточно?

— Конечно, нет! Впрочем, если мы получим эти 760 миллионов, это будет хоть какой-то подмогой. В то же время в стране есть огромный Стабилизационный фонд, средства которого съедает инфляция. Можно ведь эти средства направить на решения задач приоритетного нацпроекта “Доступное жилье”.

— Каким образом?

— Зайду издалека. Сегодня город разрабатывает программы по формированию рынка доступного жилья. Но пока действует следующая схема. Поставить на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий в столице по закону могут лишь семью, на каждого члена которой приходится менее 10 кв. м жилой площади. Плюс к этому семья должна быть признана малоимущей. А что делать малоимущим, у которых больше 10 кв. м, но меньше социальной нормы в 18 кв. м? Что делать тем, кого нельзя признать малоимущим, но кто не может позволить себе приобрести жилье на рынке? Что делать городу, который вынужден строить огромное количество коммерческого жилья, из которого 70% выкупают иногородние граждане? Что делать с шикарными домами, в которых половина окон не светится? Не столкнемся ли мы в ближайшее время с ситуацией, когда найти новый участок под строительство будет большой проблемой?

Я предлагаю ввести в рамках нацпроекта такую схему, по которой на учет на улучшение жилищных условий смогут вставать граждане, на которых приходится до 15 кв. м жилой площади. Надо создать банк данных по этим людям, определить участки под строительство. А уже дальше разработать механизм формирования участников этой программы по каждому конкретному адресу. Далее программа вносится на утверждение в уполномоченный федеральный орган (а с учетом значимости нацпроекта на федеральном уровне нужно создать специальный уполномоченный орган, Минрегионразвития так и не смогло разобраться даже в реформе ЖКХ). И программа будет защищена в федеральном центре. Между субъектом Федерации и этим центром нужно заключить договор, где будут обозначены все адреса, площади, фамилии участников программы, график финансирования и возврата средств…

— Так эти средства и должен выделить Стабфонд?

— Сегодня средства Стабфонда размещены в различных банках под очень низкие проценты (максимум под 3% годовых). Почему мы не можем направить эти средства на реализацию столь важной программы под те же самые проценты — с гарантией возврата? Тогда мы сможем предоставлять жилье горожанам по ипотечным кредитам без первоначального взноса! И по цене строительства, которая не превышает $900 за кв. метр! Все это жилье мы сможем пустить на реализацию нацпроекта. Можно будет предоставлять человеку товарный кредит в виде квартиры, который он должен будет выплатить за 10 лет не больше чем под 3% годовых из расчета приобретения квартиры по себестоимости. Он вернет деньги субъекту Федерации, тот — федеральному центру, а тот — Стабфонду. Таким образом, деньги будут изыматься из оборота, не давая раскручиваться инфляции.

Даже при очень примерных расчетах стоимость трехкомнатной квартиры на 10 лет составит для человека $72—75 тыс. В месяц выйдет примерно $600—630. Думаю, найдется много желающих поучаствовать в этой программе. Потому что когда человек слышит о минимальной стоимости квадратного метра в $4 тыс., он понимает: сколько ни работай, не заработаешь.

Еще в 2001 году Конституционный суд признал, что введение дополнительных программ соцподдержки коренных москвичей не носит дискриминационного характера. Если мы получим дополнительную помощь из федерального центра, то сможем сократить коммерческое строительство в городе и увеличить количество жилья, которое смогут приобрести нуждающиеся.

Конечно, моя идея со взятием средств из Стабфонда небесспорна, но есть много умных, талантливых людей, которые смогут придать ей законченный вид.

— Как идет в городе реализация программы “Молодой семье — доступное жилье”?

— В городе формируются списки семей, которые подходят в эту программу по возрасту. По среднесрочной программе на 2006—2008 годы молодым планируется выделять по 270 тыс. кв. м площади ежегодно. Они покупают квартиры по себестоимости из расчета 26 тысяч рублей за кв. м. 9 тысяч семей уже получили квартиры. С целью стимулирования рождаемости созданы льготы в виде списания части задолженности при рождении или усыновлении ребенка. При рождении первого ребенка списывается сумма в размере стоимости 10 кв. м, при рождении второго — в размере стоимости 14 кв. м, для третьего и каждого последующего — в размере стоимости 18 кв. м за каждого ребенка.

— Не планирует ли Гордума подумать над тем, чтобы сделать “молодыми” семьи повзрослее? Например, до 35 лет?

— Эта программа продиктована финансовыми возможностями Москвы. Так что прежде чем повышать число потенциальных желающих улучшить жилищные условия, надо найти деньги, чтобы построить для них жилье.

— Увы, в то время, как в стране реализуется нацпроект в области жилья, уже больше года действует новый Жилищный кодекс, который вызывает много нареканий. Суды стали выселять из квартир даже детей. Планирует ли Гордума пытаться внести изменения в жилищное законодательство?

— С принятием ЖК были внесены изменения и в Гражданский кодекс, согласно которому сегодня не требуется разрешения органов опеки на изменение жилищных условий несовершеннолетних. И сейчас действительно творятся подчас страшные вещи, когда детей выписывают в никуда.

Раньше действовал порядок, по которому при осуществлении сделок с жилыми помещениями, где прописаны несовершеннолетние, требовалось согласие органов опеки и попечительства. И у нас есть желание вернуть этот порядок. В ближайшее время мы обратимся в Госдуму с поправками в статью 292 ГК.

— Другой “прокол” ЖК — управляющие компании. Гордума уже обратилась в Госдуму с инициативой отсрочить момент их выбора до 2010 года...

— Пока ее судьба неизвестна, но время еще есть. Сейчас идут переговоры с депутатами Госдумы. На прошедшей конференции “Единой России” мэр поставил задачу — нужно обязательно добиться этой отсрочки. Думаю, из всего населения Москвы процентов 10—15 знают о том, что есть такой Жилищный кодекс, и дай бог полпроцента знают о том, что в нем написано. А ведь перед тем, как вводить в действие новый закон, нужно сначала объяснять населению его значение. Власть в первую очередь должна быть с человеческим лицом.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру