Как пожар — хоть увольняйся

Использовать пожарную технику не по назначению научились в Павловском Посаде

Доверять пожарным нас учат с раннего детства. Чуть ли не больше, чем врачам и милиционерам. Ведь их телефонный номер стоит первым в экстренном списке. Но детство кончается, а вместе с ним бесследно рассеиваются и красивые мифы о добрых дядях, которые, стоит набрать 01, вмиг примчатся и справятся с коварной стихией. Во взрослой жизни все оказывается гораздо тривиальнее. Выясняется, например, что зарплата у огнеборцев слишком маленькая, чтобы они лезли из кожи вон на тушении пожаров. И что техника у них подчас держится на честном слове: на ней не то что до места трагедии, до пункта сбора металлолома бы доехать. И что возглавляют отряды на местах порой “воеводы”, под “чутким” руководством которых от пожарной охраны постепенно остаются рожки да ножки. Кстати, за примерами далеко ходить не надо. Взять хотя бы начальника Павловопосадского отряда Александра Лепилина, о выходках которого в городе уже ходят легенды.

На должность начальника ПЧ-41 Павловопосадского отряда Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по Московской области полковника внутренней службы Лепилина назначили в 2003 году. Прежде всего свою кипучую энергию Лепилин выплеснул на музей пожарного дела, который сотрудники Павловопосадской пожарной службы еще до его прихода создавали собственными силами и на свои деньги. Долго и кропотливо они собирали экспонаты, связанные с историй создания части.

Особой гордостью личного состава был пожарный обоз (или конный ход) XIX века, найденный в одной из местных деревень и отреставрированный руками пожарных. Конная повозка была оснащена оригинальным ручным пожарным насосом. Каждый год 30 апреля, в День пожарной охраны, обоз, запряженный лошадью и управляемый пожарным, одетым в старинную форму, возглавлял праздничную колонну на показе пожарной техники. Горожане до сих пор с теплотой вспоминают те праздники. Они собирались у музея, приходили ветераны пожарной охраны, школьники. Пожарные демонстрировали методы тушения пожаров и спасения людей. Каждый мог подойти и потрогать как современные, так и старинные образцы техники. Также в этот день новоиспеченные пожарные принимали присягу.

Новому начальнику отряда вся эта музейная самодеятельность сразу пришлась не по душе. Музей с экспонатами он передал местной администрации, которая в свою очередь определила историческое имущество в ведение краеведческого музея. У его сотрудников, видимо, и так дел по горло, поэтому после передачи все экспонаты лежат под замком, забытые и заброшенные. Ради справедливости надо сказать, не все. Так, неожиданно в неизвестном направлении был отправлен тот самый обоз, а вместе с ним ручной насос из латуни. По распоряжению Лепилина в один прекрасный день обоз вместе с насосом погрузили на машину и увезли. Это происходило на глазах у подчиненных начальника отряда. Они даже пытались препятствовать, но были посланы известно куда.

Постепенно страсти по музею улеглись. Неприятная история, но, если быть объективными, непосредственно работы пожарной охраны она не касается. Зато отношение к ней имеет столь же непривлекательная история с новым автомобильным коленчатым подъемником АКП-50, закупленным для нужд пожарной части. Стрела подъемника может подниматься до 50 м, что необходимо при тушении пожаров на верхних этажах. Однако по назначению новую технику толком применить не успели. Лепилин уготовил ей другую участь.

— По указанию начальника отряда я выезжал на подъемнике на городские стройки: поднимал стройматериалы на крышу, вешал рекламные плакаты и т.д., — говорит водитель Роман Курилин, работавший тогда на этой машине. — В тот момент АКП еще даже не был поставлен на учет в ГИБДД и не прошел обкатку. При этом зачастую нагрузки превышали возможности подъемника. Бывало, к вечеру стрела подъемника уже не поднималась. В результате гидравлика машины пришла в неисправность.

К казенной технике у Лепилина вообще давняя и неразделенная любовь. Вечно ему с ней не везет. Вот и с новой служебной “Нивой” вышел казус — машина попала в ДТП. Что делать? Ну не начальству же докладывать. Проверки, разборки, вымаливание денег на ремонт — зачем лишние трудности? Полковник придумал свой хитроумный план, отдающий рабовладельческим душком.

— Мой начальник отдал мне приказ отремонтировать “Ниву”, — рассказывает бывший личный водитель Лепилина, Олег Тутукин. — Разобрав частично машину, я доложил, что требуется капремонт некоторых кузовных деталей. Лепилин отогнал автомобиль в автосервис и в качестве частичной оплаты за ремонт сказал мне ежедневно находиться там и выполнять любые указания директора. В автосервисе я проработал две недели, выполнял различные виды работ. Я сделал попытку обратиться в прокуратуру, но передумал, а через некоторое время просто уволился из пожарной охраны. Впоследствии Лепилин угрожал мне, чтобы я не давал против него никаких показаний.

Ну да бог с ней, с техникой. Может, Лепилин как руководитель на пожаре — сам бог? Под его чутким руководством даже самые сложные возгорания тушатся за считанные минуты, а распространение огня на соседние объекты невозможно в принципе? Но и тут промашка. По свидетельству бойцов отряда, личное присутствие полковника на пожаре — такая же редкость, как снег посреди лета. Хотя на крупных пожарах он должен находиться согласно должностной инструкции и лично командовать их тушением. Частое отсутствие на пожарах полковник объясняет тем, что живет в соседнем районе. Однако, как только он заступил на новую должность, администрация Павлово-Посадского района выделила ему новую квартиру, а позднее еще и земельный участок под строительство дома. И все это якобы для оперативного реагирования.

По идее, при таком отношении статистика пожаров в Павлово-Посадском районе должна быть устрашающей. Этого не происходит по одной причине: здесь работают истинные энтузиасты своего дела. Когда случаются сложные возгорания, в любое время суток пожарные созваниваются по мобильным телефонам и приезжают друг другу на выручку. Вместо того чтобы банально залить обгорелые остовы, стараются сохранить здание всеми силами. Не говоря уже о спасении людей. За это пожарные получают благодарности. Но только не от начальника отряда, которому это благородное рвение как бельмо на глазу.

Шесть дачных участков охватил огонь в апреле 2007 года в садовом товариществе “Восход”. Дежурный караул смог предотвратить распространение пожара на весь кооператив. Пожарные долгое время работали в условиях высокой температуры. Стояла реальная угроза поражения осколками от взрывавшихся газовых баллонов. Дачники написали письмо с благодарностью пожарным на имя губернатора Бориса Громова. Дойдя по инстанциям до Лепилина, все инициативы о поощрении были замяты.

Свое отношение к сотрудникам в полной мере Лепилин проявил и когда проигнорировал рапорт о представлении трех бойцов к наградам. Тогда, в феврале 2006-го, при тушении пожара в общежитии огнеборцы спасли из огня по приставным лестницам 18 человек. Бойцы отдавали свои противогазы людям и выводили их на чистый воздух, рискуя жизнью и здоровьем. Кстати, удалось спасти и само здание.

Известная поговорка гласит: сколько веревочке ни виться, а конец будет. Однако в случае с начальником Павловопосадской пожарной охраны этот принцип не действует. Его безнаказанность поражает весь город. Из отряда пачками увольняются опытные и квалифицированные сотрудники, профессионалы своего дела. Это офицеры и рядовые, отдавшие пожарному делу не один год и зарекомендовавшие себя только с лучшей стороны. Кто-то из них “слишком много знал” и становился неугодным Лепилину, кто-то просто устал терпеть проделки начальника.

Не исключено, что репрессии продолжатся. Сейчас пожарную охрану ждет очередная реорганизация — из областного подчинения ее отдадут в федеральное ведение. Ожидается сокращение численности личного состава на 20%. Грядущие пертурбации очень удобны для устранения неугодных. Ведь сначала все без исключения выводятся из областного штата, а вот в федеральный зачисляются только те, кто проявил лояльность к руководству. В принципе логика Лепилина ясна как день. Он хочет оставить в отряде лишь толерантных к его выходкам людей. Учитывая, что не сегодня-завтра его могут проводить на заслуженный отдых, связи в пожарной части ему ой как пригодятся. Чуть что — под рукой служебная машина, бесплатная рабочая сила в виде пожарных-новобранцев и прочие полезности.

Тревожный звонок или тенденция? Точно идентифицировать описанную ситуацию могут только люди, работающие в самой системе. Так же, как и сказать, положительно ли сказалось на работе пожарной службы ее зачисление в структуру МЧС. Многие считают, что после этого огнеборцы стали финансироваться по остаточному принципу. Вице-губернатор Московской области Алексей Пантелеев на одном из совещаний и вовсе высказал мнение, что реформирование структуры МЧС не лучшим образом сказалось на работе служб в последние два года. Он отметил, что в это время не наблюдалось эффективности, концентрации и обеспеченности службы. “Наоборот, проявлялась децентрализация системы управления”.

Однако кроме денежных и управленческих в пожарной охране, оказывается, серьезные кадровые проблемы, раз некем заменить неоднократно дискредитировавшего себя начальника Павловопосадского отряда.

Возможен и другой вариант — руководство областного управления МЧС слабо волнует, что делается на местах. Пожар как война — в случае чего все спишет…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру