Отелло был геем?

Золото и серебро фестиваля “Твой шанс”

23 мая 2008 в 16:47, просмотров: 614

На фестивале “Твой шанс”, идущем в Центре на Страстном вторую неделю, золото и серебро сменяют друг друга. “Золотая лекция” — так назван цикл для участников и театралов, на которых о театре можно узнать много интересного и невероятного. Серию открыл шекспировед Алексей Бартошевич. Ну а серебро — это, конечно, ежевечерние спектакли молодых, начинающих театролюбов. На этой неделе были американцы, чехи, сербы, финны и даже итальянцы.

Лекция на фестивале — это ничего скучного и занудного. Два дня крупнейший шекспировед Алексей Бартошевич рассказывал о тайнах “Отелло” и “Макбета”. О том, что Станиславский, например, в образном решении трагедии уделял огромную роль реквизиту. Да-да — банальное весло в руках гондольера. Но патриарх, основатель МХТ, сидя в Ницце, писал Судакову, как изготовить весло, чтобы внутри него помещалась вода. Зачем? — спросите вы. А затем, отвечал Константин Сергеевич, что звук воды в весле будет создавать у зрителя ощущение Венеции, где, собственно, и развернулись основные события трагедии генерала Отелло.

А что сам Отелло? История театра помнит несколько удивительных спектаклей и великих исполнителей роли мавра. Один из них — сэр Лоуренс Оливье.

— Он долго искал походку мавра, — рассказывает Бартошевич. — Он понял, что особенность движений заключается в области таза. И потом, конечно, грим. Оливье гримировался три часа. Сначала его тело покрывали специальным составом. На него накладывали черную краску, которую потом еще раз “полировали” другим составом. Так добивались естественного блеска черной кожи.

Но это еще не все. Ладони и пятки артиста красили розовым цветом, подкрашивали язык, а в глаза капали специальные капли, которые придавали белкам особенно белый цвет. Кадры на экране демонстрировали красавца мавра и его удивительную игру — тонкую, без пережимов…

Еще вопрос: за что Яго ненавидел Отелло? Этот клубок пыталось распутать не одно поколение режиссеров. Одни шли от Шекспира. Но любопытную версию предложил режиссер, который увлекся изучением подсознательного в человеке.

Он пришел к выводу, что Отелло был геем. А сам исполнитель роли Отелло как раз был традиционной ориентации мужчина, физически хорошо развитый спортсмен. Поэтому от него в секрете держали режиссерский замысел до последнего, а тот никак не мог въехать в режиссерскую концепцию. Если бы въехал — сразу бы отказался от роли…

Какие еще золотые лекции предлагает фестиваль? “Весь Шеппард на американской сцене”, Блен Андерсен (США), — 30 мая. А до нее — встреча с Иваном Вырыпаевым (26 мая) и Аллой Сигаловой (27 мая). Так что следите за афишей.

Вечерами же в Театральном центре “На Страстном” творится театр в чистом виде. Неожиданным для постоянных зрителей фестиваля стал спектакль Тамперского университета (Финляндия) “Безбрежный остров”. В этом музыкально-пластическом спектакле речь о нежной молодости этак в конце 30-х годов прошлого века — предвоенные годы... Сейчас все хорошо, семь юношей и девушек резвятся на берегу моря. Сначала появляются парни — семь этаких Гераклов в старомодных купальных костюмах. Вот появляются красавицы девушки. Купаются, бегают, танцуют… Все высказано в танце. Два парня ухаживают за одной девушкой. Смешной паренек в плавках вышел с рупором и как затрубит с безмятежной улыбкой: тпруу-тпруу! За право находиться возле него соревнуются две девушки. Наконец пары сложились. И настала ночь — время обезумевшей страсти. Происходит не просто секс — буйство, неистовый разврат.

Зрители в шоке. Но подумайте: а как пройдет ваша ночь с любимым, если это последняя ночь?.. Девушки, простившись, исчезают, а на парней сверху падает огромный вещмешок — они уже бойцы. Резиновые сапоги летают по воздуху, как оторванные ноги. Помним, финны были на стороне фашистов. Потом появляются девушки в советских шинелях, крик на ломаном русском: “Идите к маме, финские солдаты!” А на арене появятся еще действующие лица Второй мировой — американцы в смокингах. Один протягивает советской солдатке… колготки, чудо из чудес по тем временам. Эластичные колготки натягиваются между двумя странами. Финал.

Фестиваль идет дальше. В субботу — швейцарский “Гримм — маленький брат, маленькая сестра и другие превращения”, а в воскресенье Щепкинское училище показывает “Лето и дым” Уильямса.



Партнеры