Вера, одежда, любовь

Москву ждет межрелигиозное противостояние. Футболок

20 августа 2008 в 16:10, просмотров: 1431

Признаться в своих чувствах Богу можно по-разному. Взволнованной исповедью, тяжелым молчанием и даже символическим рисунком. Можно на заборе что-нибудь написать, а можно на футболке. Одежда с религиозными лозунгами давно продается по всему миру. Теперь с этим веянием столкнулась и российская столица. Кто эти люди с божественными слоганами на груди — проповедники, модники или просто шутники, попыталась разобраться корреспондент “МК”.

Этим летом в Москве появилась первая и пока единственная футболка с надписью “I love Islam”. Ее привез в столицу 14-летний Булат Товсултанов. Парень отдыхал в детском летнем лагере в Волжском районе Саратова и вместе с другими участниками смены получил этот необычный сувенир от организаторов-мусульман. Всего “правоверных футболок” выпущено около тысячи, говорят в Духовном управлении мусульман Поволжья. Есть и женский вариант — с длинным рукавом.

Совсем скоро одежда “I love Islam” появится в продаже в разных регионах страны. Уже сейчас ее можно увидеть на улицах городов Карелии и Башкортостана, а также в Пензенской, Ульяновской и Волгоградской областях. Среди других “брендов” — футболки с изображением мечети, с традиционным мусульманским приветствием “Ас-саламу алейкум!” (“Мир вам!”).

Мода на исламские сакральные надписи, вероятно, пришла из Европы. Не так давно уроженец Германии дизайнер Мелих Кесмен открыл целый магазин футболок, сумок, ковриков для мышки со слоганами “Терроризм не имеет религии”, “Я люблю своего Пророка”, “Иисус — мусульманин” и других. А лондонский Islamic Design House предложил “экологические” сумки с призывом покупать канонически дозволенные продукты “халяль”. Российские правоверные не без удовольствия балуют друг друга этими оригинальными подарками.

Верующие других конфессий тоже не прочь прикупить себе “священную” вещицу — кто для развлечения, а кто для вовлечения в свои ряды прохожих-единомышленников. Американцы, к примеру, вовсю эксплуатируют “христианские футболки” в предвыборной гонке. Организация “Против абортов”, используя неосторожное высказывание Барака Обамы об абортах, выпустила футболку с надписью, гласящей, что этот кандидат в президенты уничтожит Америку “по ребенку за раз”. Другие же их майки в основном оповещают общественность, что “Иисус Христос — Супергерой”.

Сфера особого ношения

Несколько лет назад одна из московских фирм по производству хиджабов уже выпускала футболку с надписью “Спешите на молитву! Спешите к спасению!”. Это слова из азана — традиционного призыва к обязательной молитве, звучащего в мечетях. Руководитель фирмы Гульнара Нуруллина говорит, что новинка пользовалась большим спросом.

Впрочем, слова непосредственно из молитв мусульмане на одежде не размещают: к имени Всевышнего или сурам из Корана следует относиться трепетно. “В такой футболке, например, нельзя заходить в нечистые места: туалет, баню. Это считается неуважением, — разъяснила Нуруллина. — Даже кулоны с такими надписями желательно в этих местах если не снимать, то прятать под одеждой”.

Аналогичное отношение к текстам своих священных писаний у иудеев. “Надо стараться, чтобы религиозная символика не оказывалась в нечистых местах”, — говорит раввин московской синагоги в Отрадном Довид Карпов.

Цитаты из Торы, по мнению Карпова, вряд ли кому-то придет в голову помещать на футболках. Но в целом к такому способу проявления еврейства традиция относится весьма спокойно, заверил раввин.

Крест лучше конопли

Русская православная церковь и официальные православные организации в России производством футболок не занимаются. Богослужебная символика — пожалуйста, а кофточки с картинками — это удел общественников. В Московском Патриархате “божественные футболки” предпочитают рассматривать только как способ проявления чувств верующего.

Даже футболку с призывом “Православие или смерть”, выпущенную художественной мастерской Союза православных хоругвеносцев, в РПЦ сочли выражением религиозности человека. “Сам по себе этот слоган ведь ничего плохого не декларирует, — говорит священник Георгий Рощин. — Смысл высказывания в том, что верующий человек ставит религиозные ценности выше собственной жизни, об этом говорит и Евангелие. Такая фраза раскрывает нам смысл веры, внутреннее стремление человека к Богу”.

Правда, священник добавляет, что подобное послание должно быть правильно понято окружающими, не носить экстремистского подтекста: “Вы же знаете, что и в христианстве, и в иудаизме, и в исламе — если фразу вырвать из контекста, это исказит ее смысл”. А для выражения внутреннего состояния человека существуют такие внешние символы, как, например, нательный крест.

Чем крест на футболке отличается от нательного крестика, спорили баптисты, протестанты и пятидесятники на одном из интернет-форумов, да так ни к чему и не пришли. Но большинство сочло: пусть уж лучше на футболке будет крест, нежели конопля, череп с костями или обнаженная поп-дива.

“Здесь необходимо соблюдать принцип умеренности, — объясняет Рощин. — Религиозные надписи на футболках вполне допустимы, если только это не является проявлением моды”. И прихожане согласны: “Модненький Иисус — это что-то не то…”.

Ницше, Бог и бугага

Как ни парадоксально, но даже у атеистов есть религиозные чувства. В одном из виртуальных магазинов и футболка специальная имеется — с надписью “Слава Богу, я — атеист”. Придумывает и рисует сюжеты здесь Леша из Днепропетровска.

Колкостей в Лешином магазине “Чудной товар” предостаточно. Из всего “атеистического наследия” выделяется футболка с философско-компьютерным содержанием. В три строчки на ней размещаются предложения:

Бог умер (с) Ницше

Ницше умер (с) Бог

Бугага (с) Смерть

Досталось и верующим. Например, нарисованные на футболке крест и книга сопровождаются надписью: “Отпущу грехи. Минимальная партия 100 шт. Оплата в у.е.”. Для мусульман есть слоган “В раю меня ждут 72 девственницы”, а иудей может надеть футболку со звездой Давида и надписью “Хороший еврейский мальчик”.
“Ну это же просто шутка! — улыбаются в синагоге. — Еврейская традиция лояльна к сатире и юмору”. Вероятно, другие традиции тоже, потому как, по утверждению самого Леши, “сожжением на костре” ему пока никто не угрожал.

Надевая, не искушай

Реакцию москвичей на трикотаж с религиозными обращениями предугадать сложно. Известно, что столица далеко не последняя в списке российских городов, где совершаются преступления на почве ксенофобии. Так что иудеи, к примеру, не торопятся приветствовать подобную инициативу.

— Если человек встанет посреди улицы и будет молиться, он, конечно, хорошо сделает, что обратится к Богу, но нет никакой гарантии, что его не собьет машина, — рассуждает раввин московской синагоги в Отрадном. — Это называется “искушать Творца”. В России подобная демонстрация веры на футболках может выглядеть вызывающе. Кстати, еврейская традиция не рекомендует вести себя так.

По словам же тех смельчаков, кто “опробовал” на себе мусульманскую новинку, с агрессией пока никто из них не сталкивался. Напротив, некоторые прохожие, завидев группу людей в “исламской форме” на улицах провинциальных городов, весело скандировали: “Мы тоже любим ислам!”. А Москва, по мнению гостей столицы, отличается куда большим равнодушием к внешнему виду окружающих: здесь вообще никому нет дела до того, что на тебе надето.



    Партнеры