Наши вузы проиграли по сайтам

В последний рейтинг вузовских сайтов Тор-500, подготовленный испанской лабораторией Cybermetrics Центра гуманитарных и социальных наук крупнейшего независимого Исследовательского совета Испании, вошел только МГУ им. Ломоносова.

В первую тысячу мира – еще и Санкт-Петербургский и Новосибирский госуниверситеты, а во вторую – еще 12 российских вузов.

Вузовские рейтинги испанского Центра гуманитарных и социальных наук ненамного уступают в престижности знаменитым исследованиям Приложения по высшему образованию к британской газете Times (The Times Higher Education Supplement -- THES). Тем обиднее, что и испанцы оказались невысокого мнения о российских вузах, оценивая последние по их веб-сайтам: объем, содержание, посещаемость, богатство файлов, дизайн. Абсолютными лидерами, располагающими по качеству веб-страниц своих вузов, стали американцы: все 20 из первой двадцатки (лучший сайт у Массачусетского технологического университета, второе место – Стэнфордский университет, третье – Гарвард), 70 из первой сотни, 104 из 200 лидеров и 179 из Тор-500. Бесспорным европейским лидером является Великобритания: 6 вузов из первой сотни, 12 из 200 и 35 из 500 лучших вузовских сайтов. А вот у России, как водится, дела плохи. Единственным нашим вузом, вошедшим в Тор-200, стал МГУ им. Ломоносова – 186-е место. В первую тысячу кроме него вошли также Санкт-Петербургский (927-е место) и Новосибирский (949-е место) университеты. А во вторую тысячу – еще 12 вузов, преимущественно, технической направленности, во главе с Госуниверситетом—Высшей школой экономики, Физтехом, Томским госуниверситетом и МГТУ им. Баумана.

Правда, столь низкие результаты россиян, по мнению руководителя исследования Исидро Агильо, не свидетельствуют о кризисе вузовской науки в нашей стране. «Качество российских университетов, - заверил он «МК», - полностью соответствует уровню России и ее месту в мире. А это даже сейчас – первая десятка мировых лидеров». Проблема, по его словам, в другом: «Руководство российских вузов не осознает важности создания у себя современных сайтов. А это – крупный просчет». Сегодня в мире около 3 млн иностранных студентов (подавляющее большинство - из Юго-Восточной Азии, а главная сфера интересов - бизнес, технологии, включая IT и иностранные языки). Большинство из них черпают информацию из интернета. А, значит, ориентируются при выборе вуза на качество и содержание вузовских сайтов, превратив их в решающий фактор конкуренции в условиях глобализации.

Бесспорным лидером по обучению иностранных студентов являются США (в 2006-2007 учебном году – более полумиллиона человек – почти вдвое больше, чем Великобритания, занимающая второе место). Россия приняла в десять раз меньше - в значительной степени из-за ошибок при оформлении вузовских сайтов, считает Агильо. Нашими главными проблемами, с его точки зрения, являются отсутствие англоязычной версии и чрезвычайная раздробленность вузовских сайтов: как оказалось, многие факультеты имеют отдельные сайты и домены, сбивая с толку посетителей. Кроме того типичной ошибкой российских университетов испанский исследователь считает ориентацию сайтов только на студентов. Это приводит к резкому снижению количества линков – например, с российскими и зарубежными компаниями - и резкому падению посещаемости в период каникул. Университеты, подчеркнул Агильо, являются крупнейшими социальными, научными и культурными центрами городов, в которых расположены. А, значит, их сайты должны отражать важнейшие события экономической, политической, социальной и культурной жизни региона и всей страны.

Точку зрения испанских исследователей разделяют не все. Специалисты Санкт-Петербургской школы экономики, например, считают, что России незачем гнаться за международными рейтингами вузов: как бы они ни были хороши, к нам все равно не поедут учиться – по политическим соображениям. А, значит, дескать, и ориентироваться надо не на зарубежную, а на отечественную аудиторию. В том числе – цифровых резидентов. Между тем президент Московского университета экономики. Статистики и информатики (МЭСИ) Владимир Тихомиров убежден, что исследование испанских коллег должно привести к радикальному обновлению сайтов отечественных вузов: «Настало время создавать сайты нового поколения, - заявил он.— В том числе вводить новую, легкую информационную культуру, создавать “открытые кампусы” для нынешних учащихся, и конечно же, переводить наши сайты на международный английский язык, как бы дорого это ни было».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру