Заложник захватчика банка Петросяна: «Он называл себя смертником»

Сотрудники, оказавшиеся «в плену», рассказали про обстоятельства происшедшего

Предприниматель Арам Петросян, захвативший заложников в Ситибанке на Большой Никитской в среду вечером, возможно, избежит уголовной ответственности. Вчера его допрашивали, затем возили на экспертизу, сегодня должны избрать меру пресечения. Следователи возбудили уголовное дело по статье УК «Захват заложника». Но тут есть нюанс: в примечании к этой статье указано, что «лицо, добровольно или по требованию властей освободившее заложника, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления». А строго говоря, Петросян и правда не совершал ничего противозаконного. Впрочем, сотрудники Ситибанка возмущены такой трактовкой событий. «Он угроза для общества!» — негодуют побывавшие в плену финансисты.

Один из менеджеров банка на анонимной основе рассказал «МК» про заточение.

Сотрудники, оказавшиеся «в плену», рассказали про обстоятельства происшедшего
Фото: Агентство Москва

Вообще этот захват заложников войдет, пожалуй, в число самых абсурдных преступлений года. А как еще назвать «террориста», который:

а) немного выпил;

б) немолод, грузен и совсем не воинственен;

в) сделал муляж из коробок, набитых солью.

«Мне терять нечего, я уже все потерял!» — заявил Петросян, захватив в заложники двоих сотрудников банка и троих клиентов (среди них, кстати, оказался заместитель главного редактора ТАСС Глеб Брянский).

Теперь главная интрига — привлекут ли бизнесмена к ответственности?

■ ■ ■

«Он тихо сидел на стуле, — позже рассказывала следователям кассир Наталья Кузнецова. — Вдруг что-то стал бормотать — я не прислушалась, сначала подумала, что возмущается долгим ожиданием. Подняла глаза, увидела эту желтую коробку на шее. Только потом услышала слова с угрозами».

Что происходило дальше — рассказывают другие сотрудники банка:

— Поясню: руководство Ситибанка запретило нам давать интервью. Это нарушение этики. В этом банке я работаю недавно. В свое время мы проходили инструктаж на тему взятия в заложники. Основное — мы должны полностью подчиниться захватчику, отдать все, что он требует, в том числе деньги. Если будем проявлять героизм, то окажемся виноватыми.

— Петросян был клиентом банка?

— Мы видели его впервые. Он не говорил, что клиент, хотя мы думали услышать эти слова. С порога этот мужчина — на его груди была какая-то обмотка — объяснил: «Это не ограбление, это захват заложников. Я смертник. Это война не против вас, а против них. Мне ваш героизм не нужен, нажимайте на «тревожную кнопку».

— Что Петросян дальше сделал?

— На тот момент в банке было несколько сотрудников и клиентов. Все впали в шок. Наташа, специалист-кассир, молодец, не растерялась — сказала, что беременна, ей станет плохо. Захватчик разрешил ей уйти. Наташа уже пошла к выходу, а потом остановилась, посмотрела на нас и впала в ступор. Решила остаться. Затем Петросян вступил в перепалку с охранником. Он его боялся, как и нашего управляющего — высокого мужчину. Петросян стал кричать: сейчас нажму на кнопку. Мы попросили охранника удалиться. В какой-то момент мы воспользовались тем, что Петросян особо за нами не смотрел, и втроем ускользнули через запасной выход, оставив лишь менеджера Игоря — он сидел на 1-й стойке в клиентской зоне, его спасти было невозможно. В зале остались он и клиенты. А мы спустились в подвал, там столовая, где три девушки пили чай. Все вместе вышли на улицу.

— Петросян показался вам сумасшедшим?

— Нет. Мы видели здорового мужчину. Он действовал абсолютно непрофессионально, не следил за нами. Может, таким поступком захотел внимания? Глупое поведение взрослого мужчины. Как бы то ни было, чувство страха заставил испытать. Весь мир запуган террористами, мы не исключение.

— Руководство банка планирует компенсировать моральный ущерб?

— Нам дали отгул в четверг, а в пятницу снова на работу. Когда устраивались в банк, мы не думали, что это так опасно. Теперь задумались: стоит ли продолжать заниматься этой деятельностью, если в один момент из-за какого-то безумца можешь лишиться жизни. Прочитали в Интернете, что ему ничего не грозит за содеянное. Мол, не угрожал нам, отпустил и сам сдался. Как это не угрожал? Петросян ввел нас в состояние сильнейшего шока, мы все хотим, чтобы этот человек понес наказание.

Итак, кто же такой коммерсант Петросян?

Мужчина переехал в Московский регион из Еревана, обосновался в Можайске, в квартире на улице Мира. Собственником жилища он не был, да и не жил здесь — судачат, что Петросян заключил фиктивный брак с россиянкой ради гражданства. Кстати, в 2012 году из можайской квартиры его выписали.

Чем занимался мужчина на родине — неизвестно. В Московии он решил стать коммерсантом. Открыл много разных фирм — так, Петросян числится совладельцем и гендиректором ООО «МЭМП-Уголь», ООО «Сеарко» (химическое производство), АО «СТР Групп», ООО «Оберег», был совладельцем ООО «АРП» и ООО «Разуль», ООО «ЛИ-НА» и ООО «Налира» (производство газогенераторов).

Петросян — эдакий Кулибин, успел зарегистрировать 10 патентов. Среди изобретений — медицинская маска для защиты верхних дыхательных путей и органов зрения от воздушно-капельной инфекции, кровоостанавливающий жгут, сублингвальная таблетка и.т.д.

На развитие бизнеса, судя по всему, Петросян активно брал кредиты. Только возвращать их не торопился. Первый — в полмиллиона рублей на 5 лет — в 2012 году в Сбербанке. Далее в 2013, 2014, 2015 годах. Часть взяты в ВТБ.

Еще в 2011 году в соцсети Петросян обращался к президенту, вызывал на теледебаты управляющих Агентства стратегических инициатив. Потом придумал своей проект — Агентство равных возможностей. «Главная цель АРВ — не работать за других, а создавать равные возможности и условия деятельности, то есть рожать и выращивать игроков высшей бизнес-лиги, новое «Золотое» поколение в малом и среднем бизнесе», — объяснял он в Интернете.

Как бы то ни было, все бизнес-проекты Петросяна потерпели крах. Судебные приставы стали охотиться за должником.

И тогда Петросян пошел на преступление.

— Почему я иду на этот шаг? Потому что другого пути уже не осталось донести до вас, до широкой публики, что есть большая проблема в России. Это как холера, это как бич. Речь идет о банкротстве юридических и физических лиц, — говорит он в видеоролике.

И далее требования ... «Признать на государственном уровне понятие банкротства физических и юридических лиц болезнью. Создать на государственном уровне новый институт, который занимался бы этими проблемами, решал их. Назовем его больницей для бизнесменов. Если человек стал банкротом, что его ждет? Черная метка, волчий билет. Отработанный материал».

В Интернете нашлось много сочувствующих Петросяну, объявили даже сбор подписей в поддержку коммерсанта. Конечно, он никакой не грабитель, как, например, Алексей Ухин, захвативший отделение банка на Первомайской улице в мае этого года именно при разбойном нападении (его ликвидировали спецназовцы). Просто запутавшийся предприниматель средней руки. Который не встретил на своем пути грамотного финансиста. И сколько таких Петросянов еще страдает на Руси?

"Холера, бич народа": захвативший московский банк записал обращение к Путину

Смотрите видео по теме

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27187 от 26 августа 2016

Заголовок в газете: Хватит тут разоряться!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру