«Мой крайний выход в море на аргентинской подлодке»: тайна исчезнувшей субмарины

Ветеран ВМФ рассказал неизвестные подробности о пропавшем «Сан-Хуане»

Россия подключилась к операции по поиску и спасению аргентинской подводной лодки аргентинских «Сан-Хуан», которая перестала выходить на связь 15 ноября на пути из порта Ушуайя в город Мар-дель-Плата. В этом районе была зафиксирована «акустическая аномалия», похожая на взрыв. О том, как могла развиваться ситуация на борту подлодки, был ли шанс у моряков спастись, и как будут вестись поиски, мы поговорили с известным подводником Игорем Курдиным.

Ветеран ВМФ рассказал неизвестные подробности о пропавшем «Сан-Хуане»
Фото: Martin Otero.

Самолет Ан-124 «Руслан» доставит в Аргентину новейший глубоководный аппарат «Пантера Плюс» и специалистов 328-го экспедиционного поисково-спасательного отряда ВМФ России. Также в район поиска Минобороны направило океанографическое исследовательское судно «Янтарь» с двумя самоходными глубоководными аппаратами.

Мы побеседовали о ситуации с председателем Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников и ветеранов ВМФ, капитаном 1 ранга запаса Игорем Курдиным.

- Аргентинские газеты сообщили, что в поисково-спасательной операции будет задействована российская мини-подлодка. О какой подлодке речь?

- Скорее всего, имеются виду автономные глубоководные обитаемые аппараты (АГА) АС-37 «Русь» и АС-39 «Консул», которые находятся на борту океанографического исследовательского судна «Янтарь». Они позволяют проводить поисковые поиски на глубине до 6000 метров.

В район поиска на самолете доставят аппарат «Пантера Плюс». Для транспортировки он будет помещен в специальный контейнер. С этим бортом прилетят операторы управления аппаратом, водолазы — глубоководники, врачи.

Глубоководный аппарат «Пантера Плюс» способен работать на глубине до 1000 метров. Он оборудован видеокамерами высокого разрешения. С помощью манипулятора при необходимости он может загружать через торпедные аппараты контейнеры с аварийным запасом пищи, а также присоединять шланги для подачи воздуха высокого давления.

- Почему Аргентина так долго не обращалась к другим странам за помощью?

- Мне не понятно их молчание. Это задержка, скорее всего, приведет к трагическим последствиям. У них самих нет таких сил, чтобы организовать масштабную поисково-спасательную операцию. «Сан-Хуан» у них - единственная подводная лодка. Все остальные стоят в ремонте уже больше десяти лет. У них нет финансирования, поэтому они не могут завершить ремонт техники.

- Сейчас превалирует версия о том, что взрыв мог произойти из-за короткого замыкания в блоке 960 батарей, которые поставляют энергию субмарине. В результате стал образовываться водород, который при превышении определенного порога мог взорваться. Что вы думаете об это версии?

- Источником питания на подлодке служат аккумуляторные батареи. Они расположены под электромоторами. При работе батарей выделяется водород. Существуют специальные печи для сжигания, и приборы контроля, которые удерживают этот водород в заданных параметрах. Скорее всего, поскольку говорят, что у них была достаточно старая аккумуляторная батарея, при движении в подводном положении эта батарея могла взорваться.

Аргентинская лодка немецкой постройки обладает слишком малым запасом плавучести — 8-9%. На наших лодках он — 28 - 30%, при наличии 10 отсеков. При затоплении одного из них и прилегающих цистерн наши субмарины могут всплыть в надводное положение. А у аргентинской подводной лодки всего три отсека. При взрыве в первом отсеке, где расположены аккумуляторные батареи и последующем пожаре и затоплении, она тупо ляжет на грунт и всплыть сама уже не сможет.

- В соседних отсеках аргентинской подлодки кто-то мог остаться в живых?

- Безусловно, потому что существуют межосечные переборки. Хотя они на «Сан — Хуане» не такие прочные как на наших лодках, но все же они есть. Взрыв водорода может быть достаточной силы, но он не критичен. Например, у меня на подводной лодке К-403 в 1976 году был взрыв аккумуляторной батареи, когда ее перегоняли после ремонта. Но лодка находилась в надводном положении. Даже те люди, которые находились в этом отсеке, все остались живы.

- Родственники подводников говорят, что их близкие сообщали о технических проблемах на судне...

- Никто не возьмет на себя ответственность выпускать в море единственную подводную лодку с неисправностями, которые могут привести к катастрофическим последствиям.

- Почему, на ваш взгляд, не сработал аварийный радиобуй?

- На каждом корабле и судне, в том числе и на этой подлодке, должен быть аварийный радиобуй системы КОСПАС-САРСАТ. Это международная спутниковая поисково-спасательная система, разработанная для оповещения о бедствии и местоположении радиобуев, установленных на судах и самолётах в случае аварийных ситуаций. Этот буй отстреливается с аварийной подводной лодки без участия человека. Был ли такой радиобуй на «Сан-Хуане», я не знаю. Если бы он был и сработал, с помощью космических аппаратов лодку бы в течение короткого времени нашли.

- На какой глубине может лежать «Сан-Хуан»?

- Анализ места аварии показывает, что этот район находится на границе шельфа и океанской впадины. Если повезет, то лодка окажется на небольшой глубине, скажем, до 100 метров, и, возможно, будет не раздавлена. Но она может провалиться на запредельную глубину и ее просто раздавит.

В 1968 году было потеряно четыре подводные лодки: американская ударная атомная подлодка «Скорпион», наша дизельная ракетная подводная лодка «К -129», французская «Minerve» и израильская «Dakar». Кстати, «Dakar» была найдена сравнительно недавно, спустя десятилетия после гибели. Но тогда были другие поисковые возможности. Когда нашли американскую подлодку «Скорпион», ее корпус был разломлен на две части. Наша К-129 тоже была разломлена на две части. Это происходит, если лодка оказывается на предельной для нее глубине.

- В экипаже подводной лодки было 44 человека, одна из них — женщина-офицер, 45-летняя Элиана Мария Крович, которая отвечала на судне за оружейный арсенал, состоящий из 22 торпед. Женщины-подводники — это редкость?

- Офицер Солвейг Крей была командиром подводной лодки KNM Kobben (S318), головного судна своего типа в Военно-морских силах Норвегии, позднее командовала подводной лодкой KNM Uredd (S305) типа «Ула», в 2004 году вышла в отставку в звании капитана 3-го ранга. Сейчас американцы обсуждают возможность службы женщин на подводных лодках. Считается, что женщины более ответственные, чем мужчины. У нас были случаи, когда женщины выходили в море на подводных лодках. Это были специалисты по гидроакустической аппаратуре. Они ее изобрели, хорошо знали, и подводникам пришлось взять их с собой в Атлантику на три месяца. Они вышли на подлодке «Аксон».

На видео ниже - Элиана Мария Крович, экипаж Сан-Хуана и интерьеры пропавшей аргентинской подлодки.

- Почему акустики через три часа после последнего контакта с подлодкой зафиксировали «аномальное, мощное, неядерное происшествие, которое могло быть взрывом», но не сообщили об этой «гидроакустической аномалии»?

- В современном мире работает большое количество систем наблюдения, которые расположены, как в космосе, так и под водой. Они чутко реагируют на все изменения обстановки. Американцы еще 10 дней назад обнаружили нестандартное явление, которое было определено, как как возможный подводный взрыв. И было это как раз предположительно в том районе, где находилась подводная лодка «Сан — Хуан». Это информация могла стать ключевой в поиске подлодки. Почему они поделились ей только спустя десять дней, мне непонятно.

Сейчас поисково-спасательная группировка, которая формируется на международном уровне, может найти подводную лодку, но...

К сожалению, Аргентина повторила нашу ошибку. В 2000 году, когда произошла авария на подводной лодке «Курск», Великобритания, Норвегия, Соединенные Штаты предложили нам помощь в поиске затонувшей подлодки. Мы слишком долго думали, стоит ли ее принимать. Потом начались согласования, подходят ли - стыкуются ли наши спасательные люки со спасательными устройствами НАТО. И ,когда норвежские водолазы вскрыли кормовой люк, оказалось что подводная лодка «Курск» затоплена и весь личный состав погиб.

Но спустя несколько лет, мы сделали правильные выводы. Когда в августе 2005 года в бухте Березовая, у берегов Камчатки, на Тихоокеанском флоте, случалась авария с батискафом АС-28, он запутался в старых рыболовных сетях, и не смог самостоятельно всплыть, помощь, предложенная Великобританией, была принята незамедлительно. На борту подводного аппарата АС-28 было семь членов экипажа, он находился на глубине почти двести метров. Самолет со спасательным комплексом «Скоропион» вылетел из Великобритании на Тихий океан. В ходе поисково-спасательной операции британские специалисты перерезали все удерживавшие батискаф путы. Освободившись от сетей, АС-28 смог всплыть на поверхность, экипаж был спасен. Семеро моряков провели в подводном заточении 76 часов.

Для Аргентины это не стало уроком.

Например, сейчас нашему специальному судну «Янтарь», которое идет в район предполагаемой катастрофы от западного побережья Африки, потребуется на переход около десяти суток. А современнейшему спасательному судну океанского класса «Игорь Белоусов», которое находится на Тихоокеанском флоте, двигаться в заданный район еще дольше.

Именно поэтому Санкт-Петербургский клуб подводников сейчас намерен выступить с инициативой о создании Международного координационного центра по оказанию помощи аварийным подводным лодкам. Мы говорили об этом на 54-ом очередном Международном конгрессе подводников, который прошел в июне этого года в Санкт- Петербурге. И нас поддержали все страны-участники, в том числе и Аргентина.

Этот координационный центр должен находиться и в России, и в США. В годы холодной войны речи об этом идти не могло. А сейчас это вполне возможно.

Читайте материал: «Они убили моего брата»: пропавшая субмарина «Сан Хуан» могла взорваться

У меня на столе стоит модель подводной лодки «Сан-Хуан», которую нам подарили. В 2005 году мы были в Аргентине, в Мар-дель-Плата, на аналогичном конгрессе, и аргентинские коллеги предоставили нам возможность побывать на этой подлодке. И так получилось, что у меня крайний выход в море случился как раз на «Сан-Хуане». Такие вот превратности судьбы.

От нас ничего не скрывали. Да, эта лодка достаточно старая, 1985 года, немецкой постройки, но весьма надежная. За эти годы она прошла несколько ремонтов и модернизаций. Имела современное оборудование. А ее прочный корпус рассчитан на десятилетия. Эта модернизация позволяло считать лодку вполне боеспособной. Мы сами воочию наблюдали, как экипаж ее обслуживал и как ею управлял. Высокий профессионализм экипажа произвел на нас самое хорошее впечатление.

Вечерняя рассылка лучшего в «МК»: подпишитесь на наш Telegram-канал

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27555 от 25 ноября 2017

Заголовок в газете: Мнение эксперта

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру