Курс на дно

Супердорогую «Конкордию», как и ветхую «Булгарию», погубил человеческий фактор

Вот и не верь после этого в фатальные даты: в пятницу, 13 января, круизный лайнер Costa Concordia потерпел катастрофу близ итальянского острова Джильо у тосканского побережья. В момент аварии на борту судна находились 3200 пассажиров и 1023 члена экипажа. Трое погибли, 67 пострадали, судьба 38, в том числе двоих россиян, неизвестна.

Невольно напрашиваются параллели – далекие, с «Титаником», тем более что в этом году юбилей самой знаменитой катастрофы на море. И близкие – с «Булгарией», утонувшей прошлым летом на Волге (тогда погибли 122 человека). Выводы неутешительны: не только в России, но и в благополучной с виду Италии моряки надеются на авось, ведут себя безответственно, а в минуты серьезной опасности трусят, теряют голову и спихивают вину на «обстоятельства непреодолимой силы».

Все о катастрофе, ее причинах и последствиях выясняли репортеры «МК».

Супердорогую «Конкордию», как и ветхую «Булгарию», погубил человеческий фактор

«Сообщили, что возникла проблема с электричеством...»

В пятницу судно вышло из порта Чивитавеккья в Савону по круизному маршруту «7 ночей зимнего Средиземноморья». Потом лайнер должен был зайти в порты Марселя, Барселоны, Пальма-де-Майорки, Кальяри и Палермо.

Но вечером, в то время как пассажиры сели за стол поужинать, в районе поселка Джильо-Порто на острове Джильо судно наскочило на каменный риф, получило пробоину по левому борту длиной около 70 метров, из-за поступления воды стало крениться и тонуть...

Оборвались звуки пианино — и люди почувствовали, что судно начинает заваливаться, тарелки с каракатицами и грибами, столовые приборы и бокалы с вином поползли со столов, погас свет.

По заявлению начальника итальянских портов Витторио Алессандро, судно отклонилось от курса и опасно приблизилось к берегу. По имеющимся данным, в момент инцидента Costa Concordia отошла от курса на 4 км.

После того как лайнер внезапно наскочил на подводный камень, находившийся в это время на мостике капитан, по версии компании-судовладельца, «предпринял маневр с целью обезопасить пассажиров и команду». Корабль накренился, что осложнило маневр.

— Во время движения по маршруту круиза мы натолкнулись на скалистую гряду, которая не была отмечена на карте, — оправдывается капитан Costa Concordia. — Согласно навигационной карте, в этом месте под нами должна была быть достаточная глубина.

Но вопрос, который возникает сразу, многим не дает покоя: как могло судно с новейшей системой навигации сесть на мель? И где — в хорошо изученной средиземноморской акватории! Одно дело, когда подобные катастрофы происходят где-нибудь в Африке или Юго-Восточной Азии с их морально и физически устаревшим парком судов. А случись, не приведи Господь, подобное у нас — опять криком бы кричали об извечном нашем разгильдяйстве. Но в Европе, на европейском же судне? Выходит, и здесь нечего ждать?

Пассажиры рассказывают, что непосредственно после инцидента они либо вообще не слышали никакой информации о происходящем, либо получали ее очень мало.

— Примерно минут через 20 по громкой связи нам сообщили, что возникла проблема с электричеством, которую сейчас пытаются исправить, — поведал агентству Reuters участник круиза Лучано Кастро. — Судно продолжало наклоняться, а они через 15 минут опять сказали, что у них проблема с электричеством, но уже никто им не верил.

Спасшиеся пассажиры рассказывали потом журналистам, что почувствовали себя участниками трагедии 100-летней давности.

— Вы смотрели фильм «Титаник»? Тут было все в точности так, — цитирует АР слова 31-летней учительницы из Лос-Анджелеса Валери Ананиас, путешествовавшей с сестрой и родителями.

Корабль быстро накренялся, что мешало использовать спасательные лодки (часть их так и не удалось спустить). Люди в панике боролись между собой за спасательные жилеты. Американские туристы рассказали, что пассажиры, не дождавшись спасательных шлюпок, прыгали в воду.

Некоторые свидетели говорят о том, что члены экипажа не пускали пассажиров к шлюпкам, зато сами норовили первыми прыгнуть в спасательные средства, отталкивая других.

Молодоженов нашли спустя сутки

Южнокорейские молодожены, отправившиеся после свадьбы в путешествие, свой медовый месяц будут помнить, наверное, до конца жизни. Спасатели извлекли парочку (им обоим по 29 лет) из каюты «Коста Конкордии» и доставили ее на берег спустя более чем сутки после крушения лайнера. Молодожены были в течение целых суток заблокированы в каюте 303 в той части корабля, которая пока не ушла под воду.

Голоса попавших в западню корейцев услышали спасатели, находившиеся двумя палубами выше. На поиски отправилось 35 человек из специальной группы противопожарной службы. На то, чтобы найти пассажиров и извлечь их на свободу, потребовалось 90 минут — участникам поисков приходилось проверять одну каюту за другой.

В воскресенье днем стало известно, что обнаружен еще один живой человек на лайнере — в районе третьей палубы корабля был слышен шум. Работе спасателей мешали закрытые переборки между отсеками судна, а также разрушения, произошедшие внутри корабля...

По последним данным, была подтверждена гибель по меньшей мере трех человек: двух пассажиров-французов и одного члена команды — перуанца, 49-летнего Томаса Альберто Костилья Мендоса. В списке пропавших без вести оказались 40 человек. Вполне возможно, что часть из них оказалась среди спасенных, кое-кто мог вообще не находиться в момент аварии на борту.

Среди пассажиров на судне были в большинстве своем итальянцы, но было немало и иностранцев — британцы, около 120 американцев, более 500 немцев, испанцы, две сотни французов, россияне, граждане других стран СНГ. К слову, спасенных казахстанцев с места катастрофы перевезли в Рим, где они даже успели принять участие в голосовании на парламентских выборах.

инфографика: Иван Скрипалев

Шампанское определило судьбу лайнера

Если дать волю суевериям, то можно сказать, что несчастная судьба лайнера была предрешена с самого начала.

При спуске судна на воду случился малоприятный инцидент — говорят, что приглашенная на роль «крестной матери» Costa Concordia чешская супермодель Ева Герцигова не смогла разбить традиционную бутылку шампанского, что является дурной приметой. К слову, уже в ноябре 2008 года судно попало в неприятный инцидент — в порту Палермо во время шторма стукнулось о причал и получило повреждения.

Лайнер Costa Concordia был построен в Италии на Fincantieri в Сестри Поненте (Генуя). Стоимость судна составила 450 млн. евро. Его заказали десять лет назад. В строй лайнер вошел в июле 2006 года и считается самым большим судном из всех построенных в Италии (его грузовместимость — 114 500 тонн). Costa Concordia ходила под итальянским флагом, а принадлежала базирующейся в Майами компании Carnival Corporation & PLC, имеющей репутацию крупнейшего в мире оператора круизных судов.

Длина судна, рассчитанного на 3700 пассажиров и 1100 членов команды, составляет 290 метров, ширина — 35. К услугам путешествующих были 1500 кают (из которых 55 имели прямой выход к спа-центру, а 550 имели собственные балконы), четыре бассейна, пять ресторанов и 13 баров (в том числе сигарно-коньячный и кофейно-шоколадный бары). На лайнере отдыхающие могли посещать один из крупнейших в мире судовых оздоровительных центров — Samsara Spa, где помимо спа-процедур можно было воспользоваться возможностями спортзала, бассейна с талассотерапией, сауны, турецкой бани и солярия. Развлечься можно было в трехуровневом театральном зале, казино и на дискотеке...

«Капитан сначала выпивал, а потом бежал»

Капитан.

Почти все единодушны в своих оценках действий команды: в момент крушения на судне царила полная неразбериха, и моряки в первую очередь спасали себя.

«Я видел капитана с бокалом в одной руке и красоткой, висевшей на другой», — рассказал The Sunday Telegraph 41-летний Моник Маурек из Нидерландов. Это косвенно подтвердили и наши туристы.

— Незадолго до крушения мы видели, как матросы ходят по палубе вразвалочку, — пояснил турист из Петербурга, директор снабженческой фирмы Вадим Вылкост. — Кто-то с бокалом, и наверняка там был не сок. Возможно, они тоже отмечали Старый Новый год? Ведь когда все произошло, как раз должно было начаться новогоднее представление на одной из палуб.

А вот рассказ Джузеппе Ланцафаме, сицилийского моряка с десятилетним опытом навигации в Средиземноморье.

— Мы оказались в распоряжении группы профанов! Больше часа — никакой информации, а после — полнейший хаос! Этот экипаж не знал элементарных вещей о спасении, они только ругались между собой. Перуанцы, индийцы, малайцы... Они с трудом понимали друг друга, не говоря толком ни на английском, ни на итальянском! Мне пришлось самому руководить спуском шлюпки...

48-летний фотограф Сергей Алфимов также считает, что эвакуация была организована из рук вон плохо.

— Мы услышали скрежет, но не придали ему значения. Даже собрались посмотреть театрализованное представление. И только спустя час все почувствовали резкий крен на левый борт. Нам сначала сообщили, что это неполадки с генератором. Но через какое-то время команда включила резервную систему электропитания. В шлюпку мы спуститься не смогли. Когда нас снимали с борта, крен был уже 70 градусов, судно уже почти горизонтально лежало.

Кстати, капитан корабля (он 11 лет работает на круизных линиях) и его старший помощник Чиро Амбросио так и не дождались эвакуации, а предпочли... бежать с корабля! Эксперты считают, что их вина абсолютно очевидна. Они не могли не знать, где находятся скалы, также должны были учесть вероятность понижения уровня моря из-за отлива. Кроме того, возможно, что капитан ради экономии топлива приказал срезать маршрут и пройти прямо у скалистых берегов.

На момент подписания номера оставалась неизвестной судьба двоих россиян — Владимира и Аллы Ширяевых. Судьба третьей пропавшей, Натальи Бессарабовой, вроде бы прояснилась: ее нашли в одном из отелей. Также известно о двоих пострадавших: члене экипажа Ирине Назаровой и пассажирке Елене Анхимовой. У первой рассечена шея и сломан нос, она госпитализирована в клинику городка Гросетто, а Елена повредила колено, но от госпитализации отказалась — ей наложили гипс и отпустили. Кстати, кроме Назаровой на судне работали еще две россиянки: Елена Дон и Раиса Портнова. Они не пострадали.

Елена Анхимова отделалась легкими травмами. Член экипажа Раиса Портнова написала в своем блоге: «Я жива, слава Богу!». Ирина Назарова в числе пострадавших.

Многие наши туристы пожаловались на запоздалую реакцию российских властей: дескать, дипломаты обеспокоились судьбами граждан позже всех — когда остальных иностранцев уже развезли по отелям. Вдобавок отдыхающие пожаловались на дурную, по их мнению, практику отъема паспортов при посадке на борт корабля. Большинство пассажиров имели документы при себе, а у наших паспорта хранились в сейфах и, естественно, утонули.

Чему учили пассажиров?

— В списке, полученном нами из генерального консульства в Генуе, значится 108 российских пассажиров лайнера Costa Concordia, — говорит руководитель пресс-службы Ростуризма Олег Мосеев. — Цифры все-таки не окончательные, поскольку наши граждане могли быть среди экипажа и персонала лайнера. Организацией таких круизов занималось порядка восьми российских турагентств. Российское консульство в Риме занимается восстановлением документов.

По его словам, все расходы на себя взяла итальянская компания — организатор круиза «Коста Круиз». На данный период времени все россияне размещены в отелях и накормлены. Как обещает Мосеев, деньги за поездку будут возвращены. «Кроме того, наш правовой департамент рассматривает эту проблему. Думаю в ближайшее время поступит информация о том, каким образом туристы получат денежную компенсацию», — добавляет представитель ведомства.

— В этом круизе пассажиры садятся по мере продвижения лайнера. Корабль собирает людей в течение всего путешествия. Контингент абсолютно разный — от семейных пар, молодежи до людей в возрасте. Стоимость такого путешествия по Средиземноморью без перелета варьируется от 900 до 2500–3000 евро в зависимости от каюты, — рассказывает подробности Роман Чудоров, руководитель круизного департамента турагентства Atlantis line, организовавшего поездку для 20 человек. — Всех наших туристов расположили в гостиницах, большая часть находится в «Хилтоне». У них нет проблем с питанием, все расходы оплачиваются. Однако, кроме документов, у них нет и вещей. Люди в чем были, в том и выбежали. Но, думаем, мы сможем решить и эту проблему.

По словам заместителя директора турагентства Cruise shop Вениамина Сапожникова, их 15 туристов вернутся уже на днях. Оговариваются сроки в один-два дня.

— После крушения часть туристов в первую ночь разместили в школе и церкви города Джильо. Сейчас они все размещены в «Хилтоне» и «Мак-2», — уточняет Сапожников.

По его словам, беспокоящий людей вопрос потери ценных вещей и документов, быть может, решат спасатели. По их обещаниям, они могут их достать, но будет это не скоро.

— Паспорта при входе на корабль обычно собираются и хранятся в одном месте. Это делается для удобства самих же туристов. Думаю, что вполне реально вернуть их людям, — рассказывает Сапожников. — Кроме того, пострадавшие беспокоятся и о своих ценных вещах, которые хранились в личных сейфах в каютах. Когда объявляется тревога, автоматически выключается свет, а с ним замыкается электронный замок хранилища. Никто не смог их вытащить.

По словам некоторых представителей турагентств, команда лайнера сработала неплохо, хотя были и упущения. Как рассказали спасшиеся пассажиры, их быстро нашли и почти сразу доставили в отель.

— Среди наших клиентов была пара с двумя маленькими детьми. Они сказали, что их эвакуировали одними из самых первых. На берегу семью сразу забрали и отвезли в гостиницу, — говорит Роман Чудоров.

На борту были и семеро жителей Петербурга. Никто из них не пострадал — об этом они сообщили менеджеру турагентства.

Как говорит представители турагентств, компания-организатор «Коста Круиз» — семейная итальянская фирма. На протяжении шестидесяти с лишним лет ее существования таких прецедентов не было.

— В принципе, на этом корабле хорошо был организован процесс спасения. Я сужу по проводившимся там учениям. Думаю, многие не соблюдали оговоренные правила безопасности и следовать указаниям экипажа, — высказывает предположение Сапожников.

По его словам, после сигнала каждый должен был вернуться в свою каюту и надеть спасательный жилет. После этого выйти в коридор, где находятся представители экипажа, следящие за высадкой пассажиров в шлюпки. В зависимости от номера жилета людей сортируют по лодкам.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру