26 российских алкотеррористов пытались выйти в полете из самолета

А оборона от пьяных дебоширов стоит всего 50 млн рублей

Три серьезных авиационных происшествия с пьяными пассажирами случились в России почти одновременно: 2, 3 и 4 февраля. Это заставило депутатов Госдумы вспомнить об инициативах Минтранса полугодовой давности. В них предлагалось запретить пронос на борт алкоголя, купленного в магазинах duty free. Покупку следовало сдавать в багаж и получать после посадки, а не употреблять в салоне. К сожалению, инициативы тогда заглохли. Возможно, теперь власти залатают дыру в авиационной безопасности.

А оборона от пьяных дебоширов стоит всего 50 млн рублей
Рисунок Алексея Меринова

 

В системе зияет дыра: алкоголь, купленный в duty free, можно проносить на борт в запечатанном пакете. По данным Госавианадзора, в прошлом году в России зарегистрировано более 1,5 тыс. инцидентов с пьяными на борту самолетов. И в 26 случаях неадекватный пассажир пытался в воздухе… открыть дверь.

Но сделать с пьяными на борту до сих пор ничего нельзя. Если пассажир ни на кого не нападает, а просто орет матом и хочет «выйти по требованию», ему грозит смехотворный штраф в 1,5 тыс. руб. Полиции на борту нет, а стюарды не вправе применять к дебоширу физическую силу, пока он не стал на людей кидаться или оборудование портить.

Не сказать что авиационные власти не озабочены проблемой. Еще 12 ноября прошлого года Минтранс представил поправки в Воздушный кодекс, запрещающие проносить в самолет алкоголь, купленный в магазинах duty free. Согласно им, спиртное следовало сдавать в багаж и получать после посадки. При этом продажа алкоголя на борту не запрещалась (из российских авиакомпаний от нее отказалась только «Россия»). Инициативы заглохли в процессе межведомственных согласований и до Госдумы не дошли.

Пока все уходит в песок. Потому что в отечественных пассажирских авиаперевозках главный — не авиакомпания, а аэропорт. В подавляющем большинстве российских городов он один; монополист. Разрешит — будет авиакомпания летать в город и зарабатывать прибыль; не захочет — не пустит. Доходит до смешного: в одних московских аэропортах нельзя пить ничего крепче 16 градусов. Купишь крепче — дадут сок и заставят разбавлять. А в других аэропортах столицы можно пить сколько и чего хочешь.

Обычно «Тагил» начинает «рулить» еще в самолете.

Аэропорту выгодно держать у себя магазины duty free, где выбор крепкого и дешевого алкоголя весьма широк. Аэропорты нашпигованы камерами слежения и сотрудниками служб безопасности, имеющими право применять силу. Начнешь буянить — на борт не попадешь. Но после взлета хоть трава не расти.

Возможно, в этот раз дело доведут до конца и соответствующие поправки в Воздушный кодекс Дума примет. Главное — не перегнуть палку. Ведь многие пьют от страха, поскольку боятся летать. Решением проблемы стал бы сотрудник безопасности, сопровождающий каждый рейс. С соответствующими полномочиями и психологической подготовкой.


Павел Чувиляев

 

 

СПРАВКА "МК"

Поправки Минтранса, запрещающие проносить алкоголь из duty free на борт самолета, не говорят, кто, как и за сколько обеспечит его транспортировку в багаже. Но технические подробности прорабатывались. Расходы предполагалось возложить на аэропорты, так как именно они получают доход от арендных платежей магазинов duty free. Аэропорт должен был закупить контейнеры для авиаперевозки жидкостей в бутылках. Упаковку покупок предлагалось возложить на сотрудников магазинов duty free, но доставку к самолету и погрузку должен был взять на себя аэропорт. Например, московским аэропортам это обошлось бы в 300—400 тыс. руб. разово (покупка контейнеров) и в 5—7 тыс. руб. за каждый рейс. Итого: 3 млдр рублей придется потратить сразу во всех российских аэропортах. Затем оборона от пьяных дебоширов обойдется ежегодно всего лишь в 50 млн. Для аэропорта деньги небольшие. Авиакомпании возражали против лишнего груза в багажном отделении. Но после указания, что до 10% объема обычно пустует, а 5% всегда резервируется для экстренных случаев, согласились его брать. Со строгим условием: не повышать цены на авиабилеты.

 

 

За аварийную посадку пьяный пассажир заплатит более 10 тысяч долларов

Подольский предприниматель Вячеслав Исмаилов, который 2 февраля учинил драку на борту рейса Москва—Пхукет, из-за чего лайнер был вынужден приземлиться в Ташкенте, вернулся в Москву.

Как уже сообщал «МК», 28-летний Исмаилов, который руководит фирмой по изготовлению лестниц, летел в Таиланд вместе с женой на две недели. На борту он напился и стал буянить. Он сцепился с пассажирами, сидевшими рядом. Бортпроводница сделала замечание, но это только разгорячило его. На помощь стюардессе поспешили другие члены экипажа, однако урезонить Вячеслава было трудно. Он стал рваться в кабину к пилоту, выкрикивал угрозы. Командир воздушного судна принял решение о вынужденной посадке в Ташкенте. Вместе с Вячеславом из самолета высадили его супругу, которая пыталась успокоить мужа. Исмаилова передали в руки узбекских стражей порядка.

По словам начальника отдела информации и общественных связей УТМВД России по ЦФО Николая Демьяненко, Исмаилов в понедельник уже был в столице. С него взяли объяснения. Сейчас правоохранители ждут заявлений от пострадавших пассажиров и членов экипажа. Только тогда будет решено, какую статью следует вменить буяну. В любом случае ему придется оплатить расходы по вынужденной посадке самолета. Как правило, сумму определяет суд по заявлению представителей авиакомпании, но в среднем это $10 тыс.

Между тем стало известно еще об одном инциденте в аэропорту «Шереметьево», который случился 16 января. Краснодарский бизнесмен устроил пьяный дебош возле стойки регистрации на рейс. 25-летний зампредседателя совета директоров ООО «Спецстроймонтаж» Александр Бондаренко возвращался домой из Германии транзитом через столицу после новогодних праздников. Как позже признался сам скандалист, он употребил значительное количество спиртного в полете до Москвы, поэтому находился в состоянии сильного алкогольного опьянения и не отдавал отчета в своих действиях. По словам очевидцев, Бондаренко громко кричал нецензурные слова. В какой-то момент ему не понравилось, что менеджер долго регистрировала его на рейс до Краснодара. Слово за слово — возникла потасовка. На помощь были вызваны полицейские линейного управления МВД РФ. Дебошир не желал сдаваться: он ударил кулаком в лицо одного из стражей порядка — Эдуарда Синева. Как позже заключили медики, мужчина получил сильный ушиб носа.

Бизнесмена препроводили в отделение, где он продолжал буянить. Александр пришел в себя на следующий день и раскаялся в содеянном. В отношении него возбудили уголовное дело по части 1 статьи 318 УК РФ («применение насилия в отношении представителя власти»). А полицейский после случившегося отправился на больничный.

По словам руководителя Московского следственного отдела на воздушном и водном транспорте ММСУТ СК РФ Павла Селиверстова, сейчас правоохранители не могут связаться с дебоширом и не знают, где он находится, так как предприниматель отключил сотовый телефон. Поэтому он объявлен в розыск.

Кстати, ждут не дождутся на родине в Саратове и местного бизнесмена Сергея Кабалова, избившего стюарда во время полета в Хургаду, — предприниматель, опасаясь уголовной ответственности, решил продлить отдых в Египте.

МЕЖДУ ТЕМ

Стало известно еще об одном буйном пассажире на борту самолета. 38-летний житель Курска летел из Бангкока на Boeing 737 и за непродолжительное время сумел выпить все алкогольные напитки, которыми затарился перед полетом в duty free. После этого мужчина затеял потасовку с несколькими пассажирами и членами экипажа. Лишь чудом никто серьезно не пострадал. Сразу после приземления в Белгороде дебошира препроводили в полицейский участок.

Что может бортпроводник?

О том, как учат общаться с дебоширами стюардесс и стюардов, «МК» рассказала директор школы бортпроводников Елена ЛИХОДЕЕВА:

— К сожалению, бортпроводники практически бессильны перед буйными пассажирами. И набор средств противодействия дебоширам у них ограничен. Сначала бортпроводник должен сделать такому туристу устное замечание. Если он не успокаивается, то его просят предъявить паспорт и посадочный талон. Эти данные вносят в так называемый лист нарушений, который вместе с пассажиром отдают полицейским по прилете в пункт назначения. Этот лист нарушений рассчитан скорее на то, что скандалист испугается и успокоится. Но, по нашим наблюдениям, этого никогда не происходит. Плохо и то, что сейчас бортпроводников не обучают навыкам сотрудников службы безопасности. К тому же полномочий на то, чтобы применить к нарушителю силу или изолировать от общества, у них нет. Считаю, что необходимо внести поправки в законодательство и дать бортпроводникам такие полномочия. Мы выходили с подобными инициативами в Росавиацию, но ответа не получили. Хотя наша школа может предложить специальные программы по обучению безопасности. Но под этим должна быть правовая основа. По своему опыту могу сказать, что дебоширы встречаются очень часто, особенно туристы чувствуют безнаказанность на чартерных рейсах. Помню, когда сама работала бортпроводником, в салоне сцепились пьяные пассажиры. Мы, трое молодых девчонок, от испуга спрятались кто где. Разбираться в ситуации отправили своего коллегу мужского пола.


Екатерина Свешникова

 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру