История пожаров в столичном метро: секретное ЧП на «Площади революции» и сгоревший поезд на «Павелецкой»

Московский савбей горел уже не раз

Наши далекие предки назвали бы это «генна огненная». Еще бы – дым, огонь разгулялись в подземном царстве. А для современного москвича все звучит более прозаично: возгорание в метро. Увы, случившаяся в среду «огненная катастрофа» – не самая первая в столичной «подземке». В тоннелях и на станциях уже происходило нечто подобное. Был случай и пострашнее.

Московский савбей горел уже не раз

20 апреля 1987 г. около восьми часов вечера на перегоне «зеленой» линии между «Автозаводской» и «Павелецкой» загорелся от короткого замыкания вагон поезда, следующего в сторону центра. К счастью, обошлось без большого количества пострадавших. Возгорание произошло неподалеку от «Павелецкой», поэтому машинисту удалось дотянуть состав до перрона, а там всех пассажиров успели эвакуировать еще до того момента, когда огонь набрал силу. В итоге в больницу попала лишь дежурная по станции, отравившаяся дымом во время спасения людей. Куда серьезнее оказались материальные последствия. Несколько хвостовых вагонов поезда сильно обгорели, а своды и стены «Павелецкой» в зоне разыгравшегося пожара покрылись слоем копоти.

Сразу двумя метро-пожарами был отмечен 1995 год. Тогда загорелся вагон на «красной» линии между «Преображенской площадью» и «Сокольниками», а кроме того пламя разгулялось и на «зеленой» подземной трассе, – на сей раз огонь подстерег поезд неподалеку от станции «Речной вокзал».

На Сокольнической линии метро возникло новое задымление

На Сокольнической линии метро возникло новое задымление

Смотрите фотогалерею по теме

«Огненное происшествие», подобное нынешнему случилось 5 марта 1996 г. на Кольцевой линии. Как раз в утренний «час пик» от короткого замыкания загорелся силовой кабель в тоннеле между «Проспектом Мира» и «Новослободской». Едкий дым быстро заполнил обе эти станции, среди пассажиров поднялась паника. Пришлось организовывать массовую эвакуацию.

Но самая серьезная огненная трагедия произошла в московском метро в 1974 г. Тогда о «советских» катастрофах и авариях публично сообщать было не принято – по идеологическим причинам, поэтому информация о том ЧП в газеты, в телерепотражи не попала. Однако автору этих строк довелось встретиться с одним из участников событий, бывшим сотрудником Московского управления пожарной охраны Андреем Егоровым и записать его рассказ:

– Я в тот день как раз дежурил по городу. Возвращались с проверки в районе Курского вокзала втроем на нашей легковой машине. Когда проезжали неподалеку от памятника Дзержинскому на Лубянке вдруг увидели столб дыма в стороне Кремля, над кварталами, примыкающими к ул. 25-го Октября (нынешней Никольской – авт.). Сразу повернули туда. И как раз по рации передают: поступил сигнал со станции «Площадь Революции» – пожар в вестибюле. Но их же там два, – в котором горит? Нам поручили проверить тот, что расположен в Богоявленском переулке. Подъезжаем – из дверей валит черный дым. Внутри ничего не разглядишь, пришлось двигаться практически на ощупь. Почти сразу же наткнулись на лежащие тела – человек пятнадцать. Видимо, наглотались дыма и потеряли сознание. Мы их вынесли на улицу, потом двинулись вниз на станцию. Электричество уже вырубили, эскалаторы стоят, и на ступеньках в разных местах тоже людские фигуры – кто лежит, кто сидит. И этих нужно скорее эвакуировать, а подмоги все нет. (Уже позднее выяснилось, что все пожарные машины по тревоге примчались к другому вестибюлю, расположенному со стороны гостиницы «Москва».)

ЭКСКЛЮЗИВ. Пожар в московском метро: людей с черными лицами сажают в "скорые"

Смотрите видео по теме

Как оказалось при расследовании, на «Площади Революции» велись ремонтные работы, и от искры сварочного аппарата загорелся один из деревянных служебных павильонов, стоявших в конце пассажирской платформы. С этой будки огонь перекинулся на электрические кабели, на шпалы... У въезда в тоннель со станции мосентально образовался огненный шар. Машинист поезда, остановившегося в это время на станции, вынужден был, чтобы вагоны не вспыхнули, подать состав на несколько метров назад. После этого открыл двери и выпустил пассажиров. Тем из них, кто ехал в хвостовом вагоне, пришлось выскакивать в тоннель. Дым, освещения нет... Люди в кромешной тьме пытались выбраться, падали, расшибались о рельсы... Нашим пожарным пришлось потом ходить по этому участку тоннеля, искать и вытаскивать пострадавших.

В общей сложности с «Площади Революции» эвакуировали более тысячи человек. С самим пожаром справились довольно быстро, но бед он успел натворить. На всю жизнь мне запомнилась картина: станция, заполненная клубами дыма, а в мутных пятнах наших фонарей видно, что на перронах, в зале полы усеяны сумками, обувью, обрывками одежды... Насколько мне известно, погибших не было, но в больницы с травмами и отравлениями угарным газом попали многие. Едва успели потушить огонь, приехал 1-й секретарь Горкома партии Гришин. Распорядился за один день всё на станции привести в порядок. И строго предупредил нас: никаких контактов с газетчиками. Когда вернулись в Управление, было много звонков от зарубежных корреспондентов, но мы вынуждены были молчать.

Сюжет:

Пожар в метро

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру