В Москве уберут последний из уникальных «троллейбусных вокзалов»

По «сталинскому классицизму» наносят удар

Судя по информации «МК», столица совсем скоро может лишиться еще одной своей архитектурной достопримечательности. Правда, это сооружение так и не включено в списки объектов культурного наследия, однако по факту им как раз и должно являться: ведь подобных построек в Москве больше нет.

По «сталинскому классицизму» наносят удар
Фото: Предоставлено архнадзором

Речь идет о комплексе конечной станции общественного транспорта «Лужники-Южная».

В него входят изящный ажурный навес для ожидающих пассажиров и примыкающее к нему здание диспетчерской. Как рассказал корреспонденту «МК» активист общественного движения «Архнадзор» Алексей Волков, проект этой конечной станции был разработан еще в 1939 году и предусматривался для существовавшей здесь в ту пору линии трамвая. Постройки, выполненные в стиле так называемого сталинского классицизма, в последние десятилетия обслуживали несколько троллейбусных и автобусных маршрутов.

Таких крупных станций для наземного городского транспорта в советской Москве было несколько: две возле ВДНХ, еще одна — парная той, о которой сейчас идет речь, «Лужники-Северная». Однако все эти «троллейбусные вокзалы», являющиеся незаурядными образцами архитектуры середины прошлого века, снесены. Теперь очередь дошла и до последнего — «Лужники-Южная».

— Конечная станция уже переведена отсюда на «Лужники-Северные», здание бывшей диспетчерской освобождено, — рассказывает Волков. — Судьба этого комплекса два раза выносилась на рассмотрение рабочей группы «сносной комиссии». И оба раза решения по нему не были приняты: вопрос снимался с рассмотрения. Однако, как говорится, не мытьем, так катаньем: утвержден проект постройки на этом месте нового здания. Самого проекта никто из градозащитников не видел, по имеющейся информации, вроде бы планируется сохранение части навеса. Но этот навес задумывался ведь архитектором как единый комплекс с примыкающим к нему зданием диспетчерской и представляет особую ценность именно как комплекс!

Действительно, согласно положительному решению государственной экспертизы (№77-1-5-0639-13 от 13 сентября 2013 г.), копия которого имеется в распоряжении «МК», «предусмотрен снос здания конечной станции. Существующий навес сохраняется». Уникальную постройку 1939 года предполагается заменить новым сооружением аналогичного назначения: «Проектируемая конечная станция городского пассажирского транспорта представляет собой двухэтажное здание частично с подвальным этажом». Судя по приведенным в документе цифрам, размеры этого новостроя почти в полтора раза больше его предшественника.

События последних дней показывают, что от «бумажных хлопот» авторы перестройки «Лужников-Южных» перешли к реальным действиям. Вокруг старого остановочного комплекса, находящегося по адресу Новолужнецкий проезд, владение 3, уже поставлен забор. Значит, не за горами появление здесь тяжелой техники — бульдозеров, экскаваторов, которые разрушат старую «сталинскую» постройку.

Или все-таки эту «ликвидацию» удастся остановить?

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26662 от 29 октября 2014

Заголовок в газете: По «сталинскому классицизму» наносят удар

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру