Почему зеленые эвакуаторы не вывозят с улиц брошенные автомобили

Две стороны одной педали

Москва — город не только контрастов, но и парадоксов. Судите сами. Водитель может отлучиться на 5–10 минут в магазин и, вернувшись, не обнаружить свою машину. Или узреть ее на отъезжающем в сторону штрафстоянки эвакуаторе. В то же время десятки тысяч ржавых автомобилей, брошенных хозяевами, годами простаивают на улицах и почему-то совершенно не интересуют Московскую автодорожную инспекцию.

Две стороны одной педали
Фото: Юлия Рябцева

«МК» решил узнать, как город борется с брошенными автомобилями и почему их количество никогда не уменьшается. Мы отправились в рейд с представителями коммунальных служб города.

Как ни парадоксально, в Москве долгое время не было ни четкого определения разукомплектованного автомобиля, ни узаконенного алгоритма его утилизации. Постановление на заданную тему вступило в силу только в октябре прошлого года. Однако за несколько месяцев чище на столичных улицах не стало — во всяком случае, по ощущениям. Ржавый кузов, черные от грязи стекла, разбитые фары, спущенные шины — вряд ли в столице можно найти хоть один двор, в котором нет и никогда не было машин-«призраков».

Наш первый адрес — Фрунзенская набережная, 40. В этом дворе, согласно заявлению москвички Анны Лесняк, уже больше года «стоит синий автомобиль без регистрационных номеров с одной дверью бежевого цвета». «На жалобы жителей реагируем оперативно, в течение одного-двух дней, — объясняет в пути ведущий специалист управы «Хамовники» Владимир Авдулов. — Собираем комиссию и выезжаем на место».

В Хамовниках специалисты выявляют до 15 бесхозных машин в месяц. Легко подсчитать, что в 125 районах города без учета поселений Новой Москвы таковых «брошенок» находится 1800–2000. Кстати, их количество почти всегда одинаково и не зависит от сезона. В год же, по данным Объединения административно-технических инспекций (ОАТИ) Москвы, в городе выявляется от 17 тысяч разукомплектованных машин. И это только те, которые «попадают в статистику». А уж сколько тарантаек ржавеют в недрах промзон и на малолюдных территориях — никому не известно.

Фото: Юлия Рябцева

В конце 1990-х — начале 2000-х, когда московские улицы активно начали наполняться «убитыми» машинами, власти выдвинули идею разделить расходы на транспортировку и утилизацию между городским бюджетом и владельцами негодных авто. Планировалось, что за хранение на улицах города непригодной к эксплуатации машины должен платить собственник (стоимость услуги приравнивалась к стоимости аренды земли, занимаемой автомобилем). Чиновники полагали, что поскольку удовольствие лицезреть под окном свое неисправное авто перейдет в разряд платных, многие сочтут за благо утилизировать машину. У Департамента транспорта в то же время появилась мысль обязать всех собственников машин старше пяти лет каждый год выплачивать в бюджет города сумму, эквивалентную 20 долларам, в счет будущей утилизации. Но прожект не прокатил.

…Тем временем мы въезжаем во двор 40-го дома по Фрунзенской набережной. Среди припаркованных ухоженных авто местных жителей непрезентабельным «дизайном» выделяется синяя «четверка» родом из прошлого века. Налицо все признаки брошенной машины, прописанные в постановлении: номерные знаки отсутствуют как спереди, так и сзади, кузов проржавел. (В документе также говорится, что машину можно признать бесхозной при наличии разбитого стекла, спущенных колес, грязи на корпусе, отсутствия зеркал.) Общий вид бывшего средства передвижения оценивает представитель учреждения «Жилищник» Ильяс Кадеров. Он составляет акт, фиксирует состояние фотоаппаратом. На лобовом стекле под дворниками оставляем уведомление для владельца: предлагается в двухнедельный срок привести авто в порядок либо убрать.

Фото: Юлия Рябцева

Однако вряд ли владелец добровольно захочет взять на себя эти хлопоты. Найти его не так-то просто. Если бы номерные знаки были на месте, достаточно было бы в течение дня сделать запрос в ГИБДД. Но так как номеров нет, приходится подключать ОВД, который проведет розыск по определенным признакам, например, по номеру агрегата. Если через две недели владелец не найдется, комиссия на повторном обследовании разместит уведомление о принудительной эвакуации транспортного средства — и при отсутствии реакции управа обратится в суд с инициативой о признании его бесхозным. Материалы передадут в организацию «Автомобильные дороги», уполномоченную правительством Москвы заниматься временным хранением и дальнейшей утилизацией транспортных средств.

Интересуемся: бывает ли «ложная тревога»?

— Да, — говорит собеседник. — В таком случае мы составляем акт, что автомобиль не обладает признаками брошенного и разукомплектованного. Нарушениями правил парковки мы не занимаемся.

Трудно ли эвакуировать автомобили?

— Бывает технически сложно убрать машину из небольшого двора, куда не может заехать длинный эвакуатор. Но голь на выдумки хитра, вытаскиваем своими силами, — отвечает Авдулов. — Такое транспортное средство представляет собой потенциальную угрозу. Бывает, стоит год, заросло грязью, мешает уборке снега и парковке других автовладельцев, бомжи в нем поселились, настелили теплых одеял. Покурили, полыхнуло... Это же маленький склад горюче-смазочных материалов.

Правда, совсем «ничьи» машины встречаются редко. Осматриваем салатовую «шестерку» на улице Савельева — это наш следующий адрес. Номерные знаки на месте, но по внешнему виду «брошенка» — родная сестра синей «четверки» с Фрунзенской набережной: кузов проржавел, салон грязный, колеса спущены, передний бампер отсутствует, разбитые фазы заклеены изолентой. Когда владельца найдут, с ним будут активно работать. И это, пожалуй, потяжелее, чем вытаскивать машину из труднодоступного места. Специалисты говорят, что конфликты с автовладельцами — явление достаточно частое. Многие так и заявляют: я ничего не нарушал. Формально они правы.

— Раньше была проблема снять с учета машину, в ГАИ стояли километровые очереди. Проще было бросить авто. Сейчас стало удобнее, — объясняют эксперты. — Но все так же бросают, и не только во дворах, а даже на платных парковках. Совсем недавно такое было, я еще владельца спросил: наверное, штраф тебе накапал колоссальный? Оказывается, нет — он ее поставил еще до того, как начали брать плату, почти год простояла. Так он сам отказался от машины, утилизировали.

Эвакуированные «брошенки» маринуются на спецстоянках три месяца. И если владелец так и не появляется, их утилизируют.

Имеют ли право забирать с улиц полусгнившие авто зеленые эвакуаторы, прозванные в народе «крокодилами»? Конечно — как и любое транспортное средство, мешающее передвижению или припаркованное в неположенном месте. И если бы «крокодилы» с присущей им энергией ополчились на ржавые машины, город очистился бы в считаные дни. Но увы — они их словно и не замечают...


Ольга Грекова  
Юлия Рябцева

КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ

Главный специалист пресс-службы Московской административной дорожной инспекции (МАДИ) Евгений МОСКОВСКИХ:

— В компетенцию МАДИ не входит эвакуация автомобилей. Московская административная дорожная инспекция осуществляет контроль за соблюдением правил остановки и стоянки транспортных средств в зоне действия запрещающих знаков: 3.27 «Остановка запрещена», 3.28 «Стоянка запрещена», 3.29 «Стоянка запрещена по нечетным числам месяца», 3.30 «Стоянка запрещена по четным числам месяца».

Заметив автомобиль, припаркованный в зоне действия запрещающего знака, инспектор МАДИ фотографирует его, запрещающий знак, название улицы. Затем составляет протокол об административном правонарушении и передает автомобиль сотруднику ГКУ АМПП. Он осуществляет погрузку машины на эвакуатор и ее перемещение на специализированную стоянку.

О фактах обнаружения разукомплектованных автомобилей в зоне действия запрещающих знаков МАДИ сообщает в районные управы.

Юрист Евгений АНТОНОВ:

— Я полагаю, что решение, эвакуировать или не эвакуировать неправильно припаркованный автомобиль, внешний вид которого подпадает под признаки брошенного, принимает непосредственно эвакуационная бригада. Такие автомобили не эвакуируют не потому, что законом это запрещено, а, как я предполагаю, в силу соответствующего неписаного правила. Оно может быть основано на том, что никто не будет оплачивать стоимость эвакуации и хранения на спецстоянке данного транспортного средства: может быть затруднительным как сам поиск владельца автомобиля, так и процесс взыскания с него стоимости услуг эвакуации и хранения. Не исключено, что придется прибегнуть к судебному порядку. Если автомобиль своему владельцу не нужен, принудить его заплатить может только суд. Принудить же забрать со спецстоянки не может никто. Таким образом, службам эвакуации невыгодно забирать на спецстоянки такие автомобили.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26837 от 19 июня 2015

Заголовок в газете: Две стороны одной педали

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру