«Выхино в своем репертуаре»: большая давка в московской подземке

Как живется людям, терпящим неудобства ради открытия новых станций

Из-за работ по «подключению» к Таганско-Краснопресненской линии метро новой Кожуховской линии в Жулебине, уже привыкшем к метро, до 3 ноября включительно поезда не ходят. Закрыты три станции: «Котельники», «Жулебино» и «Лермонтовский проспект». Вместо них работает уже отработанная система временных автобусов М: линия М1 ходит от «Котельников» до «Кузьминок», а М2 — от «Жулебино» через «Лермонтовский проспект» к «Выхино». Из-за этого каждый день на юго-востоке столицы «осложненная транспортная ситуация». Как москвичи справляются с ней, разбирался «МК».

Как живется людям, терпящим неудобства ради открытия новых станций

Шесть часов утра, станция метро «Лермонтовский проспект». Вестибюли закрыты, людей на улицах еще не много, но на самом Лермонтовском проспекте, ведущем к МКАД, уже пробка. Под автобусы М2, которые идут от «Выхино» к «Жулебино» сплошным потоком, зарезервирована и закрыта правая полоса. Водители на проспекте нервничают, экипажи ДПС не дают никому заехать на автобусную полосу, на тротуарах пока спокойно.

Семь часов утра. Пробка на проспекте превратилась в безнадежную. Цепочка автобусов работает так же бесперебойно, как и час назад, но у остановки уже скапливается народ. Автобусы, которые приходят «из города» — от «Выхино» — полупустые, но те, что идут от «Жулебино» внутрь МКАД, уже приходится штурмовать. Автобусы все сочлененные, большие, современные. Салон наполнен примерно как аэропортовский автобус, идущий от выхода на поле к трапу самолета.

— Мам, спать хочу! — грустно произносит девочка с золотыми кудряшками. Облокачивается на руку мамы, а мама хватается за поручень. Это единственная возможность подремать лишние 10 минут.

Подремать перед штурмом

— Мы живем у метро «Жулебино», а детский сад рядом с «Кузьминками», — рассказывает Лариса, мама дремлющей девочки. — В метро обычно удается сесть — нам уступают. Еще неделю так ездить, конечно, невесело. Но на такси или на машине еще дольше!

Большинство пассажиров едут в молчании. Кто стоит, пытается дремать, сидящие тем более.

Автобус останавливается. «Конечная», — почти ласково предупреждает водитель по трансляции. Все выходят; где здесь метро «Выхино», не совсем понятно. Видимо, впереди — там, где тянутся бесконечные серые заборы, а за ними мелькают крыши вагонов. Большинство пассажиров полусонно бредут «туда, куда все», самые активные опрашивают и даже поругивают волонтеров — сотрудников Мосгортранса в желтых жилетках, следящих за порядком и направляющих поток.

— Да что ж это делается! Почему так далеко?! — громко возмущается пожилая женщина, обращаясь к одному из волонтеров.

— Я с вами согласен, я с вами согласен! — нервы у парня железные, он улыбается и направляет пассажирку дальше в сторону «Выхино».

— Когда это кончится! — женщина издает последнюю, самую высокую ноту и гордо удаляется.

Самые активные пассажиры опрашивают и даже поругивают волонтеров.

Становится жарко

Восемь часов утра. Самое пиковое время. На проспекте без перемен: кряканье и мигалки гаишников, вереница автобусов. Алгоритм таких «наземных мостов» между станциями метро, временно заменяющих закрытые перегоны, впервые был опробован еще в 2002 году, когда вводили в эксплуатацию после ремонта Лужнецкий метромост. Автобусы ходили тогда от «Фрунзенской» до «Юго-Западной» с остановками у «Университета» и «Проспекта Вернадского». Время было выбрано летнее, когда студенты многочисленных вузов юго-запада были на каникулах. Сейчас постарались подгадать под каникулы школьные — но не у всех школьников теперь единые каникулы, многие учатся по триместровой системе и вынуждены ездить в эти дни на учебу.

Автомост между тем все-таки работает исправно. Автобусы идут один за другим. Сняты они со всех концов города равномерно: машин недосчитались в эти дни маршруты в Щукине, Отрадном, Филях, на Щелковском шоссе. А где-то вместо больших двойных автобусов подают одинарные — тоже современные, но вдвое меньше.

— Ой! — выдыхают все сидящие одновременно. На полпути от «Лермонтовского проспекта» до «Жулебино» автобус резко уходит на встречную полосу и тормозит в пол. Оказывается, перед нами — зазевавшаяся белая машинка с большой буквой «У». Водитель автобуса, может, и ругается, но у современных машин хорошая звукоизоляция: пассажирам ничего не слышно. Уже через пару секунд автобус снова разгоняется, учебную машинку останавливает инспектор ДПС.

У конечной — «Жулебино» — положили специальные помосты из мощных досок (пол в избе из таких сделать не стыдно!). На них — настоящая толпа: начинается штурм автобуса. «Да не толкайтесь!» — «А вы не командуйте!» — «Вот устроили тоже!» — «Провались они все пропадом!»: брань не только не виснет на вороту, но и тонизирует, и, видимо, уплотняет в тесном салоне. От «Жулебино» плотность такая же — «как в аэропорту». На «Лермонтовском проспекте» куда хуже: забиваться в салон приходится с разгона.

Станция «Ждановская»

Впрочем, на «Выхино», где к пассажирам автобусов (М2 и обычных маршрутных) добавляются еще и вышедшие из электричек, творится вовсе нечто неописуемое. На часах 8.25, самое время сесть в метро, чтобы к 9 успеть в центр. Перроны узкие. То и дело турникеты перекрываются, чтобы на перронах не создавалась давка и люди не падали на пути. Поезда подходят тоже один за другим, как всегда, но их, разумеется, тоже не хватает. Некоторые ждут следующего поезда, чтобы хотя бы забиться туда в первых рядах и занять место у нерабочих дверей.

— Ха, «Выхино» в своем репертуаре, — смеется мужчина в черной куртке со старомодным дипломатом военно-канцелярского образца. — Я помню, еще в восьмидесятые то же самое было. А на «Кузьминках» и вовсе было не сесть! Да, станция еще называлась тогда «Ждановская» — ждать надо было, пока воткнешься в вагон!

Да, «Кузьминки» еще впереди: туда приходят временные автобусы М1 от станции «Котельники» и из области. Войти на «Кузьминках» в вагон удалось лишь паре человек, и то с разгона. Пора в московском метро вводить должность «толкача», уплотняющего пассажиров в вагон...

— Смех смехом, а доехали быстро — всего на пять минут медленнее, чем когда работает метро! — смотрит на часы мужчина в красном пуховике. Александр — так его зовут — живет у «Лермонтовского проспекта» и каждый день ездит на работу в Тушино. О новой Кожуховской линии он слышал мало.

— Неудобства от временного закрытия станций есть, конечно, но одну неделю пережить можно. А вот что будет, когда на эту же ветку станут садиться пассажиры новой линии, большой вопрос...

СПРАВКА "МК"

Кожуховскую линию метро (на схемах она будет обозначаться розовым цветом) начали проектировать еще в 1989 году, а в действие она будет введена в 2018 году. Она пройдет от станции «Нижегородская улица» (пересадка на ст. м. «Авиамоторная» и платформу «Новая» Казанского направления) до станции «Некрасовка» в одноименном новом районе за МКАД. На линии будет восемь станций: «Нижегородская улица», «Стахановская улица», «Окская улица», «Юго-Восточная», «Косино» (пересадка на станцию «Лермонтовский проспект» Таганско-Краснопресненской линии), «Улица Дмитриевского», «Лухмановская» и «Некрасовка». Именно в районе станции «Косино» сейчас, под действующим участком метро, прокладывают новые тоннели, что потребовало перерыва в движении ради безопасности пассажиров.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27535 от 31 октября 2017

Заголовок в газете: Но есть одно «Выхино»...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру