Владимир Ресин: «Сухареву башню можно возродить»

Самый заслуженный строитель Москвы пришел в гости к «МК»

Каждый год в гости к редакции газеты приходит наш большой друг — многолетний глава столичного стройкомплекса, а ныне депутат Госдумы Владимир Ресин. Сегодня в парламенте он возглавляет Экспертный совет по строительству, промышленности строительных материалов и проблемам долевого строительства в Комитете по транспорту и строительству. Один из ключевых проектов, которыми Владимир Иосифович сейчас занимается, — программа по строительству в Москве храмов шаговой доступности, но Ресин участвует и в других крупнейших проектах. В частности, он один из авторов Закона о реновации, глава рабочей группы по защите прав дольщиков в столице, активный участник и вдохновитель принятия новых Правил землепользования и застройки в городе Москве. Сегодня мы публикуем фрагменты большого разговора с сотрудниками «МК» о важных для столицы темах.

Самый заслуженный строитель Москвы пришел в гости к «МК»

О Сухаревой башне

Как известно, группа энтузиастов-краеведов в октябре этого года заявила о новом проекте воссоздания Сухаревой башни на Большой Сухаревской площади. Причем максимально консервативном воссоздании — на старых фундаментах, с использованием элементов декора, оставшихся от исторической постройки, снесенной ради расширения Садового кольца в 1934 году.

— Попытки инициировать возрождение этой башни я помню еще в 1980-х годах, — рассказал «МК» Владимир Ресин. — Они заканчивались неудачно — то из-за отсутствия денег на такой проект, то из-за непонимания, что же будет размещаться в башне. Помнится, одной из самых интересных идей было предложение передать возрожденное строение Министерству морского флота: в башне ведь при Петре I была Навигацкая школа. Но принципиально ничего невозможного в воссоздании башни я не вижу!

Сухарева башня может быть возрождена, отметил Ресин. Но нужно учитывать, что куда больше шансов выстроить это здание не на прежнем месте, а рядом, в сквере, — там, где был раньше, еще в советские годы, универмаг «Щербаковский». Там строительство башни не потребует возведения дорогой подземной развязки между проспектом Мира, Сретенкой и Садовым кольцом.

О том, когда и чем закончится реновация

— Мы в начале 90-х годов начали реновацию, даже не зная, что есть такое слово, — смеется Владимир Ресин. — Работали еще без проработанной законодательной базы. И без бюджета. Делали сами, только за счет усилий города по привлечению прямых внебюджетных инвестиций в строительство.

Сейчас Москва тоже проводит программу реновации без дополнительных федеральных субсидий, подчеркнул Ресин. Но времена другие, налоги и бюджет значительно выросли. Если в начале 2010-х годов объем столичного бюджета был около 1 трлн рублей, то сейчас он вырос вдвое. Поэтому деньги на реновацию есть. Законодательная база — тоже: Закон о реновации горячо обсуждался и был принят в этом году. Есть и застройщики, желающие в программе участвовать. Так что препятствий программе быть не должно.

— Оптимисты утверждают, что всю программу реновации можно осуществить за 15 лет, — говорит Владимир Ресин. — Я же как практик считаю, что придется работать примерно четверть века. Но работа эта совершенно точно будет сделана. А перед жителями реновируемых домов мы должны извиниться: столько лет они прожили в стесненных условиях! Зато теперь въедут в новые современные дома.

О Парламентском центре в Мневниках

Проект строительства Парламентского центра в пойме между Мневниками и Крылатским жив и не отменен, утверждает Владимир Ресин. Он, напомним, входит в комиссию, курирующую его строительство. Правда, в последние годы деятельность комиссии (и собственно строительство центра) сведены к минимуму из-за отсутствия реального инвестора на этот замысел.

— В Правилах землепользования и застройки района это место так и отмечено — под Парламентский центр, — рассказал Ресин. — Это значит, что ничего другого там построить просто невозможно. Пока же на этот участок успешно подводятся все нужные коммуникации. Там ведь помимо собственно Парламентского центра будут размещаться и гостиницы, и жилой комплекс — это огромный проект. Думаю, что он будет выполнен в конце концов.

Заметим, что у этого участка — Татаровской и Тереховской пойм Москвы-реки — богатая история невоплотившихся проектов. Так, в начале 1960-х годов там планировали построить гигантский детский парк развлечений (и обучения), по своим контурам повторяющий карту СССР. В перестроечные годы там планировалась трасса «Формулы-1», затем — детский же Парк чудес.

Об этажности и плотности застройки

— Вообще-то я не люблю жить в небоскребах, — признался Владимир Ресин. — Я вырос в двухэтажном домике на втором этаже и оптимальным считаю где-то четвертый, не выше. Приходилось мне жить на 11-м — и мне это не понравилось.

Но времена меняются, и наиболее типичное новое жилье в Москве — здания минимум по 12–14 этажей. «Это уже не спальные районы, — подчеркнул Ресин, — это современные кварталы со всей необходимой инженерной, социальной и транспортной инфраструктурой. Все для комфорта сделано».

О дольщиках, решении их проблемах и жилье для россиян

— В свое время, двенадцать лет назад, долевое строительство казалось удачным решением и таким и являлось, — говорит Владимир Ресин. — Правительству удалось существенно пополнить жилой фонд, а россиянам — купить квартиры в собственность. Благодаря «долевке» миллионы наших граждан смогли получить новое жилье. Однако помимо огромной роли в финансировании жилищного строительства (а привлекаемые средства населения составляют на сегодня около 80% этого объема) такой вариант породил и такое болезненное явление, как обманутые дольщики. В условиях экономического кризиса именно стройка всегда одной из первых испытывает отток инвестиций и падение деловой активности, что и стало причиной нарастающего количества так называемых «проблемных объектов» и серии банкротств компаний, занимавшихся строительством жилья на привлеченные средства граждан.

Сегодня, в связи со снижением инфляции до уровня, позволяющего говорить о установлении кредитных ставок на уровне в 6–8%, объективно появилась возможность начать поиск новых механизмов фондирования строительства жилья, которые сочетали бы доступность для строителей и снятие рисков потери инвестиций для граждан.

Для отказа от долевого строительства нужно время. А решать вопрос с «долевкой» нужно здесь и сейчас. Только в Москве — 34 проблемных объекта. В России — в десятки раз больше.

Ко мне в общественную приемную обращаются пострадавшие. Более того, я — председатель рабочей группы по защите прав дольщиков в Москве. Мы регулярно собираемся вместе с представителями инициативных групп дольщиков, признанных пострадавшими, и осуществляем конкретные шаги по достройке столичных проблемных объектов, а значит, защищаем права граждан — участников долевого строительства в столице. Ключевое слово — конкретные, — подчеркнул Ресин.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру