Малолитражки признали нельготными

"Никакие топливные карты не заставят москвичей изменить своим вкусам"

Выдача топливных карт на покупаемые в городе малолитражки прекращается. Такое распоряжение подписал врио мэра Москвы Сергей Собянин. Обслуживание ранее выданных карт продолжится, пока на них не закончатся деньги.

"Никакие топливные карты не заставят москвичей изменить своим вкусам"
Сергей Собянин

Примерно десять лет назад власти захотели пересадить москвичей на малолитражные автомобили. В 2005 году напротив мэрии даже прошел парад малолитражек. Много слов было сказано о том, как они удобны и маневренны в городской среде. Для стимулирования продаж малолитражных автомобилей в 2008 году был начат эксперимент — выдача топливных карт. Они предоставлялись на сумму 24 тыс. руб. москвичам, купившим машину с объемом двигателя не более 1300 куб. см, массой не более 1 тыс. кг, экологического класса Евро-3 и выше.

Заправить автомобиль с помощью этих карт можно было на семидесяти городских автозаправках. При этом власти установили ограничения — не менее 2 литров моторного топлива за одну заправку и не более 50 литров в сутки. Срок действия карты — пять лет. Такая льгота действовала только на территории Москвы.

— Идеология программы была наивной, — говорит директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин. — Если департамент спросит меня, нужно ли продолжать эту программу, скажу: нет. Что такое малолитражка в московской семье? Это, как правило, второй автомобиль, который муж покупает жене или папа дочке. Никакие топливные карты не заставят автомобилистов первого поколения (а таковых в столице 80%) изменить вкусам. Это естественный процесс потребительского поведения.

Изначально предполагалось, что карты будут выдаваться малолитражкам, поставленным на учет с 1 октября 2008 года по 1 декабря 2009-го. Но за это время было продано лишь около 1000 «малышек», поэтому эксперимент решили продлить до выдачи 6 тысяч топливных карт. Судя по всему, именно такое количество малолитражек и было продано до июня 2013-го.

Разговоры о фиаско программы шли чуть ли не с самого ее начала. Однако транспортные чиновники (тогда у руля был Василий Кичеджи) кивали на кризис и просили не спешить с выводами. Примерно такой же разговор, впрочем, у «МК» с Департаментом транспорта Москвы состоялся и нынче. В пресс-службе ведомства сказали, что «МК» оказался первым изданием, обратившимся за комментарием по поводу завершения программы. И признались, что пока еще не подводили итоги, а потому не готовы заявить, можно ли считать этот эксперимент успешным или провалившимся.

— Почему бы не допустить, что программа, если ее реанимировать, будет популярна у водителей-новичков или у людей с невысокой зарплатой? — спрашиваем у Блинкина.

— Главное — не цена самого автомобиля, а цена владения автомобилем в городе. Если наш условный новичок живет в Гольянове, а работает на Бульварном кольце, он быстро поймет, что для ежедневной рабочей поездки ему не нужен ни большой автомобиль, ни маленький. Почему? Потому что парковка ему обойдется в круглую сумму. И если авто не нужно для ежедневных поездок, то для разовых владелец как-нибудь найдет деньги на бензин. Я часто бываю на совещаниях в здании Москомархитектуры на «Маяковской» и вижу, что на площади припаркованы большие джипы. Представить в центре европейского города джип — фантастично. Но скоро представить такое трудно будет и в Москве. Ведь как было совсем недавно? Человек купил авто и решил, что дальше ему ничего, кроме страховки и бензина, не потребуется. Но как только город начал притеснять автовладельцев, сделав платными парковки в центре, ситуация на дорогах немного, да улучшилась.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру