Крупный капитал надежд не оправдал

Главными донорами бюджета столицы становятся москвичи и гастарбайтеры

23 сентября 2013 в 17:48, просмотров: 2786

Москва вынуждена секвестрировать бюджет текущего года: прогноз по налоговым поступлениям оказался завышенным. Департамент финансов предлагает урезать доходную часть на 59 млрд руб., расходы — на 142 млрд руб. В ведомстве отмечают, что структура налоговых доходов в столице меняется: на первое место выходят платежи физических лиц, а поступления по налогу на прибыль предприятий постепенно снижаются.

Крупный капитал надежд не оправдал
фото: Геннадий Черкасов

Динамика пополнения городской казны вызывает справедливое беспокойство чиновников. Если в 2011 году доходы по отношению к 2010 году выросли на 21,6%, то уже в 2012 году рост составлял всего 6,3%, а в 2013-м снизился до 2,6%. В ноябре прошлого года доходная часть бюджета-2013 была утверждена в объеме 1,495 трлн руб. В январе город получил 22,8 млрд руб. трансфертов из федерального бюджета, что позволило чиновникам пересмотреть прогноз. Планировалось, что доходы в сумме составят 1,517 трлн руб.

Однако уже к концу первого полугодия стало ясно: по ряду источников утвержденные показатели выполнены не будут. Подвели газовые корпорации (в первую очередь «Газпром»), чьи платежи в бюджет уменьшились за счет роста сумм амортизации и амортизационной премии, транспортные предприятия и телекоммуникационные компании. На 1 июля 2013 года собираемость налога на прибыль составила 248,3 млрд руб., или 43,7% от утвержденных годовых показателей. Сейчас, по данным портала «Открытый бюджет Москвы», отчисления достигли 322,5 млрд руб. при плане на конец года 568,6 млрд руб. Кроме того, в связи с изменением федерального законодательства резко упали поступления по акцизам на алкогольную продукцию: за первое полугодие не удалось собрать даже 30% от годовых бюджетных назначений.

В Департаменте финансов прогнозируют, что в 2013 году в бюджет поступит 1,458 трлн руб., что на 59 млрд руб. ниже, чем планировалось. Но расходы предлагается секвестировать еще беспощаднее — сразу на 142 млрд руб. Вместо 1,805 трлн руб. власти потратят на жителей 1,663 трлн. Конкретные статьи, попавшие под сокращение, не называются, но распоряжения «поджаться» получили все распорядители бюджетных средств. В частности, московские школы в срочном порядке переводятся на пятидневку, что по каждому учреждению позволит сэкономить несколько миллионов рублей.

В дальнейшем помимо сокращения, неизбежного из-за ухудшения мировой конъюнктуры и замедления темпов экономического роста в РФ, московский бюджет ждут еще две важные тенденции. Во-первых, изменение структуры доходов. И, во-вторых, рост дефицита, который повлечет за собой распродажу оставшихся у города активов.

На протяжении многих лет основным источником пополнения доходной части бюджета был налог на прибыль предприятий и организаций. Однако в текущем году на первое место в структуре доходов впервые выйдет налог на доходы физических лиц: по прогнозу, его собираемость составит 591,3 млрд руб. против 568,6 млрд по налогу на прибыль. Это обусловлено высокими темпами роста зарплат и увеличением контингента налогоплательщиков.

Не секрет, что размер среднемесячной заработной платы в Москве почти вдвое превышает среднероссийский уровень. Дифференциация оплаты труда в реальном секторе экономики в 2012 году составила от 37 тыс. руб. в строительстве до 51 тыс. руб. в транспорте и связи. А самые высокооплачиваемые рабочие места сконцентрировались в секторе услуг: в частности, зарплаты финансистов превысили 100 тыс. руб. в месяц. В первом полугодии 2013 года реальная заработная плата в Москве выросла на 6,1% по отношению к первому полугодию 2012 года. В целом по итогам года прогнозируется рост номинальной среднемесячной заработной платы на 11,5%, реальной — на 4,7%. На фоне бегства юрлиц в консолидированные группы налогоплательщиков (а к ресурсодобывающим компаниям в текущем году присоединились энергетики и предприятия металлургической промышленности) работающие москвичи и гастарбайтеры из других регионов становятся главными донорами городского бюджета.

Ожидается, что в 2014 году физлица принесут Москве 635,2 млрд руб. в виде налогов, в 2015 году — 686,6 млрд руб., а в 2016-м — 740,2 млрд руб. Наряду с неналоговыми платежами зарплаты граждан станут основным источником роста доходной части бюджета, поскольку налог на прибыль организаций предлагается зафиксировать на уровне 503,8 млрд руб. в 2014, 2015 и 2016 годах. И это, как говорят финансисты, еще оптимистический прогноз.

При этом в части расходов Москву в ближайшие три года ждут непростые времена. Высокий уровень рождаемости, сложившийся в 2011–2013 годах, и рост продолжительности жизни населения приведут к росту бюджетных ассигнований, направляемых в сферы образования и здравоохранения. Увеличится количество москвичей пенсионного возраста, которых необходимо обеспечить мерами соцподдержки — бесплатным проездом на транспорте, льготами по оплате услуг ЖКХ, доплатами к пенсиям и т.д. Одновременно потребуется поддержание высокого уровня вложений в транспортную (дороги, метро, развязки) и социальную (больницы, школы) инфраструктуру.

Неудивительно, что сбалансировать бюджет по доходам и расходам не удалось. Дефицит за три года в сумме составит 456,5 млрд руб. «Дырка» в кармане заставит столичные власти вновь вернуться к заимствованиям на внутреннем, а потом и внешнем рынках, а также активизировать продажу госсобственности. В 2014 году объем заимствований составит 105,6 млрд руб., в 2015-м — 116,9 млрд руб., в 2016-м — 73 млрд руб. Основные активы, еще остающиеся у Москвы, планируется реализовать в следующем году. Доходы от продажи акций, направляемые на покрытие дефицита бюджета, составят 58 млрд руб., следует из материалов Департамента финансов, поступивших в Мосгордуму. В дальнейшем продавать будет уже нечего: в 2015 году приватизация принесет в лучшем случае 7 млрд руб., в 2016 году — 6 млрд руб.



Партнеры