Истребители бомбил

Водителей маршрутных такси приучают работать по закону

30.10.2013 в 19:17, просмотров: 3771

На днях контролеры ГКУ «Организатор перевозок» отправились на московские улицы, дабы выявить и наказать нелегальных водителей маршруток. Корреспондент «МК» побывал в рейде и узнал у его участников, как следует бороться с нелегальным извозом.

Истребители бомбил
фото: Наталья Мущинкина

Группа отправляется от станции метро «Новогиреево» ровно в 8.30. Обычно участники рейда стартуют еще раньше — в утренний час пик нарушители попадаются особенно часто. Для водителей маршруток это время самое хлебное.

Контролеры предметно работают по жалобе, поступившей от жителей дома №94 по шоссе Энтузиастов. Группа остановилась на углу дома, чтобы пресечь на корню любые попытки маршрутных такси следовать прямиком через жилые дворы. Однако сперва необходимо дождаться сотрудника ДПС.

— Дело в том, что мы не имеем права останавливать какое-либо транспортное средство, находящееся в движении, — сетует Петр Войденко, начальник 3-го отдела ГКУ. — Поэтому в наших рейдах всегда участвует ДПС. Только они могут остановить автобус, а мы, выявив нарушения организации перевозок, уже составляем соответствующие протоколы.

Подобные рейды — рутинная ежедневная работа сотрудников. Такие отряды численностью от двух до пяти человек курсируют по всей Москве, за рейд обычно выявляют одного-двоих нарушителей, оформляют необходимые бумаги, а потом отправляются в офис продолжать бумажную битву. Чтобы действительно привлечь водителей к административной ответственности, нужно проследить, чтобы все было заполнено грамотно, и убедиться, что имеется достаточно оснований для взыскания.

Пока дожидаемся представителей доблестной полиции, беспомощно провожаем взором не менее четырех заполненных под завязку маршруток, но предпринять ничего не можем.

— Тут утром, начиная с половины седьмого, просто тьма-тьмущая машин и маршруток, — негодует житель дома №94, по имени Виктор. — Сто раз уже жаловались на это, но бесполезно: они как ездили, так и ездят.

По словам Виктора, водителей можно понять, ведь кругом пробки. Но можно понять и местных жителей, которым, ясное дело, не нравится, что под их окнами полноценная проезжая часть. Напротив подъездов, через дорожку, ставшую проезжей, — детская площадка. Дети не могут спокойно играть во дворе, а те, кто постарше, с опаской ходят в школу.

— Это безобразие! — добавляет Галина, супруга Виктора. — Мы что только ни делали: и заявки писали, и звонили — все без толку. Мы даже самостоятельно клали бетонные блоки, чтобы загородить проезд, но их почти сразу кто-то убрал. Никто вообще на эту проблему внимания не обращает. Особенно зимой здесь опасно. Дети много раз чуть под колеса не попадали, еле успевали отскочить.

Когда примерно через час сотрудник ДПС прибывает на место, основной поток машин, следующих по дворовой территории, иссякает, вместе с ним подозрительно исчезают маршрутки. Возможно, кто-то из промчавшихся водил уже успел предупредить коллег, и они успешно выбирают пути объезда. Мимо продолжают проезжать лишь легковые авто, и хотя местные жители жалуются в том числе на них, представитель полиции демонстративно бездействует.

— Мы работаем каждый день, и многие водители нас знают в лицо, — продолжает рассказ Петр Войденко. — Поэтому как только нас замечают, сразу отзваниваются старшему, и тот уводит с маршрута все транспортные средства либо переводит их на другие рейсы.

Так или иначе, за полчаса ожидания нам не попалось ни одной маршрутки, и мы решаем передислоцироваться в места скопления общественного транспорта. Жителям дома №94 «Организатор перевозок» поможет в другой раз.

Располагаемся у автобусной остановки близ торгового центра «Новогиреево». Наметанный глаз сотрудника ДПС сразу же выявляет противоправное деяние: водитель микроавтобуса, следующего по маршруту №114М, не пристегнут ремнем безопасности — штраф 1000 рублей. Полицейский приглашает водителя в свою машину для оформления.

Хамидулло Марахимов, водитель микроавтобуса, приехал в Москву на заработки в 2011 году и с тех самых пор работает в транспортных компаниях. У Хамидулло есть водительские права, выданные в Таджикистане, лицензия на осуществление пассажирских перевозок и все необходимые разрешительные документы. Попался он на мелочах: не выданные пассажирам билеты (статья 10.2 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях — штраф от трехсот до тысячи рублей) и отсутствие в салоне информации о самом водителе (статья 10.8 — штраф от пятисот до тысячи рублей).

— Водители часто не доезжают до конечной точки согласованного маршрута, высаживают пассажиров на обочине и уезжают. Вместо того чтобы толкаться полчаса в плотном трафике, они предпочитают вернуться в исходную точку и отвезти еще одну группу спешащих на работу людей. Для таких водителей главное — заработать деньги, а не полноценно обслужить население города, — рассказывает Петр Войденко о наиболее частых видах нарушений. — Ну, и на втором месте идет несоответствие внутреннего оформления салона установленным нормам: нет указателей маршрута с местами остановок, нет информации о транспортной компании и водителе, нет огнетушителя, например.

Зачастую собственник микроавтобусов сдает их в аренду, самостоятельно предпринимательской деятельности не осуществляя. Арендаторы, в свою очередь, сдают машины в субаренду. Водитель маршрутки выступает конечным пользователем транспортного средства, извлекает из него прибыль и каждый день вынужден привозить руководству определенную часть выручки. Если у него нет лицензии на предпринимательство в области транспорта, ему грозит штраф в размере пятидесяти тысяч рублей. За повторное нарушение могут отнять машину.

Но есть нюансы. Отнять транспортное средство можно только по решению суда и только у собственника, который, как правило, причастности к нелегальному извозу не признает. Мол, как я могу влиять на то, как субарендатор использует мои машины? По словам Войденко, машины зачастую снова выходят на рейсы. Кстати, выписать штраф за незаконную предпринимательскую деятельность сейчас могут только сотрудники Автодорнадзора, которые исправно участвуют в совместных рейдах с «Организатором перевозок». Да и они лишь передадут информацию о нарушителе в суд, который уже вынесет по делу решение. По сути, после фиксации нарушения водители маршруток могут сразу возвращаться на рейс. Они так и поступают.

По правде сказать, откровенно нелегальных водителей маршруток в нынешней Москве найти непросто. Большинство из них успели уже обзавестись лицензиями и действуют по закону. Хотя и остаются в их работе мелкие недочеты. По оценке Петра Войденко, год назад 30–40% водил грешили незначительными нарушениями, сейчас их число не превышает 5%.

Сейчас все чаще звучит идея о том, что окончательно навести порядок в сфере пассажирских услуг возможно, лишь создав некую крупную компанию, государственную или с заметным государственным участием, которая бы полностью контролировала этот рынок. Подчиняясь правительству Москвы, она централизованно закупала бы микроавтобусы, контролировала их техническое состояние и подготовку к выходу на маршрут, обеспечивала медицинский осмотр водителей. Правда, наши собеседники весьма уклончиво говорят о том, что подобные планы у столичных властей уже есть. Мол, это просто наше личное мнение.

Насколько оно личное, вновь покажет время. Нам же удалось полноценно оформить лишь одного нарушителя. К полудню сотрудники 3-го отдела ГКУ «Организатор перевозок» свернули полевую активность и отправились в свой офис, чтобы подвести итоги операции и спланировать будущие рейды. А недобросовестные водители маршруток, которые еще попадаются на улицах Москвы, до конца дня получили передышку.



Партнеры