Столица, открытая для жизни

В Государственном музее архитектуры представлены основные тенденции развития города

28 ноября 2013 в 19:18, просмотров: 2327

Недавние изменения в парках, отказ от точечного строительства, появление велодорожек и пешеходных зон, безусловно, не остались незамеченными москвичами. Будет ли увековечено зодчество нынешних властей города? Появятся ли специальные термины, как, скажем, «хрущевки», «сталинские высотки» или «лужковский архитектурный стиль»? Каковы основные градостроительные принципы сейчас? Ответы на эти вопросы можно узнать на выставке «Открытый город. Новая градостроительная политика Москвы», которая проходит в МУАРе.

Столица, открытая для жизни
Здание нового музейно-просветительского центра будет контрастировать со зданием величественной высотки МГУ им.Ломоносова. Фото предоставлено Музеем им. Щусева.

Выставка стартовала 13 ноября с презентации нашумевшей концепции парка в Зарядье. Это вполне закономерно и символично: проект американских архитекторов — одно из наиболее показательных проявлений архитектурной политики Москвы последних двух лет.

Куратором «Открытого города» является главный архитектор столицы. «Изначально мы задумывали выставку как экспозицию конкурса на Зарядье, — рассказал Сергей Кузнецов. — Но росли в своих аппетитах и решили представить все городское пространство. Результаты той идеологии, которую транслирует мэр города и мы как члены его команды».

Так, помимо проектов на развитие Зарядья в анфиладе бывшей усадьбы Талызиных были представлены победители и участники конкурсов на разработку архитектурной концепции шести других важнейших территорий центральной части столицы.

Логичным завершением центра «Москва-Сити» станет комплекс «Империя Тауэр». Фото предоставлено Музеем им. Щусева.

Определено, каким будет здание музейно-просветительского центра Политехнического музея и МГУ имени Ломоносова. Победителем стал совместный проект итальянского архитектурного бюро и российской мастерской Speech. Рядом с величественной высоткой МГУ появится символ торжества новейших технологий: нижняя часть здания выполнена в форме правильного куба (здесь разместятся публичные аудитории и выставочное пространство); верхняя, рассчитанная на функциональные зоны, творческие лаборатории и образовательный центр, представляет собой словно парящие в воздухе скульптурные объемы. Согласно концепции музейно-просветительский центр станет точкой пересечения научного сообщества и широкой аудитории, заинтересованной в современной науке.

Украшением ММДЦ «Москва-Сити» станет комплекс «Империя Тауэр». Новое здание прекрасно впишется в общую панораму застройки Москвы-реки. Предполагается, что здесь будут находиться автомобильный паркинг, офисы и общественные пространства. Победитель — одно их московских бюро (UNK project). По виду строение напоминает куб, разрезанный по диагонали — некий гибрид круизного корабля и триумфальной арки, предваряющей вход в Сити.

Однако не все проекты зданий получили законченное решение. Среди таких, например, фасад нового музейного комплекса Третьяковской галереи, который должен стать главным элементом музейного квартала в рамках программы развития Третьяковской галереи до 2020 года. Первое место занял проект архитектурного бюро Speech — по задумке авторов, облик фасада должен отображать размещение картин в Третьяковке. Концепция, занявшая второе место, тоже отличается сложностью конструкции: главный фасад видится авторам как собранная из разных стеклянных блоков конструкция. Результаты конкурса тем не менее не прошли зря — они будут учтены при дальнейшей работе. Скорее всего корпеть над окончательным проектом станут все авторы, которых отметило жюри.

Жилой комплекс на Базовской улице в районе Западное Дегунино — образец новых тенденций застройки. Фото предоставлено Музеем им. Щусева.

Окончательная концепция гостиничного комплекса «Царев сад» также станет результатом совместных усилий генерального проектировщика и трех студий. Напомним, здание, которое займет огромный участок напротив гостиницы «Балчуг», на пересечении Софийской набережной и Большого Москворецкого моста, определит весь характер застройки вблизи стен Кремля.

А вот облик торгового комплекса «Тверская Застава», который разместится на месте нынешнего обветшавшего здания эпохи конструктивизма 1920–1930-х годов на площади Тверской Заставы, 3, поручено выбрать инвестору — в ходе конкурса жюри отобрало три проектных решения.

Кроме того, на выставке можно узнать о последних трендах столичной архитектуры, которые уже можно увидеть на улицах города. С 1 июля 2013 года была запущена единая архитектурно-художественная концепция внешнего облика улиц и магистралей Москвы. За образец нового дизайн-кода, который в пилотном режиме запущен на центральных улицах столицы, взяты вывески европейских и североамериканских городов, выполненные в виде отдельных букв, выдержанных по цвету и размеру, чтобы не мешать восприятию архитектуры. В идеале такая практика должна распространиться на всю территорию Москвы и России.

Детский сад в Куркине, мкр.28. Фото предоставлено Музеем им. Щусева.

В этом году новый подход проявился и в художественном освещении. В сентябре этого года больше 270 зданий Садового кольца были подсвечены золотым, тепло-желтым светом. По замыслу авторов, система освещения создает единство столь пестрой архитектуры столицы.

Здесь, в анфиладе главного здания МУАРа, можно увидеть образцы социального жилья и образовательных учреждений нового поколения. Оригинальные разноцветные фасады зданий разрушают привычные представления о скучных типовых панельных домах.

Ознакомиться с новой градостроительной политикой Москвы можно до 12 января 2014 года. В декабре в экспозиции «Открытый город» произойдет ротация. Как рассказала директор Музея архитектуры имени Щусева Ирина Коробьина, выставка будет работать нон-стоп, а в зале, который занимают проекты Зарядья, разместятся проекты нового здания Государственного центра современного искусства.

Кроме того, большое количество конкурсов находится в процессе. Например, еще идет открытый международный конкурс на оформление входа гостиницы «Украина».

Нельзя не отметить, что архитектуре уделяется все больше внимания — в прессе, в общественных дискуссиях и повседневных разговорах москвичей. Это безусловный плюс. Однако некоторые эксперты воспринимают такую возросшую популярность градостроительной темы с изрядной долей скептицизма: «Эти разговоры не приводят к автоматическому повышению качества архитектуры, — говорит координатор общественного движения «Архнадзор» Петр Мирошник. — Всенародные обсуждения не ведут к тому, что в конкурсах принимают участие лучшие, а лучшие из лучших их выигрывают. Пока мы видим только яркую упаковку, но есть надежда, что со временем она наполнится качественным содержанием».



Партнеры