Проехать в метро и не оглохнуть

«МК» проверил, насколько шумно в столичной подземке

Мещанский районный суд во вторник отказал в иске Обществу защиты прав потребителей, выдвинутом против столичного метрополитена. Общественники потребовали принудить руководство подземки в течение месяца снизить уровень шума, который, по их мнению, в метро сегодня просто зашкаливает. В частности, на одном из перегонов на Таганско-Краснопресненской линии они зафиксировали уровень звука, равный 102 децибелам, что выше нормы в 5 раз.

Фемида не нашла оснований для удовлетворения требований общественников. Между тем корреспондент «МК» провел собственное расследование. Какие из станций и перегонов в столичной подземке самые шумные и самые тихие? Почему уровень шума на некоторых из них превышает норму в разы? И как влияет звук на здоровье человека? Вместе с инженерами-экологами мы проехались в подземке и сделали замеры.

«МК» проверил, насколько шумно в столичной подземке

Много шума из «Арбатской»

За последние годы столичное метро стало шумнее. Этому есть несколько объяснений. Самое простое — выросла максимальная частота движения составов, особенно в часы пик, когда интервал составляет полторы минуты. При этом увеличилась и скорость самих составов. Еще один источник шума, как говорят специалисты, — новые более мощные (и более шумные) вентиляторы, на которые сейчас постепенно заменяют старые. И это еще далеко не весь перечень...

Так или иначе, мы решили провести собственный эксперимент и проверить, какой сегодня на самом деле уровень шума на станциях и в перегонах подземки. Сделать замеры любезно согласились для нас сотрудники лаборатории «Тест Эко». Для проведения исследования мы определили десять мест на разных ветках.

— Мы будем замерять уровень шума по двум показателям — среднему и максимальному, — вводит меня в курс дела инженер-эколог Алексей Абрамов. — Максимальный уровень звука — это тот, который окажется наиболее сильным в какую-то конкретную секунду, пока мы будет проводить замеры.

Однако, по его словам, этот показатель не отражает объективную картину, потому что источник его происхождения может быть разным.

— Возможно, кто-то из проходящих мимо людей громко крикнет рядом с нашим прибором или у кого-то зазвонит телефон. И тогда аппарат зафиксирует и эти звуки, — пояснил он.

Итак, приступим. Первая станция — «Войковская». Выбрала я ее не случайно. По словам технического директора компании «Вибросейсмозащита», кандидата технических наук Михаила Дашевского, уровень шума в метро во многом зависит от особенностей строения той или иной линии.

— Самые шумные — бетонные тоннели мелкого заложения, где вибрация и звуки ничем не глушатся, — проконсультировал меня Михаил Аронович перед экспертизой. — К таким тоннелям относятся, например, участки Замоскворецкой линии от «Речного вокзала» до «Сокола». С нее и начните.

Однако на деле оказалось, что «Войковская» не самая шумная. Средний уровень звука, который мы там зафиксировали, составил 88,8 децибела, а максимальный — 96,4 децибела. Самой же шумной (если брать среднее значение) оказалась станция метро «Арбатская» синей ветки — 91,7 децибела, что значительно выше нормы (предельно допустимые уровни шума в метро согласно СанПиН от 2003 года: уровни звука и эквивалентные уровни звука — не более 70 децибел). Максимальный же уровень шума здесь составил 95,8 децибела.

На втором месте по уровню шума, как и прогнозировал Дашевский, все-таки оказалась Замоскворецкая ветка, а точнее, печально известный перегон между станциями «Войковская» и «Сокол» (он в свое время едва не обрушился стараниями горе-бурильщиков). Там уровень звука составил 89,8 децибела (максимальный 94,9). Если же мы сравним только максимальные значения, то самой громкой получилась станция «Тверская» с 97,8 децибела. Средний же показатель на данной станции относительно невысок — 87,9 децибела. А, например, шум на одной из самых оживленных станций подземки — «Комсомольской» на Кольцевой линии — оказался весьма сносным: средний 85,4 (95,1 — максимальный).

Как объяснил эксперт, в центре Москвы метро шумит меньше всего. Причина в том, что там в тоннелях лежат чугунные тюбинги, которые скрадывают звуки.

Измерив уровни звука на самых оживленных станциях в пределах кольца, мы отправились на юго-восток. Почему? Как сказал Михаил Дашевский, Таганско-Краснопресненская ветка в сторону «Выхино» тоже довольно шумная из-за особенностей строения.

В принципе так и вышло. На станции «Кузьминки» мы зафиксировали уровень звука 88,3 децибела (максимальный — 95,7).

Также для сравнения мы измерили уровень звука на станции самого глубокого заложения — «Парк Победы». Максимальный уровень шума там оказался довольно высоким — 96,9 децибела, а средний — 85,5 децибела. Зато тише всего, как и предполагалось, в поездах новой серии «Русич», в которых сделана звукоизоляция салона. Например, в поезде на перегоне между станциями «Парк Победы» и «Киевская» Арбатско-Покровской линии уровень звука составил всего 81,4 децибела.

Все болезни от шума

В старой редакции СанПиН по уровню шума от 1996 года я так и не смогла найти, какая норма действует в метрополитене. Видимо, ее просто не было. Однако там очень хорошо расписаны нормативы для рабочих мест в кабинах машинистов разных железнодорожных составов, в том числе поездов метрополитена — она, между прочим, составляет 80 децибел.

— Во многом из-за «вредности» работы машинисты столичного метро уходят на пенсию на пять лет раньше положенного срока, отработать в тоннеле им нужно 12,5 года, — говорит председатель независимого профсоюза метро Светлана Разина.

Но даже за это время многие из них успевают потерять слух и получить в награду за труд сердечно-сосудистые заболевания. Официально же, по словам Разиной, в документации столичного метрополитена нигде не прописано, что шум вредно воздействует на организм. Иначе всем сотрудникам пришлось бы оформлять профессиональные заболевания и вставать на учет в больницу.

Между тем по санитарным нормам допустимым уровнем шума, который не наносит вреда слуху даже при длительном воздействии на слуховой аппарат, принято считать 55 децибел в дневное время и 40 децибел ночью. Такие величины, по словам экспертов, нормальны для нашего уха, но, к сожалению, они очень часто нарушаются, особенно в пределах больших городов, таких как Москва. В частности, если уровень шума достигает 70–90 децибел и продолжается довольно длительное время, то такой шум, как говорят врачи, может привести к заболеваниям центральной нервной системы. А длительное воздействие шума уровнем более 100 децибел может приводить к существенному снижению слуха вплоть до полной глухоты.

— За последние годы шум вышел на первое место по степени вредного воздействия на организм человека, — объясняет Марина Чеботарева, генеральный директор одной из экологических организаций, занимающейся вибро- и шумоизоляцией станций подземки. — Проблема в том, что шум обладает накопительным эффектом и выражается сначала в виде усталости, а затем человек получает хронические заболевания. Шум воздействует не только на уши, но и на все внутренние органы. Сердечно-сосудистые заболевания и неврозы — это прямое следствие воздействия шума.

Выход есть?

В метрополитене заверяют, что к 2020 году полностью обновят весь подвижной состав, и в вагонах станет совсем тихо. В настоящее же время, напомним, поезда нового поколения «Русич» со звукоизоляцией салона ходят на Бутовской, Филевской, Арбатско-Покровской и Кольцевой линиях. На Калининской и частично на Серпуховско-Тимирязевской курсируют составы еще более новой серии — 81-760/761 — также с кондиционерами и с ультрафиолетовым обеззараживанием воздуха. До конца 2014 года на серой ветке обещают заменить все вагоны.

— Звукоизоляция достигается в салонах за счет нескольких факторов, — объясняют в пресс-службе подземки. — Во-первых, в отличие от старых поездов в новых составах установлена закрытая система вентиляции воздуха. Там есть система шумопонижения, воздух проходит в салон через фильтры. Во-вторых, не так грохочут прислонно-сдвижные двери, которые при закрытии как бы втягиваются в салон. И в-третьих, во всех поездах «Русич» и 760-й серии на окнах установлены стеклопакеты, которые также защищают от шума.

Достаточно ли будет таких мер? Как рассказал Михаил Дашевский, на днях в его компанию обратился главный инженер столичного метро с просьбой предложить какой-нибудь дополнительный способ защиты от шума на самих станциях.

— Большинство станций подземки являются архитектурными памятниками, поэтому абы что там на стены не повесишь, — говорит Дашевский. — Как вариант мы предложили устанавливать на вентиляционных коробах небольшие пластины с рельефной поверхностью. За счет рельефа звуки будут отражаться от них и гаситься друг об друга.

Получается, формально истцы из ОЗПП были правы. «Шумовые» нормы в метро превышены, но признавать это официально власти стесняются — иначе работа подземки будет парализована. Только даже при такой «плохой игре» можно сделать «хорошую мину». Например, спросить мнение ученых, да в конце концов просто объявить тендер на создание системы защиты пассажиров от шума. Или, если на это нет ни денег, не желания, официально изменить санитарные правила в сторону увеличения. Так, по крайней мере, будет честнее.

МЕЖДУ ТЕМ

Часто нормальный уровень шума бывает существенно превышен. Вот примеры некоторых звуков, с которыми мы сталкиваемся в нашей жизни, и то, сколько децибел в действительности эти звуки содержат.

Разговорная речь колеблется от 45 децибел до 60децибел, в зависимости от громкости голоса

Автомобильный гудок достигает 120 децибел

Шум интенсивного уличного движения — до 80 децибел

Детский плач — 80 децибел

Шум работы разнообразного офисного оборудования, пылесоса — 80 децибел

Шум работающего мотоцикла, поезда — 90 децибел

Звук танцевальной музыки в ночном клубе — 110 децибел

Шум пролетающего самолета — 140 децибел

Шум ремонтных работ — до 100 децибел

Приготовление пищи на плите — 40 децибел

Шум леса — от 10 до 24 децибел

Смертельный для человека уровень шума, звук взрыва — 200 децибел

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру