Добро в новом формате

Благотворительность будущего не имеет ничего общего с милостыней

18 декабря 2013 в 21:01, просмотров: 1620

Традиционно канун Рождества и Нового года считается временем не только предпраздничной суеты, поисков и покупки подарков, но и временем совершения добрых дел. 15 декабря в столице в четвертый раз прошла самая крупная в России благотворительная ярмарка «Душевный Bazar». Корреспондент «МК» побывал на ярмарке и узнал, как изменится благотворительность в ближайшие годы.

Добро в новом формате
фото: Александр Калашников

В воскресный день парк «Сокольники» ожидаемо многолюден — здесь гуляют целыми семьями, старшее поколение собралось на танцплощадке, младшее — клубится на ледяной горке. Все как обычно, если бы среди посетителей не встречались те, кто направляется к одному из павильонов парка, где проходит новогодняя благотворительная ярмарка страны. Меня встречают — куда без нее? — очередь в гардероб и улыбчивые волонтеры, которые раздают программу фестиваля и карту сокровищ «Душевного Bazar’a». Потеряться здесь действительно несложно. Под крышей павильона проводятся более 120 мастер-классов — здесь на площади несколько тысяч квадратных метров все желающие могут поделиться семейными историями за лепкой пельменей; пока одни увлеченно постигают азы мыловарения, другие трудятся в столярной мастерской над созданием скворечников и кормушек. Наиболее активные посетители учатся танцевать, а экстремальные — вышагивать на ходулях. Все эти и многие другие мастерские открыли 70 некоммерческих организаций — участников ярмарки 2013 года. Они же создали стенды с новогодними подарками и выпечкой. Ассортимент и подход у каждой некоммерческой организации разный, встречаются те, кто устроил целое представление — так, возле одного стенда кружит ангел, периодически заглядывающий в планшетник. «На ярмарке заметно, кто серьезно относится к своей работе, а кто не очень, — говорит один из организаторов «Душевного Bazar’а» Дарья Алексеева. — В этом году все фонды подумали об атмосфере, о том, как лучше транслировать свою идею. Например, фонд, помогающий мамам, стилизовал стенд под детскую комнату».

Пока общаюсь с волонтером фонда помощи детям с онкологическими заболеваниями, к стенду подходит девушка, в руках у нее едва умещаются пакеты. Лена здесь впервые: «Вот, потратила почти все деньги на подарки и просто приятные мелочи. И хочу сказать, сделала это с большой радостью!» Получается, люди хорошо проводят время и одновременно делают доброе дело. За весь день сюда пришли более 8000 человек, а общая сумма пожертвований составила 4 773 471 рубль. Это почти в два раза превышает показатели ярмарки прошлого года.

Но так было не всегда. «На первом «Душевном Bazar’е» было много звезд, среди участников были 20 фондов, — вспоминает Дарья Алексеева. — И на тот момент фондам вообще не было понятно, что им предлагают. С вопросами логистики, подготовки качественного мероприятия они никогда раньше не сталкивались. Поэтому со следующего года мы делали акцент на образовательную часть. Например, учили фонды, что не надо выставлять сделанные детьми размазанные поделки, которые посетители покупали бы из жалости, что не надо говорить «этот пирог спасет жизнь ребенку». Их учили, как правильно общаться, как рассказывать о своей работе, так чтобы люди не шарахались». Сейчас здесь продается просто очень вкусная горячая еда, просто красивые вещи, так что не все случайно заглянувшие на ярмарку понимают, что и это тоже благотворительность.

По мнению создателей ярмарки, для того чтобы общество иначе воспринимало благотворительность, прежде всего переосмыслить свою деятельность должны сами некоммерческие организации. «В НКО есть такой стереотип — мы занимаемся, к примеру, спасением детей, и поэтому мы хорошие. Нет установки — мы этим занимаемся и мы в своей работе эффективны, — замечает Дарья Алексеева. — Люди не привыкли инвестировать в административные ресурсы, пиар. Есть недопонимание — «я хочу спасать сироту, и при чем тут пиарщик?» Многие делают такие вещи, как подарки для детей-сирот, которые, как известно, воспитывают иждивенческий подход, это непрофессионально. Любой серьезный фонд от этого отказывается. Поэтому нам очень не хотелось бы, чтобы «Душевный Bazar» ассоциировался только с ярмаркой. У нас есть благотворительные пикники и душевное кино, когда люди могут бесплатно посмотреть проблемный фильм, а после пообщаться со специалистами фонда. Но понимание всего этого придет, я уверена». В следующем году «Душевный Bazar» запустит образовательную программу и будет прививать сотрудникам фондов культуру благотворительности. Кроме того, связаться с участниками фестиваля может любой неравнодушный горожанин.



Партнеры