История без болезни

Руководитель Департамента здравоохранения Москвы Георгий ГОЛУХОВ: «Москвичи должны жить так же долго, как в Европе, — до 80 лет и дольше»

Сбережение здоровья жителей одного из крупнейших в мире мегаполисов — это не шутка.

Сотни больниц, тысячи врачей, почти 100 тыс. медсестер и фельдшеров, миллионы связей между ними.

И во главе всего этого — его величество пациент, которого нужно достойно обслужить и вылечить,
а иначе в наше время уже нельзя.

Во всяком случае, в этом уверен и.о. министра правительства Москвы, руководитель столичного департамента здравоохранения Георгий ГОЛУХОВ.

Особое внимание в департаменте — пожилым людям.

Руководитель Департамента здравоохранения Москвы Георгий ГОЛУХОВ: «Москвичи должны жить так же долго, как в Европе, — до 80 лет и дольше»

— Международный день пожилых людей отмечается 1 октября, но Департамент здравоохранения города Москвы уже проводит мероприятия по оказанию медицинской помощи пожилым москвичам, приуроченные к этому дню?

— Да, мы начали работу, приуроченную ко Дню пожилого человека, 31 августа в ГБУЗ «ГП №5», в 220-й и 218-й поликлиниках состоялся первый дополнительный прием. Акция помощи пожилым будет проводиться в течение месяца — с 31 августа по 28 сентября 2013 г. Особое наше внимание на ближайшие выходные. Старшее поколение москвичей всегда отличалось повышенной политической активностью. Наши пенсионеры традиционно более активно участвуют в выборах, но и проблем со здоровьем у них хватает. Поэтому на ближайшие выходные Департаментом здравоохранения Москвы запланирована масштабная акция — Дни здоровья пожилого человека и День женского здоровья. В эти дни во всех амбулаторно-поликлинических объединениях для взрослого населения города Москвы будут проходить Дни открытых дверей для тех, кто старше 70 лет, включая инвалидов, ветеранов и участников Отечественной войны, а также для всех женщин Москвы, достигших репродуктивного возраста. Будут проводиться консультации узких специалистов с привлечением ведущих, наиболее опытных специалистов стационаров, а также лабораторная и инструментальная диагностика. Граждане, у которых в субботу будут установлены показания для проведения наиболее сложных специализированых медицинских исследований в воскресенье на базах многопрофильных больниц, а также амбулаторных центров, смогут пройти КТ, МРТ, ЭГДС и многие другие исследования. Подробности можно узнать на сайте Департамента здравоохранения, по справочным телефонам и в поликлиниках.

— Как вы оцениваете успехи в работе московского здравоохранения за последнее время?

— Только представьте: в Москве с населением 12 млн человек только за 2012 год было 156 млн обращений в поликлиники, «скорую помощь» вызвали более 4,5 млн раз, из которых 1,5 млн госпитализировали, а в больницах пролечились 1,9 млн человек. Так что наша работа касается практически каждого жителя столицы, о ее важности говорят и социологические опросы: подавляющее большинство жителей столицы назвали здравоохранение первейшей составляющей жизни в городе наряду с образованием и транспортом. Смертность среди москвичей за два года, с 2010 по 2012-й, сократилась почти на 10%, а ожидаемая продолжительность жизни за этот период возросла на 1,7 года и в 2012 году, по предварительным данным, составила 75,8 года. По этому показателю мы догнали «новые» страны Евросоюза (Чехию, Словакию, Польшу и др.). Для сравнения: в среднем по России продолжительность жизни на 5,5 года короче — 70,3 года. А вот что касается общей удовлетворенности населения московским здравоохранением, нам еще работать и работать. Сегодня столичным здравоохранением довольны не более 60% жителей. Власти города поставили задачу, чтобы к 2016 году этот показатель был на уровне самых развитых стран — не менее 70%.

— Вы готовы сделать такой рывок?

— Мы обязаны это сделать, и все предпосылки для этого есть. Наши ЛПУ обновлены и отремонтированы. В поликлиники и больницы поставлено 58 тыс. единиц новейшего оборудования. На все это из федерального и городского бюджетов в 2011—2012 годах было выделено 105 млрд рублей. Для сравнения: с 2001 по 2010 год было инвестировано всего около 80 млрд рублей. Мы реорганизовали всю систему: сегодня самые простые диагностические исследования можно получить на первом уровне — в поликлиниках шаговой доступности от места проживания; более сложные — в амбулаторно-поликлинических центрах. А на высокотехнологичные исследования, требующие дорогостоящей техники и высококвалифицированного персонала, направляют в специализированные стационары. Это наиболее эффективный способ использования ресурсов отрасли. Осталось только, чтобы москвичи к этому привыкли и почувствовали преимущества. Мы ждем и верим в понимание со стороны наших пациентов.

— Цифры и размах впечатляют. Но что в итоге это даст мне, простому москвичу, моим детям, 75-летнему отцу, теще, дай Бог всем здоровья, если придется столкнуться с московским здравоохранением?

— Для этого мы сформировали простые и понятные для людей показатели. Сегодня время ожидания приема врача в поликлинике по предварительной записи составляет в среднем 20 мин. А совсем недавно оно составляло около часа. Время ожидания планового приема к врачу-специалисту может составлять до 14 дней с момента записи. Рассчитываем, что к 2016 году удастся сократить этот срок в два раза, максимум до 7 дней.

СПРАВКА "МК"

На новых территориях Москвы с лета работают передвижные медицинские комплексы, предлагающие населению, в частности, современную диагностику. К концу года их число достигнет пяти, и среди них будет даже передвижной КТ! В Москве начинают хождение электронные рецепты, все больше ЛПУ пользуются электронными историями болезни. При деятельном участии столичных властей Департаментом здравоохранения Москвы закуплены четыре новейших хирургических роботокомплекса.

Следующий важный показатель — время ожидания госпитализации на получение плановой высокотехнологичной помощи (подчеркиваю: не по экстренным показаниям). Это, например, операции на сердце (стентирование, аортокоронарное шунтирование), или эндопротезирование суставов, или сложная операция на головном мозге. К сожалению, сегодня время ожидания такой операции может растянуться до 1—1,5 месяца. К 2016 году мы поставили цель — не более 20 дней.

Особо отмечу, что у нас есть показатель, которым мы можем гордиться, — время ожидания приезда «скорой помощи» по экстренному вызову. Сегодня это 14—15 минут, а всего 3 года назад было 19—20 минут. Работу «скорой» положительно оценивают более 60% москвичей. Это хорошая цифра.

— Правда ли, что список показаний, при которых раньше немедленно госпитализировали, сейчас сократился?

— Такого списка не существует. Объемы «скорой» — более 4,5 миллионов выездов в год. Вы просто вдумайтесь в эту цифру. Более 1,5 миллиона людей каждый год госпитализируется. О каком ограничении оказания медицинской помощи можно говорить?

Мы ориентированы на то, чтобы повысить доступность оказания медицинской помощи. Сегодня в городе вновь активно работает возрожденная с нуля неотложная помощь. Соответственно, теперь появилось больше возможностей для оказания помощи на дому. Если нет угрозы жизни, «неотложка», в отличие от «скорой», приедет к пациенту не за считаные минуты, а в течение нескольких часов, пациента осмотрят, проведут необходимые процедуры, а при необходимости вместе со «скорой» решат вопрос и с госпитализацией. Мы против практики, когда госпитализируют тех людей, которые не нуждаются в этом. Больница не лучшее место в жизни любого человека, и выздоравливает человек не от того, что его положили в больницу, а благодаря лечению. Большую часть этого лечения в наше время можно делать амбулаторно — это дешевле и эффективнее. Все направлено на то, чтобы выстроить систему здравоохранения более правильно.

— Куда может пожаловаться пациент, если он недоволен, оказанной медицинской помощью?

— «Горячая линия» Департамента здравоохранения работает круглосуточно. Также есть «горячая линия», которая работает с 8.00 до 20.00, принимает обращения людей по льготному лекарственному обеспечению. Вся информация есть на сайте департамента. Пациенты также могут обращаться в Фонд обязательного медицинского страхования с претензиями на работу «скорой помощи». На самой «скорой помощи» есть соответствующие работающие прямые телефоны для жителей города Москвы, они все указаны на сайте департамента. Так что, пожалуйста, обращайтесь, излагайте претензию. Или, наоборот, благодарность, что, кстати, бывает в десятки раз чаще, когда речь идет о работе московской «скорой».

СПРАВКА "МК"

Масштабная модернизация столичного здравоохранения включает в себя не только новейшее оборудование, высокую квалификацию врачей, удобное, комфортное пользование медицинскими услугами. Сегодня при московских амбулаторно-поликлинических центрах создаются общественные советы, куда входят жители и муниципальные депутаты. Во всех поликлиниках введены должности администраторов, которые помогают пациентам сориентироваться, разбираются в конфликтных ситуациях. В порядке эксперимента в некоторых поликлиниках установлены камеры наблюдения. Информацию с них отслеживают в дирекциях соответствующего округа.

— Среди части москвичей сложилось убеждение, что государственная медицина в Москве потихоньку становится платной. Так ли это?

— Нет, не так. На сегодняшний день возможности для оказания платной медицинской помощи расширяются — для этого в Москве существует больше 4500 коммерческих учреждений, которые занимаются оказанием того или иного вида медицинской помощи. В государственных учреждениях здравоохранения, если есть медицинские показания, никаких денежных вложений не требуется. Человек может доплатить за пребывание в отдельной палате, но это не медицинская помощь, а сервис. Кроме того, с двадцати одного года, один раз в 3 года каждый москвич может в рамках программы ОМС пройти полный осмотр (диспансеризацию). После проводится консультирование, определяются специалисты, которые нужны человеку дополнительно, в случае выявления каких-либо заболеваний или факторов риска, для дальнейшего их исключения или лечения у врача-специалиста.

СПРАВКА "МК"

В Москве началась диспансеризация, бесплатными услугами городской медицины в этом году смогут воспользоваться до 2 млн человек. Любой рецепт, если данного препарата нет в аптеке, принимается на обеспечение, вносится в журнал отсроченного обеспечения и по федеральным нормам в течение 10 дней должен быть передан пациенту. Кроме того, по решению врачебной комиссии он может получить оригинальный препарат не из списка льготных, если на это есть показания.

— Георгий Натанович, в московском здравоохранении вы уже 30 лет. У вас есть опыт рядового врача, научного работника, руководителя крупнейшей московской больницы, а сейчас и столичного здравоохранения. Что вы мечтаете сделать для отрасли, для москвичей?

— Сначала позвольте о врачах и медсестрах. Мечтаю, чтобы врачи, да и все медицинские работники, пользовались заслуженным уважением общества. Чтобы в средствах массовой информации были статьи и сюжеты об их самоотверженном, а зачастую и героическом труде. Вспомните советские фильмы «Неоконченная повесть» с Элиной Быстрицкой, «Дорогой мой человек» с Алексеем Баталовым — вот так мне бы хотелось, чтобы показывали врачей, а не только смаковали наши упущения!

Отдельно стоит сказать о среднем медицинском персонале. Именно от его квалификации и милосердия во многом зависит исход любого лечения. Врачи определяют методику, а ведут пациентов от и до медицинские сестры, фельдшеры, фармацевты, акушерки, лабораторные медицинские техники и технологи. Именно на их плечи ложится огромная нагрузка и ответственность. Сегодня представителей этих профессий в городе почти 92 тысячи человек (для сравнения, врачей — около 50 тысяч). В московском здравоохранении многое делается для того, чтобы средний медицинский персонал, сестринский персонал получал достойную зарплату. С мая 2013 года медучреждения ДЗМ перешли на новую систему оплаты труда, и многое теперь зависит от квалификации, от стажа. Система дает возможность зарабатывать тем, кто действительно работает. Она стимулирует постоянно повышать квалификацию и багаж знаний. Сестра с десятилетним стажем работы получает порядка 40—45 тысяч рублей, что не так уж и плохо, но, безусловно, недостаточно. В среднем же зарплата медперсонала составляет 49 350 рублей в месяц, и планируется дальнейшее ее повышение. Но не меньшая награда для любой медсестры — слова искренней благодарности от пациентов. Мы приглашаем всех принять участие в нашем празднике «День белого халата», посвященном среднему медицинскому персоналу, который состоится 5 сентября в Московском международном доме музыки на Павелецкой.

Что касается московского здравоохранения, то перед нами поставлена стратегическая цель: оно по всем основным показателям должно соответствовать уровню здравоохранения крупнейших городов развитых стран Европы и Америки (Лондона, Парижа, Берлина, Нью-Йорка и др.).

Москвичи должны жить так же долго, как в Европе, — до 80 лет и дольше. Но самая главная моя задача — чтобы они доверяли своим врачам, а значит, и всему московскому здравоохранению.

СПРАВКА "МК"

В Москве действует программа обучения медперсонала за границей. В конце августа 60 медицинских сестер находились на 2-недельных курсах в одной из крупнейших израильских клиник. При институте управления правительства Москвы действуют специализированные курсы для врачей и руководителей медицинских учреждений. В ДЗМ считают, что в наше время хороший главврач должен быть и хорошим менеджером.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру