Учителя пошли в средний класс

Столичные педагоги по экономическим, культурным, психологическим признакам должны поднять свой социальный статус

25 декабря 2013 в 18:54, просмотров: 2211

За последнее десятилетие социальная ситуация в Москве изменилась. Одним из показателей этого является появление среднего класса в обществе. Об осознании гражданами себя как среднего класса на примере учебных учреждений рассказал директор ГБОУ города Москвы «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория №1505», заслуженный учитель РФ, кандидат исторических наук Леонид Наумов.

Учителя пошли в средний класс
фото: Геннадий Черкасов

— Леонид Анатольевич, какие социальные изменения требуют изменений в системе образования?

— Средний класс как социальная группа заменит собой старую советскую интеллигенцию, которая в конце 1980-х — начале 1990-х годов была важным «заказчиком» для системы образования. Появление среднего класса привело к целому ряду социокультурных вызовов. Правильным ответом на них может стать попытка создать ситуацию, при которой московские учителя приобретают ряд экономических, культурных, психологических признаков среднего класса. В начале 2000-х мы зафиксировали изменение контекста, в котором находится гимназия, и сразу попытались отразить это в образовательной программе. Современный средний класс хочет отдавать своих детей в хорошие школы, ожидая, что это поможет им стать успешными. С нашей точки зрения, необходимо было уйти от старой ситуации, когда выпускники с хорошим образованием не знают, куда себя применить на практике, и ждут, что их куда-то отправит государство. Выпускник должен уметь создавать мир вокруг себя и реализовывать себя сам. Он должен уметь не только формулировать новую идею, но и находить команду, должен уметь находить ресурсы. А чтобы его всему этому научить, педагог должен уметь это делать сам, должен быть удовлетворен своим положением в обществе и быть заинтересованным в своей работе.

— Какими способами можно достичь подобных целей?

— С экономической точки зрения это можно сделать простым повышением зарплаты. С реформой системы образования это и произошло, и по показателям заработной платы современные учителя приближаются к среднему классу (у разных категорий учителей все, конечно, по-разному). Однако в ментальном плане учителя по-прежнему часто не относят себя к этой группе.

Изменение уровня доходов, с одной стороны, означает изменение и требований общества к учителям. С другой стороны, зарабатывая больше, человек меняет требования к самому себе, меняются внутренние стандарты. Сам по себе рост доходов, без изменения сознания, мало что значит.

На уровне образовательного учреждения можно выстроить поэтапную систему, которая постепенно изменит ментальность учителей. Молодой педагог должен понимать, что он выбирает ту профессиональную деятельность, которая должна дать ему сопоставимые возможности с теми, которые возникли бы у него, если бы он начал работать в бизнесе, журналистике, менеджменте. Он должен понимать, через какое время он поедет отдыхать за границу, купит автомобиль, возьмет ипотечный кредит. В коммерческих структурах человек всегда намечает себе определенные вехи социального развития. То же самое должно происходить и в системе образования.

Важным инструментом формирования мышления среднего класса является процесс социального проектирования. Социальным проектированием на уровне собственной жизни занимаются все успешные люди. Чтобы научить этому учеников, педагог должен сам это уметь. Он должен уметь искать свою нишу и реализовывать свои проекты, не ожидая помощи от государства, от общества и т.д. Раньше педагог этим не интересовался вообще, полностью доверяясь либо существующей системе, либо администрации учреждения. А на практике социальное проектирование полностью меняет мышление.

фото: Геннадий Черкасов

— Как эта идея применима на практике? Каков механизм внедрения?

— В нашей гимназии мы это делаем на протяжении 10 лет. И мне думается, что этот локальный опыт может быть интересен обществу и востребован другими образовательными учреждениями.

Первый шаг. Мы пытаемся создать ситуацию возможности выбора учителем того вида педагогической нагрузки, который для него наиболее комфортен. Он может брать себе большое количество часов, и таким образом повысить свою зарплату. Либо он может взять меньше учебных часов, но выбрать себе дополнительные занятия и другие формы работы с учениками. В этом варианте педагог доступен для учеников после уроков, становится тьютором, наставником. Он помогает ученикам готовить свои персональные проекты, занимается внеурочной деятельностью.

Второй шаг — происходит дифференциация самих тьюторов. Необходимо выяснить, какую нишу он занимает и сможет ли реализовать эту деятельность как социальный проект. Конечно, значительная часть внеурочной работы (исследования, экспедиции, летние школы, спортивные лагеря и т.д.) является, по сути, самостоятельным педагогическим проектом, но можно попытаться придать ему черты и социального проекта. В этом случае учитель, однако, должен быть готов самостоятельно искать команду и ресурсы на реализацию. Таким образом, педагог выбирает для себя результаты собственной эффективности. То есть вот уже три пути развития, по которым может идти карьера современного педагога. Однако стоит помнить: человеку нельзя передать определенное мышление, минуя его желания. Он должен сам захотеть измениться. Он должен захотеть получить больше свободы взамен на большую ответственность.

— Кто выступает заказчиком этого нововведения и этого социального проекта?

— В Москве заказчиком выступает государство. Надо понимать, что в разных регионах возможности финансирования сферы образования совершенно разные. Соответственно, не везде есть потребность введения подобной системы. Правительство РФ поставило четкую задачу — развить средний класс. Это поручение президента является и задачей для системы образования. С другой стороны, очевидно, что этот государственный заказ поддерживается и родительским сообществом. Таким образом, мы выходим на ситуацию, когда у учителей и родителей происходит обмен социокультурным опытом. Учитель оказывается включенным в новый тип информационного общения, экономического и социального взаимодействия. Учитель воспринимает и учеников, и родителей, и представителей власти как партнеров, с которыми надо выстраивать договорные отношения. При этом ключевые характеристики учителя никуда не исчезают. Он по-прежнему выполняет свою особую миссию и имеет особый взгляд на мир, однако с новым мышлением он конкурентоспособен и может научить этому своих учеников и коллег.



Партнеры