Культурная революция приходит во дворы

«МК» выяснил, как изменятся галереи в спальных районах Москвы

Районные выставочные залы охвачены системной реформой. С августа прошлого года 18 районных арт-площадок, расположенных в 10 округах столицы, вошли в единое объединение. Самоуправление получили только два ВЗ — галерея «А3» и галерея на Солянке. Остальные учатся жить по-новому: реформа кардинально меняет схему управления залами, а главное, имидж. Как тихие и забытые площадки должны переродиться в актуальные, «МК» узнал у нового директора объединения «Выставочные залы Москвы» Елизаветы Фокиной.

«МК» выяснил, как  изменятся галереи в спальных районах Москвы
Фото предоставлено пресс-службой объединения "Выставочные залы Москвы"

— Вы единолично возглавили 18 выставочных залов Москвы. Должность директора в каждом отдельном ВЗ упразднена. Люди, которые их занимали, уволены?

— Мы находимся в сложной ситуации реорганизации, но это не значит, что начинаем с увольнений. В первую очередь реорганизация проводится в целях улучшения качества управления. Для этого и создано объединение «Выставочные залы Москвы». Но мы не хотим, чтобы система принятия решений была единоличной. Раньше выставочные залы двигались по инерции, опираясь на энергию руководителей. Директора принимали решения, что и как показывать, какие выставки делать. Теперь это решает кураторский совет.

— Из кого он состоит?

— Частично из бывших директоров выставочных залов. Например, туда вошли директор ВЗ «Галерея Беляево» Марина Сергеевна Бушуева, директор ВЗ «Ковчег» Сергей Сафонов. Ведь все залы разные. В одних сильная материально-техническая база, в других лучше работают с аудиторией и готовят интересные выставки. Талантливых руководителей, экспертов мы призываем делиться опытом — включаем в кураторский совет и ставим во главу направлений. Это еще одно нововведение. Например, «Галерея Беляево» объединяется в одно направление с выставочным залом «На Каширке». Директор «Галереи Беляево» становится на должность начальника отдела, который будет заниматься инициированием профессиональных художественных практик в экспозиционно-выставочной деятельности. К тому же мы привлекаем внешних кураторов — пригласили Виталия Пацюкова, Юлию Бычкову, Катю Бочевар, Ларису Гринберг, Ларису Климову и других. Тем самым мы хотим включить в работу залов профессионалов и сохранить людей, которые имеют связи в районах, понимают, как выстраивать отношения с местным сообществом.

— И все-таки сотрудники залов, очевидно, с напряжением восприняли реформу. В «МК», например, поступил сигнал из выставочного зала «Богородское»: сотрудники взволнованы увольнением директора.

— Директор выставочного зала «Богородское» не уволен. У Натальи Афанасьевой истек срок трудового договора, но мы продлили с ней контракт до конца реорганизации. При подготовке объединения мы постарались встретиться со всеми — а в выставочных залах работает 347 человек — и донести суть реформы. Этот процесс еще не закончен, встречи продолжаются. Те, кто хочет работать, включились. Тех, кто хочет жить по старинке, мы пытаемся переубедить и донести, что нужны новые формы работы. Мы запустили образовательные семинары по переподготовке совместно с Центром современной культуры «Гараж». Нам бы хотелось создать стандарт качества: деятельности, услуг и инфраструктуры. Ведь в некоторых залах даже нет кассовых аппаратов.

Фото предоставлено пресс-службой объединения "Выставочные залы Москвы"

— А в принципе какие  проблемы выставочных залов вы считаете первостепенными?

— Сейчас выставочные залы загоняют себя в рамки количества, а не качества. 757 выставок в год предполагало прежнее госзадание для всех залов, входящих в объединение. Получается, выставки должны были меняться в каждой галерее раз в две недели. Подготовить качественный проект в такие сроки крайне сложно. Зачастую галереи делали выставки одной работы или опирались на календарь праздников. Но для нас важна не отчетность, а то, как сделана выставка, что она дает зрителю. К тому же на районных залах лежит обязанность проведения культурно-досуговых мероприятий. Когда мы делали мониторинг деятельности залов, оказалось, что в половине йога, танцы живота или языковые курсы. Я понимаю, если занятия связаны с художественными практиками, с ручной работой, как, например, бисероплетение. Но танцы живота или английский — не уверена, что это та деятельность, которую должны вести выставочные залы. Хотя, например, ВЗ «Солнцево» — один из самых успешных залов с точки зрения внебюджетного финансирования. Это одно из немногих учреждений в районе, которое может оказывать качественные услуги по подготовке детей к школе и изучению английского языка. Пока мы не нашли своего решения этой проблемы.

В «Арт-холле» кипит работа. Фото предоставлено пресс-службой объединения ВЗ Москвы (Фото предоставлено пресс-службой объединения "Выставочные залы Москвы")

— Как будет перестроена работа?

— Для нас приоритетными являются три направления: экспозиционно-выставочная политика, изменение внешнего и внутреннего пространства галерей, работа со средой района — нужны элементарная навигация и маркировка выставочных залов в городском пространстве. Cобираемся делать проекты современного искусства, и у ряда галерей, в том же «Беляево», такие выставки идут давно и успешно. Но мы не собираемся задвигать традиционное искусство на второй план. Должен быть баланс. Мы начинаем сетевые проекты — когда несколько выставок, связанные одной темой, запускаются сразу на нескольких площадках. Один из них — «Пространство LUCIDA», организованный совместно с ГЦСИ, — только что стартовал в выставочном зале «На Каширке», и впереди еще открытия в выставочном зале «Галерея Беляево» и «Пересветовом переулке». Другой проект, связанный со средовым дизайном и мифологией района, сейчас находится в процессе подготовки. Мы собираемся реализовать его на Песчаной и Ходынке. К тому же мы готовимся к участию в фотобиеннале — заявку подали, ждем ответа. А летом хотелось бы включиться в Биеннале молодого искусства. Мы начинаем сотрудничать с проектом «Открытая сцена». Не менее важно запустить и инфраструктурный проект — изменение визуального образа и стиля выставочных залов.

Фото предоставлено пресс-службой объединения "Выставочные залы Москвы"

— То есть?

— Хочется, чтобы выставочные залы были узнаваемы, были объединены общим логотипом и в то же время сохранили свою индивидуальность. В этом проекте важный аспект — сочетание внешнего — фирменный стиль, и внутреннего содержания зала: там должны присутствовать такие элементарные сервисы, как wi-fi, кафе, литература для детей. Мы начали с установки кофе-аппаратов. Но бизнесу приходить в залы невыгодно, потому что у нас низкая посещаемость. В некоторых залах — 400 человек в месяц. Попытаемся исправить эту ситуацию.

— Как будет выбран единый логотип?

— Мы собираемся провести закрытый конкурс среди дизайнеров и архитекторов, чтобы его выбрать.

— Вы как-то сказали, что хотите сделать выставочные залы не менее популярными, чем торговые центры. Как?

— Есть ряд направлений, которые надо развивать. Во-первых, семейная аудитория — мы хотим ее привлечь, увеличив качество и количество клубно-досуговых формирований. Во-вторых, аудитория старшего возраста — они предпочитают музыкальные и театральные мероприятия, где можно, кроме всего прочего, пообщаться. И, наконец, люди от 30 до 40 лет: эта часть аудитории почти не затронута. Нам бы хотелось привлечь студентов профильных вузов, ведь наши залы сотрудничают с профессиональными союзами художников, дизайнеров, и они могли бы использовать залы в качестве площадок для своих проектов, работ. Сейчас пошла волна, и к нам стали обращаться студенты, которые готовы работать на волонтерских началах. Мы собираемся обратиться к Марине Лошак, чтобы совместно с Пушкинским музеем запустить цикл образовательных лекций.

— Планы впечатляющие, однако есть одно странное нововведение, а именно: в госзадании изменилась суть понятия «выставка», теперь так может называться только мероприятие, где показываются музейные экспонаты. Почему вернисаж новых работ художника не может именоваться выставкой?

— Да, это усложняет работу. Сейчас выставка — это демонстрация музейного экспоната, а все остальное относится к разряду «мероприятия». Вообще, в государственном задании по нашему направлению существует три базовых понятия: это выставки, мероприятия и клубно-досуговая деятельность.

Фото предоставлено пресс-службой объединения "Выставочные залы Москвы"

— Но ни один музей не даст музейный объект в зал, где нет соответствующих условий экспонирования: температурно-влажностный режим, свет и т.п., а их нет ни в одном зале...

— В этом году в госзадании мы заявили 50 процентов проектов, основанных на межмузейном сотрудничестве. И решили привлекать региональные музеи. Всего на 2014 год на объединение запланировано 400 выставок, 120 из них связаны с экспонированием музейных предметов.

— После реформы цена билета вырастет?

— Цена будет приведена к единому знаменателю. Будут разные типы билетов, но бесплатные билеты для пенсионеров и льготных групп населения сохранятся. Возможно, будут экспозиции, билет на которые будет стоить несколько дороже. Так, мы собираемся сделать вместе с Александром Васильевым выставку «Звуки моды» для ВЗ на Песчаной и Ходынке. Цена на нее скорей всего будет выше, чем на другие. Но значительного повышения цен не будет.

— Как думаете, когда выставочные залы превратятся в тот идеал, который вам видится? Сколько времени займет реформа?

— Думаю, пару таких залов мы увидим к концу года. А если говорить обо всех выставочных залах объединения, то года через три.

КСТАТИ

Кстати, выставочные залы Москвы — сеть учреждений культуры, созданных в 1980–1990-х годах для экспонирования произведений художников: как профессионалов, так и любителей. Чтобы стать участником выставки, необязательно было входить в Союз художников, потому многие ВЗ стали центрами андерграундной жизни в то время.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру