Жители Химок стали невыездными

Новая трасса лишает горожан доступа к социальной инфраструктуре

16 ноября 2014 в 20:03, просмотров: 11675

Своеобразная Берлинская стена появилась в подмосковных Химках. Участок новой трассы Москва—Санкт-Петербург, который запустят до нового года, надвое разрезал Левобережный район города, лишив жителей двух высоток доступа к социальной инфраструктуре. Не далее как через месяц транспортный объект введут в эксплуатацию, и тогда уже все Химки окажутся отрезанными от цивилизации. Почему дорожное строительство привело к бездорожью, разбирался корреспондент «МК».

Жители Химок стали невыездными
Новая трасса отрезала часть Химок от «Большой земли».

«Насколько я понимаю, на сегодня в Химках есть три главные проблемы, — говорит начальник аналитического отдела экспертного центра «Probok.net» Андрей Мухортиков. — Это пешеходный переход через трассу в районе домов №№27–29 по Совхозной улице, съезд №6 и пешеходный переход через МКАД».

Основной ход новехонькой трассы Москва—Санкт-Петербург» разделил Левобережный район Химок на две неравные части. Дома №27 и №29 по Совхозной улице, а также прилегающее к ним садоводческое некоммерческое товарищество оказались отрезаны от социальной инфраструктуры города. «Участковые врачи к нам не приходят, а вместо этого устраивают лечение по телефону, — жалуется местная жительница. — В трубку рассказывают, что нам делать в том или ином случае». Как страшный сон жители злосчастных домов вспоминают случай, когда детская реанимация добиралась до места больше часа.

На той — цивилизованной стороне — остались поликлиники, банки, школы, детские сады и пожарные депо. «Когда проект строительства только разрабатывали, переход был, — вспоминает член инициативной группы жителей Людмила Сорокина. — Протоколы рабочих встреч октября 2012 года ясно говорят, что вопрос поднимался и его обсуждали». «Но концов теперь не найти, переход либо исчез, либо его просто не утвердили, — сокрушается коллега Людмилы Юлия Сальникова. — Сейчас компания, отвечающая за участок, заявляет, что, мол, прошедший экспертизу и утвержденный проект не предусматривает его наличие».

На «цивилизованной» стороне остались поликлиники, банки, школы, детские сады и пожарные депо.

Чтобы пересечь дорожное полотно, жители используют узкую тропу из бетонных плит. Она покрыта грязью, поэтому местные специально ходят здесь в сапогах, а с собой таскают сменку. Тропа ведет от жилых домов и упирается в разрыв шумозащитного барьера, вдоль которого приходится идти по деревянному настилу с хлипкими, сколоченными на скорую руку перильцами. А дальше пешком по проезжей части. По ней, кстати, и сейчас снуют грузовики строителей и тяжелая землеройная техника.

Сложнее всего перебраться через отбойник. Преодолеть весь путь, к примеру, с детской коляской — задача не из легких. Мамам с маленькими детьми и старикам постоянно приходится просить прохожих о помощи. Но даже эту лазейку скоро закроют. «В конце декабря на участке запустят движение, — напоминает Юлия. — Все настилы, естественно, уберут, и что нам тогда делать?»

Ответить на этот вопрос попытался начальник Управления строительства администрации города Химки Вячеслав Нырков. «Подземный переход — вообще не вариант, — заявил он 14 ноября. — На данном участке большое количество магистралей. По сложности это будет почти метрострой». Вместо этого чиновник предлагает соорудить надземный переход. «То, что переход появится, лично у меня не вызывает сомнений. Буквально на неделе будет назначена компания, которой поручат его возведение, — пояснил он. — Не меньше шести месяцев она будет проектировать переход. Такими темпами его построят к середине лета».

Чтобы пересечь дорожное полотно, жители используют узкую тропу.

«Ну и как нам все это время существовать?» — вопрошают местные жители. «В качестве временной альтернативы будет проложена двухполосная дорога с разворотом через подкову (проезжая часть протянется параллельно трассе с обеих ее сторон с разворотом под эстакадой через 500 метров. — «МК»), — отвечает Нырков. — Вдоль нее предусмотрен тротуар шириной 1,75 метра».

Альтернативный маршрут, который обещают проложить до конца декабря, дает «перепробег» в почти 1500 метров (напрямую идти не больше 300 метров). «Для автобусов и машин — это нормально, — считает Андрей Мухортиков. — А вот для пешеходов — далековато». «Одно дело, если идет взрослый человек, — поддерживают его жители, — и совсем другое — дети и старики. Видели мы этот объезд: освещения нет, дорожка местами уже провалилась — да там работы конь не валялся». Все работы по организации объезда строительная компания обещала завершить к 17 ноября, но видно невооруженным взглядом, что не успеет.

Администрация Химок обещает дополнительно организовать новый маршрут общественного транспорта. Автобусы местной автоколонны, рассчитанные на социальные категории граждан: школьников, воспитанников детсадов и пенсионеров, — будут регулярно курсировать между разделенными частями района, преодолевая злосчастный крюк в 1500 метров. Собственно, регулярность движения — для жителей камень преткновения.

Аналогичный бесплатный маршрут, который уже сейчас возит людей в объезд через Лихачевское шоссе, отправляется лишь трижды в день: два раза ранним утром он доставляет школьников по месту назначения и единожды вечером возвращает всех разом домой. Но даже эту лавочку вскоре могут прикрыть — по району ходят упорные слухи, что автоколонне не компенсируют затраты на провоз пассажиров. Якобы уже через пару-тройку дней она и вовсе откажется от взятых на себя обязательств.

Насущная проблема №2 — фактическое отсутствие съезда, позволяющего из Химок выехать на новую трассу в сторону Москвы. Вернее, на картах-то он есть, но строить его даже не начинали. На пути строителей неожиданно «нарисовался» гаражный кооператив из 72 боксов — ГСК №6. Согласно экспертной оценке, для возведения съезда необходимо снести минимум 28 гаражей, и обычно вопрос решили бы довольно просто, ведь большая часть городских стоянок расположена на арендуемых у города участках. Однако ГСК №6 еще в феврале 2010 года через суд оформил землю в собственность.

Съезд, по словам строителей, можно закончить за месяц, но полюбовно договориться с владельцами гаражей у них пока не выходит. Буквально 1 ноября гаражники переизбрали председателя кооператива, и тот под протокол подтвердил, что земельный участок просто так не отдаст. «Владельцы гаражей предлагают либо обойти их стороной, либо предложить альтернативный участок, — говорит Нырков. — Но проект перенести нельзя — это однозначно. К тому же съезд будет насыпной. Если обойдем кооператив, они окажутся в треугольнике: ни выехать, ни въехать».

Нашлись активисты, всерьез предлагавшие скинуться всем народом и выкупить несчастные боксы. Правда, тогда речь шла о шести гаражах. Когда стало ясно, что мешают 28 ячеек, желающих проспонсировать гражданскую активность поубавилось. Еще одна возможность — изъять участок по суду. «Но предсудебные процедуры нужно было давно уже выполнить, — говорит Людмила Сорокина. — А строители пока тянут». И знакомят жителей с витиеватыми объездными схемами. «Это что же нам теперь, постоянно крутиться по съездам?» — негодуют они.

Дело осложняется тем, что в конце ноября ожидается очередной этап переключения автомобильных потоков на Бусиновской развязке с МКАДом. «Раньше было по четыре полосы движения в Левобережный район Химок и обратно — в Москву, — говорит Сорокина. — А теперь весь район будет в одной полосе стоять».

К середине 2015 года столичные власти обещают открыть станцию метро «Ховрино», выходы с которой расположатся недалеко от автомобильной развязки МКАД, улицы Дыбенко и Зеленоградской улицы. При сильном желании до станции из Химок можно добраться и пешком, однако пешеходный переход через МКАД проектом реконструкции Бусиновской развязки не предусмотрен.

Начальник отдела контроля за строительством администрации города Химки Иван Устинов пока не знает, что с этим делать. «Надземный переход в данном случае не возможен, — считает он. — На развязке задействованы разноуровневые хорды. Потребуется отдельное филигранное решение. С другой стороны, вдоль МКАДа пролегает магистральный газопровод, подземное исполнение перехода возможно, но вот сколько это будет стоить?»

Члены Общественной палаты Московской области, побывавшие на объекте в пятницу, 14 ноября, как один заявили, что все проблемы можно решить за 2–3 месяца, но критическая масса пресловутой политической воли пока не превышена. Потому местные жители продолжают ждать в гости губернатора области Андрея Воробьева. К его скорому приезду рабочие устанавливают синие заборы и с трогательной заботой убирают с дороги камушки.



Партнеры