В Подмосковье начался масштабный эксперимент МФЦ

Соцзащита занялась замещением

26 ноября 2015 в 20:10, просмотров: 5167

Казалось бы, еще недавно мои родители рылись в шкафу, готовясь к визиту в непонятный для меня собес. А уже сегодня я сам лихорадочно ищу выписку из домовой книги и прочие справки, чтобы отправиться в собес — территориальное управление соцзащиты населения, как оно сегодня называется.

Да, наши годы как птицы летят, и некогда нам оглянуться назад...

Люди поопытнее советуют мне запастись терпением, потому что в балашихинской соцзащите, куда я и направляюсь, получив нужный талон в терминале, в очереди можно простоять и час, и два...

В Подмосковье начался масштабный эксперимент МФЦ
фото: Геннадий Черкасов

К моему удивлению, никакого столпотворения в управлении по ул. Мира я не увидел. Была небольшая группа людей, читавших объявление при входе. Что документы на получение льгот — всего 38 услуг — теперь принимаются не в соцзащите, как раньше, а в МФЦ. Люди, само собой, чертыхались («Опять перестройка, сколько можно?!») и ехали в многофункциональный центр.

— Ты отстал от жизни, — сообщили мне в городской администрации. — Наша Балашиха — пилотный проект в Подмосковье, часть функций от соцзащиты по обслуживанию населения переданы в многофункциональный центр. Со всеми вопросами — туда…

В последние годы Балашиха сильно разрослась, стала самым крупным (даже без учета с объединившимся Железнодорожным) городом в Подмосковье: 270 тыс. человек. Узкие коридорчики местного теруправления не могли вмещать всех желающих оформить причитающиеся льготы. Вот цифры: еще лет десять назад в этом городе насчитывалось 50 тыс. получателей социальных льгот, их обслуживали 70 специалистов. Сегодня получателей стало уже 130 тыс. А занимаются этой армией… 40 сотрудников. Поэтапно, по согласованию между региональными минсоцзащиты и мингосуправления, часть функций «оттягивал» на себя МФЦ со своими просторными холлами и залами.

— Раньше мы принимали по 800 человек в день, — поясняет руководитель балашихинского управления соцзащиты Алевтина Сырова. — Сегодня — около 100. Люди уже идут в МФЦ, большинство знает об этих изменениях. В течение нынешнего года наше управление «делегировало» в центры опытных сотрудников, которые там работали и продолжают работать консультантами.

С 1 января будущего года в МФЦ отойдут уже 73 функции соцзащиты. Передача эта в некотором роде условная: МФЦ организовывает получение услуги, принимает документы. А саму услугу, как и прежде, предоставляют органы власти, в данном случае — минсоцразвития МО.

С чем столкнулись жители Балашихи, которая в этом плане бежит впереди паровоза — нарабатывает опыт, «сын ошибок трудных», чтобы остальным подмосковным муниципалитетам было легче пройти столь тернистый путь?

В течение года по два раза в неделю ведущие специалисты соцзащиты проводят семинары, передают накопленный опыт молодым операторам МФЦ, отвечают на их вопросы.

В принципе вырисовывается хорошая стройная картина. Меня заверяют, что когда-нибудь мы не будем ходить по чиновничьим кабинетам, разным палатам и департаментам. Всего лишь по молоткастому и серпастому паспорту в МФЦ нам закажут любую услугу, которую мы получим там же, в «одном окне», через энное количество времени. Стандарты в этом плане — от одного дня до 45. Красота, фантастика…

Но все это — в идеале, в нашем светлом капиталистическом далеко. Пообщавшись с клиентами многофункционального центра, я понял, что пока бывает с точностью до наоборот.

— Мой сосед вышел на пенсию год назад, — жалуется пенсионер из «Криогенмаша». — Ему в соцзащите выдавали временную социальную карту в тот же день, как он сдал документы. Я «иду» уже через МФЦ — за временным удостоверением сказали подойти дня через 3–4. Неудобно…

— Есть накладки, — дополняет ее ветеран труда, кавалер медали «850-летие Москвы». — Моя жена еще в теруправлении оформляла себе льготы — за один раз. А я вот в МФЦ за своими пятью льготами как ветеран труда должен прийти пять раз — с одними и теми же документами!..

По мнению директора Балашихинского МФЦ Дмитрия Толмачева, определенные задержки в обслуживании клиентов связаны с недостаточно надежным программным обеспечением — нет электронного взаимодействия со всеми региональными ведомствами. Что неудивительно, ведь Балашиха — первопроходец.

— Но проблемы эти решаются, — говорит Дмитрий Сергеевич. — В первое время, когда нашему центру передали услуги из соцзащиты, ожидание приема составляло 45 минут. Сейчас увеличены каналы связи, операционистки, благодаря семинарам, постепенно осваиваются. Время ожидания сократилось до 5–7 минут.

Но сегодня, когда два разных ведомства передают и принимают дела, подобных нестыковок избежать не удается. В МФЦ исповедуется девиз: один талон — одна услуга. На прием клиента отпускается 10 минут. То есть ветеран труда должен 5 раз прийти в многофункциональный центр и 5 раз сдать туда одни и те же документы на получение причитающихся ему льгот. Или же поочередно брать 5 талонов и ксерить документы в 5 экземплярах.

Это же касается многодетных семей, которые также оформляют много льгот. Абсурд.

Неожиданно вылезло еще одно обстоятельство. Сотрудники соцзащиты, конкретно принимающие решения по предоставлению льгот, сейчас не видят своего клиента, как раньше. А только его документы, пересылаемые из МФЦ по электронному документообороту.

Нет возможности оценить семейное неблагополучие заявителя. За пособиями нередко приходят и пьяные мамаши, и всякие маргинальные элементы, которые ранее сразу же брались на карандаш, ставились на особый учет. Глубоким старикам предлагалось патронажное обслуживание, за «трудными» семьями устанавливал контроль участковый. Теперь соцорганы такой возможности лишены. Компьютер, программы, электронный документооборот — и никакой личной жизни!

И это, по мнению сотрудников, плохо. Ведь их контингент особый, большей частью старики, инвалиды, немощные. Многие и сформулировать–то свою просьбу не в состоянии. В работе с такими заявителями необходимы профессионализм, такт, терпение.

Из несомненных преимуществ очередной административной реформы — сколько же их на нашем веку?! — можно выделить тот факт, что МФЦ работает с 8 утра до 8 вечера, плюс суббота. Подать сюда документы на льготы гораздо удобнее, чем в соцзащиту, режим работы которой — с 9.00 до 18.00. И уже есть кое-какая обнадеживающая статистика: количество граждан за получением мер соцподдержки увеличилось на 40%! Особенно выросла численность по детским пособиям.

Интересуюсь: как быть с кадрами, этим решающим звеном перестройки? Внешне нагрузка на теруправление в Балашихе сократилась в 8 раз: с 800 посещений в день до 100. Соответственно, уменьшится — к этому уже готовятся! — и штат. Хотя в соцзащите заверяют, что работы у них не убавилось:

— Решения по предоставлению услуг по-прежнему принимаем мы. И с документами мы продолжаем работать! Даже тяжелее стало!

Алевтина Анатольевна Сырова, хоть и переживает за своих «девочек», считает, что они не боятся потерять работу. Найдут новую, на улице не останутся. Ведь они специалисты самого что ни на есть широкого профиля. Что должен знать служащий соцзащиты? Все! Как считаются рентгены, полученные при облучении на Чернобыльской АЭС? Чем этот расчет отличается от расчета облучения на Семипалатинском полигоне? Как посчитать стаж ветерану труда? А если льготы касаются здравоохранения, то необходимо назубок знать шифры и коды, которыми пользуются врачи…

В общем, современный соцработник — это и юрист, и медик, и физик, и все это — «в одном флаконе».

Всем нам остается надеяться, что когда-нибудь — не в этой жизни — нас действительно по любому вопросу будет ждать «одно окно» со всеми удобствами. Что реформы эти не напрасные.

ГОСУСЛУГИ МИНСОЦРАЗВИТИЯ МО, ОРГАНИЗАЦИЯ КОТОРЫХ ПЕРЕДАНА В МФЦ

Выдача сертификата на региональный материнский капитал; назначение и выплата ежемесячного пособия на ребенка и по уходу за ребенком; выплаты на ребенка военнослужащего по призыву; оказание государственной соцпомощи; назначение и выплата соцпособия и единовременной матпомощи на погребение; организация отдыха и оздоровления отдельных категорий детей; признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании; выдача, замена и прекращение действия социальных карт; назначение и выплата ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан; организация работы по предоставлению мер социальной поддержки по оказанию бесплатной протезно-ортопедической помощи и бесплатной слухопротезной помощи; обеспечение отдельных категорий граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи; предоставление меры соцподдержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов отдельным категориям граждан; бесплатное обеспечение санаторно-курортными путевками отдельных категорий неработающих граждан; назначение и выплата ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате услуг местных телефонных соединений отдельным категориям граждан; назначение ежемесячных денежных выплат ветеранам труда, ветеранам военной службы, лицам, имеющим трудовой стаж 50 лет и более; назначение членам семей погибших (умерших) военнослужащих компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг; назначение и выплата региональной социальной доплаты к пенсии; назначение единовременного пособия супругам к юбилеям совместной жизни; назначение и выплата ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям граждан; предоставление частичной компенсации стоимости путевок для отдыха и (или) оздоровления детей в Московской области; обеспечение отдельных категорий граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной соцпомощи; выплата компенсации отдельным категориям граждан, включенным в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной соцпомощи; установление опеки в отношении совершеннолетних граждан; выдача предварительного разрешения органа опеки и попечительства, затрагивающего осуществление имущественных прав совершеннолетнего подопечного; выдача предварительного согласия органа опеки и попечительства на обмен жилыми помещениями, в которых проживают недееспособные или ограниченно дееспособные граждане; компенсация стоимости проезда детям, страдающим онкологическими заболеваниями; назначение ежемесячной денежной выплаты семье; реализация средств регионального материнского капитала; выплата компенсации расходов на погребение реабилитированного лица; назначение единовременного пособия при рождении ребенка в семье со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума; назначение единовременного пособия при рождении ребенка; назначение единовременного пособия беременной жене военнослужащего по призыву; назначение пособия отдельным категориям женщин, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности; назначение пособия по беременности и родам отдельным категориям женщин, уволенных в период беременности, отпуска по беременности и родам; выдача удостоверения многодетной матери (отца); присвоение звания «Ветеран труда» гражданам; выплата инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные средства в уплаченной ими страховой премии по ОСАГО.




Партнеры