Нечисто-конкретный наезд

Власти хотят перепрофилировать в элитную сауну единственную в Павловском Посаде народную баню

Нам нравится эта баня, душа после парилки целую неделю отдыхает, — говорят жительницы подмосковного Павловского Посада Могутина и Найденко. — Были мы и в Ногинске, и в Электростали — везде почасовая оплата, не успеешь раздеться — время уходить. А тут хоть целый день сиди. Что им от нас надо, чего они не отстанут от этой бани?

Власти хотят перепрофилировать в элитную сауну единственную в Павловском Посаде народную баню
Это и есть сам Михалыч.

Единственная социальная баня «У Михалыча» в районе известна тем, что когда ее попытались закрыть, народ перегородил Горьковское шоссе. Да, видно, урок для властей оказался не впрок...

Баня «У Михалыча», что в микрорайоне Ленский, по сути дела одна на весь город. Есть еще с десяток саун, но добропорядочные павловопосадцы обходят их стороной. «Стыд и срам, — говорят они. — Бордели. А к Михалычу мы ходим с детьми…»

Между тем «они», то есть местные власти, уже не в первый раз пытаются «перепрофилировать» единственную социальную баню под элитную сауну с рестораном в придачу.

* * *

В эту самую баню Михаила Михайловича Федоринина, ее директора и арендатора, привел его отец, когда сынишке было 4 года. С тех пор он стал ее завсегдатаем, постоянным посетителем и клиентом. Более того, когда уже его сыну исполнилось 4 года, он тоже взял его с собой в русскую парилку, и сын, что называется, пошел по папиным стопам.

Неудивительно, что когда в середине 90-х годов русскую баню в микрорайоне Ленский превратили в овощехранилище и прочие доходные объекты, он пробился (это было очень нелегко!) на прием к тогдашнему губернатору Борису Громову: в городе не осталось ни одной бани, и если он получит помещение в аренду, возродит настоящую русскую парилку.

Помещение (по льготной ставке) ему предоставили в аренду на год при условии: если Михаил возродит баню в былой красе и с социальными льготами, то впоследствии сможет ее выкупить по остаточной стоимости. На мелкий ремонт область даже выделила деньги.

Михалыч и вправду сделал былую баню: те, которые в 2001 г. пришли попариться после нескольких лет «простоя», нашли ту самую милую, добрую баню, которую помнили еще с детства.

Тут необходимо пояснить. Восточное направление Московской области вообще, а Павловский Посад в частности считается местом, куда от преследования в ХVI веке бежали староверы. А кто, как не они, умеет хранить традиции? Что главное в русской бане? Душа. Березовые дрова, камни, мокрый пар до 90 градусов, веник, ингаляция — в старину знали в этом толк.

Все это сохранилось «У Михалыча». Баня рассчитана на 62 посадочных места, хотя народ, конечно, уплотняется, ведь в тесноте — не в обиде. В среднем за месяц «проходит» около 4000 человек. Строго соблюдаются все социальные льготы: те, кто родился до 1945 года, моются бесплатно, за вход не платят дети до 7 лет и инвалиды. У обычных пенсионеров скидка на билет полцены, т.е. 160 руб. Массажный и парикмахерский кабинеты имеют те же льготы. Что немаловажно — никакой почасовой оплаты, мойся хоть целый день.

Весь город встал на защиту своей бани.

Городские и районные павловопосадские власти о своей обязанности — оформить договор аренды с последующим правом выкупа по остаточной стоимости — тут же забыли. В течение первых трех лет продлевали с Федорининым контракт на один год. Однажды Михалыч как никогда оказался очень близок к тому, чтобы стать собственником объекта, за это были готовы проголосовать буквально все депутаты горсовета. Но в самый ответственный момент на заседании слово попросил кто-то из военных и сообщил, что эта самая баня — не просто баня, а собственность Минобороны. Поскольку по пакту от 1938 г. все бани в стране, в т.ч. и «У Михалыча», «в случае войны становятся мобилизационными пунктами, на которых призывникам сразу раздают оружие и отправляют на передовую». В общем, только аренда.

Но нужно отдать должное местным властям — они и не мешали Михаилу. Более того, в 2003 году он заключил договор льготной аренды не на один год, как прежде, а на целых 17 лет, до 2020 г.!

Вот как это получилось. В 2003 году главой района стал Игорь Варфоломеев, сам, как оказалось, большой охотник до русской парилки. Каждую неделю, как простой смертный, он парился с такими же павловопосадцами, они знали, кто сидит в парилке, собирался чуть ли не весь город. Часто с ним спорили, ругались, но в принципе все завершалось по-доброму. Сам глава района благодаря такому неформальному общению с народом («все мы одним миром мазаны!») держал руку на пульсе. Поняв, что без общественной русской бани в Павловском Посаде никак нельзя, он дал команду заключить договор с Михалычем до 2020 г.

— Я стал получать кредиты в банке, на год их не выдавали, — вспоминает Михалыч. — Постепенно отремонтировали кровлю, буфет, фойе, появилась возможность стариков бесплатно угощать чаем, конфетами, печеньем. По большому счету баня в серьезном ремонте уже не нуждается…

* * *

Однако такая идиллия длилась недолго. После ухода Игоря Варфоломеева в отставку над Михалычем и его «социальным объектом» — заметим, единственным в городе — стали сгущаться тучи. Кое-кто из чиновников спит и видит эту баню высокодоходным местечком, из которого только качай прибыль. Не исключено, что прибыль эта первым делом должна идти в карман тех же чиновников.

Так, два года назад, в 2011 г., Михалычу попытались поднять арендную ставку… в 8 раз!

— Сколько же тогда билет будет стоить? — изумился он. — Сюда люди перестанут ходить! А у меня 70% льготников — на какие средства развиваться?

В знак протеста павловопосадцы перекрыли... Горьковскую трассу! Напугались тогда все, а больше всех — сам Михалыч, который об этой акции услышал по ТВ.

Вопрос целых два года не будировался, но в нынешнем году в городе опять завели старую песню о главном. Речь о выкупе по остаточной стоимости уже не идет, нет такого понятия в законе. Михалыч может ее купить по рыночной стоимости, но без всякого аукциона, как долголетний и добросовестный арендатор.

В чем дело? Почему не выкупает? В администрации города объясняют, что баня — социальный объект, и он (или она) купле-продаже не подлежит. Но это дело поправимое, есть схемы обхода.

Федоринин должен расторгнуть договор о льготной аренде до 2020 г., а город со своей стороны обязуется баню вывести из статуса бани. Он, Михалыч, просто выкупает недвижимость как некое несоциальное строение. После чего город вновь ему присваивает статус бани, и они заключают с Михалычем новый контракт, но уже до 2040 г.

Схема заманчивая. Но есть риск, что как только Михалыч разорвет контракт до 2020 г., так сразу перестанет иметь к бане какое-то отношение и пополнит ряды безработных на павловопосадской бирже труда.

Недельный запас дров.

Этот вариант, несмотря на заманчивость, он отверг.

Второй вариант появился совсем недавно, после 8 сентября, когда область выбрала нового губернатора.

За пару недель до выборов тогда еще врио губернатора Подмосковья Андрей Воробьев посетил Павловский Посад. В беседе с жителями узнал, что помыться в настоящей бане здесь целая проблема. Некогда шикарные центральные городские бани (на 2 отделения, мужское и женское, 180 посадочных мест, однако!) с середины 90-х годов превращены в автосервис, кафе кавказской кухни, а на 3-м этаже, как заверяют павловопосадцы, — общежитие для гастарбайтеров. В общем, из этого «социального» объекта вовсю качается чистоган, и, возможно, течет он не в городской бюджет.

— Что, в городе нет ни одной бани? — переспросил Андрей Воробьев главу района Олега Соковикова и мэра города Владимира Бунина.

— Нет, — почему-то ответили те.

Почему — можно только догадываться. В советские времена здесь было шесть бань — в каждом микрорайоне, в шаговой доступности. Сегодня — только «У Михалыча», и проблем она, конечно, не снимает.

Ну так вот, Андрей Воробьев тогда дал поручение обязательно открыть в Павловском Посаде баню и доложить.

И вот спустя несколько дней после выборов Михалыча пригласили в городскую мэрию обсудить банный вопрос. В глубине души он надеялся, что ему, опытному организатору банного дела в Подмосковье, власти поручат возродить центральные городские бани, где сегодня автосервис, кавказское кафе и пр. заведения. Чтоб на березовых дровах, с влажным паром, как в старые добрые времена.

Но все оказалось гораздо проще.

— До конца года нам нужно доложить губернатору, что баня в городе появилась, — сообщили ему собеседники. — До конца года мы можем запустить только твою баню. Но она, разумеется, должна стать совсем другой, такой, чтоб за нее не было стыдно.

«Чтоб не было стыдно» означало следующее: до максимума сократить количество посадочных мест, под социальные слои населения оставить маленький уголок с шайками воды, ввести почасовую оплату («что они тут у тебя по полдня сидят?») — и вообще.

— Площадь переоборудовать так, чтобы в баню могли ходить нормальные мужики, — высказывал пожелания мэр города Владимир Бунин. — Вместо буфета со скамейками сделать ресторан с кожаными креслами, в фойе установить зеркальные потолки, снять эти почерневшие деревяшки, поставить гранит и мрамор…

Поскольку по существующему договору аренды Михалыч не имеет права заниматься капитальным ремонтом (а что это, если не капитальный ремонт?!), то власть идет ему навстречу и предлагает новый контракт, по которому разрешит такие работы. Для этого он должен... взять льготный кредит на 25 лет.

— Уже приходили строители, смотрели крышу, — вздыхает Михаил Федоринин. — Я ее потихоньку, частями, ремонтировал, осталось совсем чуть-чуть. Они посмотрели, говорят, крыша нормальная, за ее ремонт в смету заложим миллионов 5–6. Да у меня вся баня стоит столько!..

В общем, городские власти, возможно, и хотят, как лучше. Но получается у нас, как всегда, за счет простого человека.

— Мы будем бороться за свою баню и никому ее не отдадим! — говорят в городе. — Опыт уже имеется...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру