Фора без фуры

«МК» узнал из первых рук все подробности того, как, когда и почем уберут грузовики с МКАД

С 1 марта в Москве вводится режим ограничения движения грузового автомобильного транспорта в пределах МКАД в дневное время. О том, как это нововведение повлияет на дорожную сеть Подмосковья, где будут парковаться фуры в ожидании часа икс и когда власти построят такой долгожданный ЦКАД, «МК» рассказал зам. председателя правительства Московской области Анатолий Насонов.

«МК» узнал из первых рук все подробности того, как, когда и почем уберут грузовики с МКАД
Зам. председателя правительства Московской области Анатолий Насонов.

— Вы не боитесь, что через 10 дней дороги области встанут окончательно?

— Да нет, хуже вряд ли уже будет. Ситуация с многокилометровыми пробками при подъезде к Москве подошла к критическому показателю — пора действовать! Разумеется, одним только ограничением движения грузовиков и фур в пределах Москвы добиться улучшения транспортной ситуации во всем нашем регионе не получится. Нужны эффективная комплексная программа и согласованность действий между Москвой и областью.

— Что-то уже удалось сделать в этом направлении?

— Да, мы подготовили совместный план мероприятий, который согласован Минтрансом России, правительством Московской области, правительством Москвы, Росавтодором, ГК «Автодор». Наше подмосковное правительство тщательно проанализировало движение большегрузного транспорта по дорогам области. Данные получены в том числе с помощью проведенного в декабре 2012 года опроса водителей грузовиков, въезжающих в регион, и в этом нам оказал содействие Комитет по транспорту Госдумы, управление ГИБДД ГУ МВД России по Московской области, ГТУ МАДИ и Межрегиональный профессиональный союз водителей-дальнобойщиков. С учетом этого анализа мы и принимаем срочные меры — это и логистика движения большегрузов по нашим дорогам, и организации стоянок для фур.

— Однако многие эксперты говорили, что без соответствующей придорожной инфраструктуры вводить запрет нельзя. Что изменилось за прошедшее с тех пор время, появились необходимые парковки?

— Сейчас на территории Подмосковья располагаются порядка 190 стоянок на 4700 машино-мест. К сожалению, большинство из них не имеют необходимой придорожной инфраструктуры. Поэтому главная задача — оперативно создать на базе уже имеющихся стоянок многофункциональные комплексы, которые бы включали в себя АЗС, кафе, станции технического обслуживания, зоны отдыха водителей, гостиницу, пункт охраны общественного порядка. Кроме того, важно учесть еще и специфику перевозимого груза, который может потребовать особых условий при перевозке и хранении (скоропортящиеся, специальные, опасные грузы). На официальном сайте министерства транспорта Московской области уже размещена интерактивная карта существующих стоянок для грузовиков. Причем информация постоянно обновляется.

— Этого количества стоянок явно недостаточно. Когда область собирается строить новые парковки для большегрузного транспорта и где взять на это деньги?

— Уже есть схема размещения и строительства стоянок для большегрузного транспорта на территории Московской области в период 2013–2015 гг. Всего до конца 2015 года на дорогах федерального значения планируется построить 30 многофункциональных комплексов (МФК) на 3390 машино-мест, на дорогах регионального значения будет построено еще 25 стоянок на 2600 машино-мест.

— Недавно на своей пресс-конференции врио губернатора области Андрей Воробьев говорил, что на строительство парковок для грузовиков потребуется 15 млрд рублей. В областном бюджете есть на это деньги?

— Нет, таких денег у нас нет. Поэтому было решено привлекать к строительству МФК инвесторов. Врио губернатора уже направил письма владельцам крупнейших сетевых АЗС с предложением поучаствовать в создании многофункциональных комплексов. Получены предложения от ОАО «НК «ЛУКОЙЛ» по 24 земельным участкам, прилегающим к АЗС. ОАО «Газпром нефть» планирует строить на 127-м км автодороги М-4 «Дон» грузовую стоянку на 30 машино-мест. Там, где это возможно, будут расширяться уже существующие АЗС и рядом строиться «отстойники» для фур.

— И все-таки сейчас существует только треть необходимого количества стоянок, где парковаться грузовикам в ожидании наступления 22 часов, когда они смогут проехать через МКАД, — на обочинах?

— Нет, такого мы не допустим. И в Москве, и в области за несанкционированный отстой автомобильного грузового транспорта на обочине или вблизи дороги предусмотрены штрафы.

— Какие?

— В Москве — 3000 руб., в области — 1500 руб. Но штрафы — это крайняя мера воздействия на водителей. Правильно организованная логистика движения грузов, формирование интеллектуальной транспортной системы на территории области могут принести намного больше пользы, чем карательные и запретительные меры. В настоящее время Москва и Московская область начали активную информационную кампанию. В регионы направлены письма с предупреждениями о вводе ограничений, передаются сообщения по радио и спецканалу связи для водителей, начинается установка информационных щитов на подъездах к Москве. Но есть проблемы, с которыми еще предстоит разобраться, — например, сделать так, чтобы для водителя штраф за проезд под запрещающие знаки дорожного движения был гораздо выше, чем стоимость дневной спецстоянки. А в местах расположения дорожных знаков, запрещающих дальнейшее движение грузового транспорта в дневное время, должна быть возможность для его разворота.

— Режим ограничения вводится для всего большегрузного транспорта или только для транзитного?

— В первую очередь, конечно, для междугородных и межрегиональных магистральных грузовиков с максимально разрешенной массой более 12 тонн. К таким транспортным средствам относятся грузовые автомобили с прицепами и полуприцепами, еврофуры, автовозы, самосвалы, магистральные тягачи, спецтехника на базе грузовых автомобилей и др.

— Но тяжелая спецтехника есть и в аварийных службах, они смогут проехать по МКАДу днем?

— Разумеется! Ограничения не коснутся автотранспорта экстренных оперативных служб, городских дорожно-эксплуатационных служб, но они должны иметь соответствующие опознавательные знаки, цветографическую окраску и надписи. Кроме того, без ограничения сможет двигаться транспорт, осуществляющий международные перевозки, автомобили-эвакуаторы, а также имеющие спецпропуска.

— А как будет осуществляться контроль за соблюдением ограничений движения на МКАД?

— С помощью систем фотовидеофиксации, а проверка транспортных средств будет проводиться на постах ДПС.

— До наступления часа икс осталось несколько дней, как вы оцениваете общую готовность на дорогах? Никаких проблем не осталось?

— Работа проведена уже немалая. Естественно, нерешенные проблемы еще остаются. Мы уже говорили про недостаточное количество парковок. Кроме того, нам уже сейчас понятно, что будет невозможно оперативно доставлять или вывозить с территорий муниципальных образований области, примыкающих непосредственно к МКАД, какие-либо грузы. Увеличится время доставки грузов и количество автомобилей, задействованных для перевозок (вместо одного большого магистрального автопоезда будут использоваться множество небольших авто), это неизбежно вызовет увеличение затрат перевозчиков — и в итоге скажется на конечной стоимости товаров для их потребителей.

— Московская область получила свои пропуска для большегрузного транспорта? С этим нет проблем?

— Буквально накануне заключено соглашение между правительством Москвы и правительством Московской области о взаимодействии в выдаче пропусков, предоставляющих право на въезд и передвижение по МКАД грузового автотранспорта с разрешенной максимальной массой более 12 тонн. Выдавать их будет уполномоченный орган правительства Московской области (планируется ГКУ «ЦБДДМО»). Процедура выдачи будет существенно упрощена по сравнению с порядком, действующим в Москве.

— Однако кардинально проблема пробок на подъезде к Москве будет решена только после строительства объездных дорог. Недавно областное правительство заключило договор с компанией «Автодор» — неужели наконец начнется строительство долгожданного ЦКАДа?

— Действительно, 7 февраля было подписано соглашение между Московской областью и ГК «Автодор» о сотрудничестве в сфере содержания и развития автомобильных дорог на территории Московской области. В частности, один из пунктов соглашения касается строительства ЦКАД.

— Андрей Воробьев на пресс-конференции после подписания соглашения сказал, что первый участок дороги будет пущен уже в 2016 году, за счет чего будут достигнуты такие высокие темпы строительства?

— Прежде всего за счет повышения инвестиционной привлекательности проекта и создания условий для внедрения инновационных технологий при выполнении дорожных работ.

— По объему инвестиций ЦКАД — это мегапроект, из-за отсутствия необходимых средств он долго откладывался. Теперь деньги появились или стоимость проекта снизилась?

— На строительство ЦКАД потребуется порядка 350 млрд руб. Но мы постоянно работаем над снижением затрат при строительстве и эксплуатации дорог, в частности, это достигается за счет применения современных дорожно-строительных материалов, производство которых налажено на территории области, и только из официально зарегистрированных карьеров с созданием эффективной системы контроля их доставки. Надеемся, что это позволит исключить несанкционированную разработку притрассовых карьеров и улучшить экологическую обстановку.

— Какие еще крупные дорожные проекты стартуют или будут завершены в этом году?

— В этом году строится путепровод у платформы Хлебниково (Дмитровский район), через железнодорожные пути в Котельниках (Люберецкий район), в городском поселении Жилево (Ступинский район). По всем остальным путепроводам идет разработка проектной документации.

По хордовым автомобильным дорогам разрабатываются проекты планировок территории, а на первый пусковой комплекс хордовой автомобильной дороги Подольск—Домодедово—Раменское—ЦКАД в этом году будет разработана проектная документация.

— В прошлом году много говорилось, что строительство путепроводов нужно вести на условиях частно-государственного партнерства. Есть ли уже конкретные примеры подобных проектов?

— Есть такие предложения. Надеюсь, в этом году будет разработана проектная документация на путепровод у платформы Востряково Домодедовского района — это пилотный проект для целой программы строительства платных путепроводов как раз на основе государственно-частного партнерства. При этом надо отметить, что при реализации строительства платных путепроводов будет учитываться мнение жителей Московской области.

— Вы неоднократно отмечали, что протестные движения граждан мешают строить дороги. Что область собирается предпринять, чтобы ускорить решение вопросов с землеотводом?

— Ситуация изменится только после внесения изменений в существующие законодательные акты, регулирующие вопросы изъятия земель для государственных нужд. Совместно с правительством Москвы мы внесли соответствующие предложения в Госдуму, сейчас они рассматриваются в установленном порядке. По моей информации, основной настрой — поддержать.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру