Время собирать землю

Александр Чупраков, зампред кабинета министров Московской области: «На сельхозугодьях не должно быть никакого строительства, в том числе и дачного. Это моя позиция, это позиция правительства»

Земля — главное богатство Московской области, ее нефть и золото. По крайней мере, стоимость подмосковной сотки сопоставима с ними по цене. Но мало кто знает, что свободной земли в области практически не осталось. Поэтому очень многие долгожданные проекты зависают, годами пылятся в столе, а жители ждут, когда же наконец власти построят новую дорогу, детский садик или школу. О том, как в Подмосковье решают эту нелегкую задачу, «МК» рассказал заместитель председателя правительства Московской области Александр ЧУПРАКОВ, который курирует земельно-имущественный блок.

Александр Чупраков, зампред кабинета министров Московской области: 
«На сельхозугодьях не должно быть никакого строительства, в том числе и дачного. Это моя позиция, это позиция правительства»

— Многие ошибаются, когда говорят, что у нас много свободной земли. Московской области принадлежит всего лишь 21 500 гектаров земли, из них свободных земельных участков, т.е. тех, что не закреплены за госучреждениями и предприятиями, вообще только 1100 гектаров. Поэтому сейчас мы очень серьезно взялись за формирование имущественной базы Московской области, в которую входят как земельные участки, так и объекты недвижимости, имущество предприятий и учреждений. Одна из важнейших задач — увеличить земельный банк Московской области.

— Каким образом она пополняется?

— Для начала необходимо понять, что мы имеем. На сегодняшний день выявлено земельных участков общей площадью около 900 гектаров, которые используются явно неэффективно. 17 объектов недвижимости площадью более 20 000 кв. м стоят брошенные… Или наоборот: вчера еще на лугу паслись коровы, а сегодня на нем вырос целый поселок. Хорошо это? Нет, конечно же. Потому что это уже самозахват, да еще земли, для этого не предназначенной.

Вместе со Счетной палатой мы также выявляем неэффективно используемые федеральные объекты недвижимости и проводим работу по их передаче. Уже есть первые результаты — мы завершаем работу по передаче в собственность Московской области Ивантеевского лесопитомника площадью 220 гектаров. Профиль питомника мы сохраним и сделаем его крупнейшим центром по лесовоспроизводству.

Передается Московской области и сельхозпредприятие «Ильинское», имеющее в своем распоряжении 1580 гектаров земли и являющееся на сегодняшний день банкротом. Долги селян в сумме 90 млн рублей за счет привлеченных средств погашены, и теперь предприятие, которое оценивается в сумму порядка 4,5 млрд рублей, мы также принимаем в собственность Московской области.

Не остались в стороне неразграниченные земельные участки, и они вовлекаются в оборот, пополняя земельный банк. Для этого мы используем региональную геоинформационную систему, которая была задумана как общедоступная база так называемых пространственных данных территории Московской области. Входящие в ее состав геоинформационные слои содержат сведения о границах муниципальных образований, кадастровое деление территории, сведения о земельных участках, улично-дорожной сети, материалы генеральных планов, сведения о лесах, парках, розничных рынках и огромное количество иной информации. 

Всего в первой половине 2013 года мы планируем увеличить земельный фонд Московской области на 20 000 гектаров, то есть удвоить его относительно существующего объема.

— Скуплено и выведено из государственного ведения очень много земли, в том числе и сельскохозяйственного назначения. Одни участки поросли березняком, другие застраиваются загородными домами… Больно смотреть на все это. С этой бедой собираетесь что-то делать?

— На землях сельскохозяйственного назначения действительно не должно быть никакого строительства, в том числе и дачного. Это моя позиция, это позиция правительства. Область будет развивать аграрный сектор. Нами подготовлен законопроект, который сейчас проходит окончательное согласование в министерствах и ведомствах. Жилые объекты могут возводиться только на тех земельных участках, которые для этого предназначены, то есть при условии, что это предусмотрено генеральным планом. А поскольку генпланы поселений приняты менее чем в половине муниципальных образований, то, соответственно, у администраций нет полного понимания, какое количество объектов транспортной, социальной, инженерной инфраструктуры должно появиться в связи со строительством новых жилых поселков.

— Но владельцы земли — предприниматели — что-нибудь да предпримут…

— Мы встречались с крупными землевладельцами Московской области, и таких было более 100. Присутствовали и те, кто не собирается использовать свои земли под сельхозпроизводство и планирует их пустить под жилищное строительство. Мы им объясняли, что под застройку могут пойти только те земельные участки, которые не относятся к особо ценным сельхозугодиям. На таких землях, пожалуйста, стройте, но только при условии создания необходимой инфраструктуры, чтобы вместе с жилыми домами строились детские сады, школы, поликлиники и больницы. Тем, кто планирует поменять категорию своих земель, предложили решать этот вопрос при утверждении генеральных планов муниципальных образований, а не через постановление областного правительства, как это часто бывает. Правительство может принимать такие решения только в каких-то особых, исключительных случаях.

Если до утверждения генплана еще далеко, в распоряжении — упрощенный порядок. Выдача разрешений на дачное или коттеджное строительство на землях сельхозназначения входит в полномочия глав местных администраций. Хотя, надо отметить, этот вариант зачастую приводит к бессистемной застройке. Так, только за последние полтора года в результате принятия главами таких решений из сельскохозяйственного оборота было выведено более 7500 гектаров земель. Чтобы хоть как-то упорядочить этот процесс, пока идет утверждение документов территориального планирования, главам поселений рекомендовано запрашивать мнение региона.

— Вряд ли, наверное, поступали к вам такие запросы. Пока тянется дело с генпланом, местные чиновники, скорее всего, будут торопиться с выделением земельных участков под то или иное строительство…

— Все наиболее значимые проекты Московской области будут рассматриваться на недавно созданном Градостроительном совете, который возглавляет губернатор Московской области. Рассмотрение градостроительных решений, земельно-имущественных вопросов — все это входит в полномочия совета.

— На Градостроительный совет возлагаются большие надежды…

— Во-первых, всем главам муниципальных образований предложено быть членами команды губернатора Московской области. Во-вторых, не сегодня, так завтра время безответственности пройдет, и это местные чиновники также должны понимать. Кто-то, допустим, скроется в своих заграничных апартаментах, а кому-то ведь придется держать ответ перед жителями новых микрорайонов, где сэкономили на строительстве дорог, школ и больниц.

— Хорошо, что в скором времени будет увеличен налог на неиспользуемые земли сельхозназначения…

— Действующие административные штрафы в размере от 1000 до 5000 рублей для граждан и от 40 000 до 100 000 рублей для юридических лиц не могут больше выступать эффективной мерой. Именно поэтому необходимо увеличение этого налога минимум в пять раз — с 0,3% до 1,5%. Законопроект, который вы имеете в виду, с учетом замечаний министерств и ведомств уже откорректирован и находится сейчас на согласовании. Вместе с тем мы предлагаем установить штрафы за неиспользование сельскохозяйственной земли размером до 1/5 от кадастровой стоимости участка. Так, сейчас участок из земель сельскохозяйственного назначения может быть изъят в судебном порядке в случае, если он в течение 3 лет и более не использовался по прямому назначению.

Все эти меры сводятся к одному: как можно больше земли и имущества области вовлечь в хозяйственный оборот. Более 700 тысяч гектаров сельскохозяйственных земель в Московской области, что составляет почти половину всех сельхозземель области, простаивают.

— С приходом Сергея Шойгу в Министерство обороны разрешился ли конфликт области с военным ведомством, когда военные городки не обеспечивались теплом и водой, но и на обслуживание области не передавались?

— Договорились о том, что все свободное имущество, которое не задействовано для целей обороны и безопасности, будет передано Московской области. Почти все военные городки — а их около ста — требуют серьезных вложений. Делаем калькуляцию, во сколько обойдется нам приведение их в порядок. Минобороны в качестве компенсации затрат будет передавать нам земельные участки, прилегающие к этим городкам. Эти земли — а это тысячи гектаров! — будут использованы как для строительства инфраструктуры, так и предлагаться инвесторам под различные проекты — под те же автопорты и логистические терминалы.

— Расскажите о готовящемся законе о строительном сборе. Зачем нам еще один налог?

— Данный сбор — это не что иное, как плата за перевод сельскохозяйственных земель в земли других категорий. На основе предложений Московской области о необходимости ее введения Минэкономразвития разработан проект федерального закона об установлении строительного сбора, который сейчас проходит согласования в федеральных структурах. Введение такого сбора позволит получить в бюджеты муниципальных образований дополнительные средства на строительство инженерной и дорожной инфраструктуры. Законопроектом также предусмотрено недопущение увеличения стоимости строительства бюджетных и социальных объектов.

Невозможно развитие Московского региона без улучшения транспортной инфраструктуры, поэтому мы поддержали инициативу Москвы о сокращении сроков изъятия земель для государственных нужд под строительство автомобильных дорог до одного года. За последние несколько лет удалось изъять всего несколько участков, потому что по действующим сегодня законам изъятие земли для госнужд длится от 3 лет и больше. Такими темпами работать больше нельзя. Только одна ЦКАД сколько времени потребует!

— Какие меры принимает область для того, чтобы смягчить неудобства, вызванные скоплением грузовиков на подъездах к МКАД в связи с запретом их проезда в дневное время?

— На подъездах к МКАД уже подобрано 92 земельных участка для организации автостоянок большегрузного транспорта. Планируется также размещение автостоянок около действующих автозаправочных станций. Проводится работа с собственниками земельных участков и инвесторами, что в свою очередь позволит в ближайшее время приступить к строительству автопортов.

— Действительно ли все подмосковные госструктуры, которые сегодня находятся в Москве, постепенно будут переводиться в область?

— Да, это так. В скором времени в прогнозный план продаж неэффективно используемых объектов недвижимости будут внесены дополнения. В Москве область владеет зданиями общей площадью около 30 000 кв. м, еще 11 000 кв. м арендуется. Продажа этих объектов принесет областному бюджету свыше 6 млрд рублей.

Если продолжить разговор о непрофильных активах Московской области, приватизации в 2013 году подлежат два ГУПа и девять пакетов акций ОАО, доход от которых в 2012 году в виде дивидендов и отчислений составил менее 500 000 рублей.

— В блок правительства, который вы курируете, входят также комитет лесного хозяйства, министерства экологии и потребительского рынка. Расскажите, пожалуйста, что ждет нашу торговлю, рынки в частности?

— В Федеральном законе «О розничных рынках», который вступил в действие в этом году, прописана необходимость размещения рынков в капитальных зданиях и сооружениях. Но работать с рынками мы начали еще раньше — с осени прошлого года, «пропуская» каждый рынок через межведомственную комиссию. Проверено чуть более ста рынков. Решение о закрытии принято в отношении 22 рынков. Это коснулось, в частности, городских округов (Бронницы, Жуковский, Звенигород, Королев, Лосино-Петровский, Орехово-Зуево, Балашиха) и муниципальных районов (Волоколамский, Мытищинский, Каширский, Люберецкий, Серебряно-Прудский, Ступинский, Рузский, Раменский).

Подготовлен план размещения розничных рынков, в котором определено количество размещаемых рынков по всей области. Анализ показал, что Московской области необходимо 438 розничных рынков минимальной площадью 300 кв. м для малых населенных пунктов и максимальной — до 16 000 кв. м — для крупных. Вместе с тем в торговле необходимо развитие оптового звена, требуется грамотная цепочка «логистика—распределение». Так что в самое ближайшее время необходимо будет приступать к строительству кластерных торгово-распределительных логистических центров.

— Рынками, которые расположены вдоль МКАД, тоже будете заниматься? 

— Работа с ними уже ведется. Там 14 рынков, и это одни из самых крупных рынков области, они занимают около 90 гектаров, и 80% этой земли — частная собственность. В завершающей стадии реконструкции (либо имеют капитальные сооружения) находятся только 4 рынка, еще 2 — в начальной стадии согласования архитектурных проектов. Рынок ООО «Олимп», что на территории Мытищинской ярмарки, межведомственной комиссией признан как не соответствующий требованиям федерального законодательства и уже ликвидирован. Рынки «Тракт-Терминал» (пересечение Ярославского шоссе и МКАД) и «Евро-Центр» (пересечение Можайского шоссе и МКАД) прекратили уличную торговлю и готовятся к строительству торгово-складских комплексов.

— В 2012 году области выделили довольно-таки большую сумму в 3 млрд рублей на борьбу с короедом. Какое нынешнее состояние подмосковных лесов?

— К сожалению, в последние годы лесом никто не занимался, хотя мы знаем, какие традиции и какой богатый опыт имеются у лесников Московской области. Планируем возродить эту работу. Так, на прошедшем в конце февраля первом Лесном форуме Подмосковья было принято решение создать в регионе сеть общественных инспекторов. Так называемые «зеленые патрули» до конца года должны появиться во всех муниципальных районах региона.

Что касается короеда, в 2012 году было обследовано 12 400 гектаров леса. Очень сильно повреждены короедом-типографом ельники, и эффект здесь может быть достигнут только при комплексном подходе. Необходимо не только применение веществ, которые убивают короедов, — потребуются и санитарные рубки, причем нужно проводить вырубку не только пораженных деревьев, но и старых.

Лес Московской области уникален, фактически он является легкими всего Московского региона, где живет более 20% жителей страны, и это, судя по всему, на федеральном уровне понимают. А будет такое понимание и поддержка и по другим вопросам — это, естественно, ускорит решение тех задач, которые стоят перед нами.

СПРАВКА "МК"

Сегодня имущественный комплекс Московской области состоит из:

• 21 500 гектаров земли;

• 9596 объектов недвижимости (без учета объектов газового хозяйства и автомобильных дорог), большая часть которых входит в «социальный блок». Это объекты здравоохранения, образования, соцобеспечения;

• 87 ОАО. Из них 35 находятся в стадии банкротства или не ведут хозяйственную деятельность. Только 12 обществ (13% от общего количества) направляют дивиденды в бюджет области. В 2012 году все ОАО перечислили в бюджет 32 млн рублей дивидендов. 87% обществ — убыточны или не имеют прибыли;

• 91 государственное унитарное предприятие (ГУП), 14 из них находятся в стадии банкротства или не ведут хозяйственную деятельность. 53% ГУП МО не получают прибыль. Из общего количества ГУП МО только 6 предприятий отчисляют прибыль в областной бюджет в сумме свыше 1 млн рублей. В 2012 году область получила 334 млн рублей, из которых 204 млн перечислило ГУП МО «Московское областное бюро технической инвентаризации»;

• 809 государственных учреждений Московской области (ГУ), из которых 652 (80% от общего количества) представляют собой объекты здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры, занятости населения. Одно из самых крупных учреждений по составу закрепленного в оперативное управление недвижимого имущества — это ГБУ МО «Мосавтодор». На его балансе — все автомобильные дороги Московской области регионального значения. В 2012 году было создано ГБУ МО «Дирекция парка «Россия», которое на основе государственно-частного партнерства на территории Домодедовского района реализует концепцию тематического парка «Россия».

СПРАВКА "МК"

Через год-полтора в Подмосковье должна заработать Региональная геоинформационная система (РГИС), которая задумана как общедоступная полномасштабная база пространственных данных территории Московской области. Геоинформационные слои, входящие в ее состав, содержат сведения о границах муниципальных районов и городских округов, городских и сельских поселений, сведения о земельных участках, улично-дорожной сети, материалы генеральных планов, сведения о лесах, парках, полигонах переработки ТБО, розничных рынках и огромное количество иной информации. В 2012 году был разработан прототип РГИС, в настоящий момент в его базе данных уже содержатся более 100 геоинформационных слоев. Сейчас готовится техническое задание на разработку и внедрение РГИС на территории МО. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру