Больше хороших вагонов

Контракты жизненного цикла позволят обновить подвижной состав метро при минимальных расходах

29 октября 2013 в 19:29, просмотров: 2643

Контракты жизненного цикла (КЖЦ) позволят одним выстрелом убить двух зайцев: во-первых, повысить качество подвижного состава, который перевозит пассажиров столичного метро, а во-вторых, получить качественное сервисное обслуживание подвижного состава на 30 лет. По словам Сергея Собянина, до конца года Москва объявит тендеры на условиях КЖЦ: производство почти 3 тыс. вагонов нового образца власти оценивают в 200 млрд руб., еще столько же будет стоить их обслуживание в течение 30 лет.

Больше хороших вагонов
фото: Александр Корнющенко

Традиционно Москва меняла поезда в метро по итогам прямых закупок. Это означает, что, заплатив производителю за вагон (в 2009–2010 годах было закуплено 247 вагонов, в 2011–2012 годах — 546), метрополитен становился его полноправным хозяином и самолично отвечал за техническое состояние и сервисное обслуживание. Соответственно, городу приходилось ежегодно выделять дополнительные средства не только на уборку, но также на текущий ремонт и профилактику, а также на капитальную починку вышедших из строя вагонов. Новый менеджмент подземки решил, что это несовременно и не всегда эффективно. В цивилизованном мире риски за состояние подвижного состава давно уже несут производители. А транспортные компании и стоящие за ними госструктуры платят только за фактически оказанные услуги.

Летом 2013 года Московский метрополитен решил опробовать подобную схему, передав в сервисное обслуживание 248 вагонов типа «Ока», прикрепленных к депо «Новогиреево» и ездящих по Калининской ветке. В конкурсе участвовало две компании: более выгодным для города оказалось предложение производителя вагонов — Метровагонмаша, согласившегося обслуживать составы за 517,5 млн руб. в год в течение 30 лет. В Дептрансе уверяют, что это решение сэкономит бюджету 2,6 млрд руб. по сравнению с услугами метрополитена. В обязанности сервисной компании, которая начнет свою работу с января 2014 года, входят соблюдение графика движения, ремонт, а также эксплуатационное обслуживание — уборка, помывка и дезинфекция вагонов. «Московский метрополитен» будет оплачивать обслуживание только тех вагонов, которые были предоставлены по графику и соответствовали всем техническим и санитарным нормам, — отмечают в Дептрансе. — Экономические санкции наступают в случае невыхода подвижного состава на линию и поломки, вызвавшей отмену поезда».

Помимо экономии для города есть и другая выгода — удобство администрирования. «Теперь нам не надо будет собирать комиссию и искать виноватого, если что-то произойдет с вагонами. Вся ответственность за их состояние ложится на подрядчика», — поясняет представитель метрополитена. Помимо вагонов, Метровагонмашу будет передан имущественный комплекс депо «Новогиреево». Победитель тендера намерен вложить в развитие производственной базы депо 1 млрд руб., а также сохранить зарплаты и соцпакеты сотрудников. «Наш первый опыт будет тиражироваться на другие продукты подвижного состава, которые планируется разыгрывать на конкурсах в Москве», — пообещал на церемонии подписания контракта представитель компании.

И такой случай скоро представится. В ноябре, по словам Сергея Собянина, город объявит тендер на полноценный контракт жизненного цикла, включающий и производство вагонов, и их обслуживание. Для его подготовки уже создан консорциум консультантов, в который вошли Ernst&Young, юридическая компания Freshfields Bruckhaus Deringer, Институт проблем естественных монополий и НИИ железнодорожного транспорта. По предварительным оценкам, стоимость КЖЦ на проектирование, поставку и сервисное обслуживание около 3 тыс. вагонов составит порядка 200 млрд руб. — за сами вагоны и около 200 млрд руб. — за их подготовку, профилактику и ремонт. Расплачиваться с победителем тендера город будет не сразу, а определенными долями в течение 30 лет. Причем стоимость подвижного состава планируется полностью погасить уже за 15 лет. «За счет того, что стоимость вагонов выплачивается не сразу, происходит экономия средств в размере 100 млрд руб. на период с 2015 по 2020 год», — отмечают в Дептрансе.

Вагоны, которые планируется закупить по КЖЦ, будут концептуально отличаться от нынешнего подвижного состава подземки. В них предусмотрен сквозной проход, который более удобен с точки зрения наполняемости и распределения людей по составу. Также в поездах появится функция «автопилот»: автоматика будет отвечать за движение по перегону и остановку состава на станции. А машинист будет следить за безопасной посадкой и высадкой пассажиров, закрытием дверей и подачей команды на отправление. По словам начальника службы подвижного состава Александра Вайсбурда, новинкой для пассажиров станет регулируемая система освещения, меняющаяся в зависимости от времени суток.

По рекомендации психологов с утра освещение вагонов будет ярче, чтобы человек проснулся и настроился на рабочий лад. Вечером слегка приглушенный свет должен успокаивающе воздействовать на людей, утомленных перипетиями рабочего дня. Кроме того, вагоны будут более вандалоустойчивыми и герметичными, что позволит снизить уровень шума в поездах.

Как стало известно «МК», закупку разобьют на три лота, по 900–1000 вагонов в каждом. Мелкие партии невыгодны из-за более высокой стоимости (город рассчитывает, что один вагон будет стоить не больше сложившейся сейчас цены, около 65 млн руб.). Кроме того, в условия тендера планируется включить обязательства по 40-процентной локализации производства подвижного состава на территории Москвы. «1000 вагонов — это тот объем, который делает создание такого предприятия экономически обоснованным», — комментирует представитель консорциума. Среди основных претендентов на лоты — ведущие российские и мировые производители: Alstom, Bombardier, CAF, Hyundai, Siemens, Метровагонмаш, «Синара», «Русские машины», Уралвагонзавод и Крюковский вагонный завод.

Начало поставок ожидается в конце 2014 года. Первые поезда, закупленные по контракту жизненного цикла, начнут следовать на Серпуховско-Тимирязевской и Калининско-Солнцевской линиях. По предварительным планам, следующая партия предназначена для Третьего пересадочного контура, который будут вводить в эксплуатацию отдельными участками, начиная с 2015 года. Планируется, что новые поезда появятся и на новой хордовой ветке в ТиНАО, на Кожуховской, Замоскворецкой и Таганско-Краснопреснеской линиях.

В перспективе по контракту жизненного цикла планируется закупать не только метровагоны, но также поезда для МК МЖД, где через два года должно быть открыто пассажирское движение.



Партнеры