ОТ ТЭФФИ ДО ТЭФИ

МК-ВОСКРЕСЕНЬЕ На углу, возле крутого поворота, повесили рекламу: "Не тормози, сникерсни!". И даже те, которые собираются притормаживать, прочитав призыв, автоматически прибавляют газа. И уж потом, наверное, соображают, что лозунг — не пожелание ГИБДД, а изыски ушлых продавцов. Так, по крайней мере, объясняют ситуацию сотрудники этого самого ГИБДД, поскольку никому из сникерснувших водителей после этих виражей не удавалось хоть что-нибудь объяснить или вымолвить. Вот что заметил в нынешние майские холода, вот на что обратил внимание: зная, что впереди тепло, непременное летнее солнце — легче переносить понижение температуры, не тянет кутаться и скукоживаться; осенью же, при первом порыве ветра и дожде — уже заранее замерзаешь, потому что настрой — на длительную, затяжную зиму. Переждать непогоду в преддверии тепла легче, чем в канун морозов. Мы зависим не только от прошлого, но и от будущего. История повторяется. Мы это видим, понимаем. Повторяются империи, типы государственного устройства, типы человеческих взаимоотношений в семье и служебной иерархии. Иуды продолжают предавать мессий (множественного числа имени Христос не существует, и правильно), Христа, во всем многообразии его проявлений, продолжают распинать, тридцать сребреников кочуют из рук в руки и ходят по кругу, умные бродят по пустыне — чтоб никого не видеть, глупые поднимают восстание — чтоб еще глубже увязнуть в рабстве... (Имею в виду Спартака.) Что это означает? Что в жесткой структуре бытия существуют раз и навсегда сочиненные роли — и ты можешь выбрать любую свободную ячейку, любую вакансию, было бы желание и талант справиться с той, что по душе. Разумеется, течение жизни будет сносить тебя, а обстоятельства склонять — к заполнению других зияющих пустот, возможно, совсем не по твоим мечтам и склонностям, но тут и нужно проявить твердость, выгребать среди бушующих волн к желанной цели, иначе очень легко оказаться в чужой шкуре и на чужом празднике, прожить не свою, а навязанную тебе друзьями и явными недоброжелателями жизнь. Меняем настоящее, подлинное на искусственное, поддельное. Возле Новодевичьего монастыря снимали фильм. Построили на льду пруда теремки из дерева — да какого, из толстенного бруса и первоклассной доски, из таких возводят дома на века, к фонарям, чтобы их замаскировать, привязали настоящие спиленные ели (фонарей не было в ту историческую эпоху, о которой кинолента). Для чего это делается? Чтобы снять на пленку вымышленную историю о никогда не существовавшей жизни — и зритель потом смог на полтора часа перенестись в мир грез? Чтобы снять грезу — уничтожают, изводят настоящие ели. Меняют дарящие жизнь деревья — на мираж... Человек строит на планете удобную для себя среду обитания. Строит новую реальность, вытесняя и уничтожая естественный мир дикой природы. Вместо нее появляются мегаполисы из камня и стекла, вместо непролазных джунглей — искусственные худосочные сады, на смену многообразию животного мира приходят тщательно отобранные и селекционно смоделированные породы домашних собак и кошек, лошадей и мясо-молочных пород скота. Все — строго функционально и подчинено рациозадачам. При этом на выходе этот громадный индустриальный механизм дает ноль эффекта, пшик движения. Все крутится внутри, так сказать, замкнутого цикла. Энергия мысли направлена в основном не на попытку вырваться за пределы этого порочного круга, не на придумывание способов выживания, а на повышение качества комфорта. Не на решение насущных и возрастающих числом проблем, а на затуманивание мозгов, на создание теле- и киномифов, политических шоу, которые все в купе сродни алкогольному и наркотическому опьянению и помогают забыться, но никак не способствуют выпрыгиванию из временнОго цейтнота, в котором оказались люди перед лицом надвигающейся катастрофы. Допускаю даже (хороший сюжет для романа-утопии), что со временем (которого, повторяю, остается все меньше) большинство населения уйдет именно в кино-теле-бизнес, и лишь узенькая прослойка будет производить пропитание, подавляющая же масса станет производить для себя и этой прослойки все новые и новые миражи, где наряду с уничтоженными, истребленными животными будут жить-поживать монстры, созданные воображением этих творцов, будут показаны как существующие — давно изведенные под корень массивы лесов. Вымершие пустыни — как цветущие сады. Отравленные просторы вод — как бушующие океаны. И среди этих восхитительных, но придуманных картин, а на самом деле — среди свалки — будут длить свое существование жалкие черви-люди... Торжественная церемония вручения телевизионных наград "ТЭФИ" мало-помалу приходит в полное соответствие с юмористической сущностью писательницы, в чью честь этот парад тщеславий невольно оказался поименован — Надежды Тэффи. Недостающее "ф" свидетельствует, скорее, о неграмотности устроителей, а не о случайности совпадения. Если бы те, кто придумывал название, читали Тэффи, то наверняка постарались бы невольно возникающей ассоциации избежать. Кому нужна юмористическая тень, подкладка — под серьезным начинанием? Впрочем, выражаю ощущение лишь читающей части человечества. А еще одну рекламу — пива, щит с лозунгом "Здесь все наши" — говорят, повесили прямо над кладбищем...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру