Game, славяне!

Компьютерная мафия в Москве — бессмертна

18 января 2002 в 00:00, просмотров: 893
  Один из нас очень любит распиливать врагов электропилой, наблюдая, как эффектно разлетаются в разные стороны куски мяса.
     Другой вторую неделю пытается завалить жирного кабана. Очень он живучий: ни гранаты его не берут, ни лазерное оружие.
     А третьему уже ничего не нужно от жизни — лишь бы сесть поскорее в кабину вертолета и бомбить базы талибов.
     ...Нет, мы не маньяки и не серийные убийцы. Мы — простые корреспонденты “МК”, в свободное от работы время играющие в компьютерные игры. И мы не одиноки.
     Тысячи москвичей, от мала до велика, каждый день включают компьютеры и — бегают по виртуальным подземельям, гоняют по замысловатым гоночным трассам, строят фантастические города и вооружают собственные армии. Они делают это дома и на работе. Невзирая на упреки домашних и угрозы начальства. Забывая о ремонте квартиры и несделанных уроках. Они могут сидеть за компьютером сутками.
     Но самые захватывающие бои разворачиваются все же не за экранами компьютеров. И играют в них вовсе не ради удовольствия. Игры, которыми забиты головы москвичей, — очень прибыльный бизнес.
Пираты XXI века
     — Пострелять хотите? — заманивал нас лоточник, выкладывая на стол игровые диски. — Вот новый хит: трупов море! Десять видов оружия! И всего 80 рублей.
     — Что так дешево? Небось пиратский? — спросили мы.
     — Пиратский, — без тени смущения подтвердил продавец. — А на кой вам легальный? Разницы никакой, а стоит в пять раз дешевле. А если много денег, идите в фирменный магазин.
     В магазин мы не пошли. Там мы уже были. И, поглядев на ценники, ужаснулись. Игр дешевле 400 рублей нам найти не удалось. Дороже — сколько угодно. К некоторым прилагались красочные буклеты и даже майки.
     Как объяснил нам консультант, цена зависит, во-первых, от популярности игры, а во-вторых, от денежных затрат на программу. Некоторые игры разрабатывают целые команды по 50—70 человек в течение 2—3 лет.
     Впрочем, тем самым они только облегчают работу пиратов. Те копируют модную игру и продают ее по доступной цене. Именно это обстоятельство привлекает даже самых законопослушных граждан. Однако, несмотря на кажущуюся дешевизну, “игрушечный” бизнес приносит неплохие доходы. Себестоимость игры, упакованной в коробку, — от 25 до 30 рублей. Получается, что пиратская прибыль с каждого диска ценой 80 рублей — больше 200 процентов.
     По данным Ассоциации по борьбе с компьютерным пиратством, больше 70 процентов дисков, продающихся в Москве, — нелегальные. И... практически все они изготавливаются на заводах. Причем заводы эти знает в округе любая собака. Не говоря уже о местных органах правопорядка. Самые мощные московские линии по выпуску пиратских игр находятся в Северной промышленной зоне Зеленограда (завод “Компонент”) и на Варшавском шоссе, в районе метро “Пражская”.
     Но это еще не все приколы нашего городка.
     По оперативной информации Управления “Р” ГУВД Москвы, пиратские игры штампуются абсолютно на всех легальных заводах по выпуску компакт-дисков. Днем завод работает с официальными заказчиками, ночью — с пиратами. Поэтому качество нелегальных игр ничем не хуже. К тому же у них есть еще один весомый плюс: они, как правило, имеют перевод на русский язык, которого нет у большинства легальных иностранных игр. Пираты своих покупателей любят и делают все, чтобы доставить им удовольствие. Нанимают профессионалов, начиная от программистов и заканчивая артистами. Одни занимаются взломом защитных программ, другие — переводом, третьи — озвучкой. Конечно, встречаются пиратские игры и очень низкого качества, которые постоянно вырубаются, “виснут”. Но — редко.
     Кстати, наши пиратские игрушки на ура идут в Турции. В Москве их переводят на турецкий или английский язык и импортируют. Почему этим не занимаются сами турки? Там у них все строго: если поймают изготовителя нелегальных дисков, мало бедняге не покажется. Руку, может, и не отрубят, но посадят точно. Европейцы, кстати, тоже с удовольствием покупают наши пиратские диски — просто фантастически дешево!
Закажи себе шефа. В качестве жертвы
     Сейчас у богатых москвичей появилась новая мода: играть не в пиратские “стрелялки”, а делать их на заказ. Вместо подземелья или леса — интерьер родного офиса, вместо монстра, которого надо убить, — фигура любимого начальника. А профессиональный актер даже имитирует его голос. Стоят такие игры минимум тысячу долларов, зато, согласитесь, сколько удовольствия!
     Другие игроки не просаживают деньги на виртуальных баталиях, а, наоборот, зарабатывают.
     В компьютерных играх появились свои асы, причем высокооплачиваемые. В прошлом году наша команда победила на чемпионате Европы по модной игре-“стрелялке”. Пацаны от 16 до 20 лет выиграли 10 тысяч евро. А еще один отечественный мастер компьютерной игры работает по контракту в Корее: дает показательные выступления.
     Есть и еще один разряд игроков — фанаты, подсевшие на компьютерную игру, как на сильный наркотик. Некоторые маньяки проводят в виртуальном мире по сто суток в год.
     — У нас был взрослый посетитель — он неделю из-за компьютера не вылезал, — рассказывает директор одного из московских геймерских клубов — даже спал на клавиатуре. Народ уже жаловаться стал, что от него плохо пахнет. В конце концов у него деньги кончились, только потому и ушел.
     Но это все из разряда анекдотов. А вот для детей компьютерные игры представляют серьезную опасность. Некрепкая детская психика может воспринять игровой девиз “Убей все, что движется!” как способ действовать и в реальной жизни. Сейчас дети садятся за компьютер едва ли не сразу после того, как вылезают из памперсов.
     — Многие дети стараются соответствовать виртуальным героям, — рассказал корреспонденту “МК” один московский психолог. — У них изменяется психика, они становятся агрессивнее. Компьютерные игры становятся причиной детских ночных страхов и даже неврозов (в недалеком прошлом — исключительно взрослой болезни). Больше всего выматывают детей игры, рассчитанные на быстроту реакции (“войнушки”, “стрелялки”).
     Криминалисты не ведут статистики детской преступности, вызванной компьютерными играми. Доказать прямую зависимость между “убивалкой” и реальным убийством практически невозможно. Однако были случаи, когда такие версии рассматривались на полном серьезе. Прошлым летом в Нижегородской области произошла серия самоубийств. В течение трех месяцев добровольно расстались с жизнью шестеро (!) подростков. По одной из основных версий следствия, дети решили покончить с собой после многодневной игры в “суперменов”.
     По идее, игрушки, способные причинить вред детской психике, не должны попадать в продажу. Но попадают. И не только пиратскими, но и законными путями. В России пока не запретили ни одной игры, хотя теоретически все они должны проходить психоэкологическую экспертизу на основании постановления Правительства России от 1996 года. В нем говорится, что игры должны “обеспечивать положительное воздействие на духовное и физическое развитие детей”. Компьютерных развлечений, провоцирующих насилие и вызывающих сексуальный интерес, быть не должно. Впрочем, и табу на них наложить пока никто не пытался. Ни на пиратские, ни на легальные.
Компьютерные клубы Москвы — уголовники
     Москва может гордиться не только добротной пиратской продукцией. У нас пышным цветом цветут компьютерные клубы. В этом смысле российская столица — уникальный город. Такого количества этих клубов нет, пожалуй, ни в одном мегаполисе. По данным Агентства по развитию компьютерных центров, в Москве их около 500, ежедневная посещаемость — около 100.000 человек.
     Связано это, правда, не с чрезмерной продвинутостью. Скорее наоборот. У москвичей не так уж много персональных компьютеров. Да и линии связи с Интернетом далеки от совершенства. Поэтому клуб становится для многих единственной возможностью побродить в Паутине или поиграть в игрушки на качественной технике. Благо и стоит удовольствие 20—50 рублей за час.
     Но, как оказалось, все компьютерные клубы в Москве работают... незаконно. Потому что игры, продающиеся в России, не предназначены для коммерческого использования. Да и компьютерный клуб, впрочем, слишком громкое название. Обычно за ним скрывается подвальное помещение, заставленное компьютерами. По санитарным нормам клубы должны находиться в помещениях с естественным освещением, на один компьютер полагается не меньше шести квадратных метров. Иначе пользователь вскоре получит букет болезней, и прежде всего он посадит зрение. Почему правила не соблюдаются и куда смотрят санитарные врачи? Руководители клубов отвечали корреспондентам “МК” просто: “А мы с ними договариваемся”.
     С кем договориться труднее, так это с сотрудниками УБЭП. Время от времени они возбуждают уголовные дела в отношении геймерских клубов. Совсем недавно, например, закрыли заведение в Центре “Вешняки”. Но возбудить дело — настоящая проблема. Это могут сделать только фирмы — производители игрушек. Но они не хотят связываться ни с клубами, ни с пиратами. Что весьма странно.
     Заключение договоров на легальное использование игр выгодно и их производителям, и компьютерным клубам. Первые получат дополнительный доход, а вторые будут работать на законных основаниях.
Вирусов.net, money.есть
     При всем засилье пиратских дисков на московских рынках можно купить и недорогие легальные игры — от 80 до 100 рублей (российские компании начали выпускать их с 2000 года). Правда, ассортимент дешевых “игр в законе” невелик и представлен в основном играми, не полюбившимися народу. Посему москвичи все больше тянутся к старой доброй пиратской продукции.
     Царицынский, Савеловский, Митинский рынки, “Горбушка” всегда рады покупателям. Профессионалы, правда, уверены, что пиратские игры сокращают жизнь компьютеров. Да еще, говорят, от них можно подцепить вирусы. Но сейчас пираты уделяют последнему обстоятельству большое значение, на каждом диске пишут: “Проверено на вирусы” или “Вирусов нет”. Что, впрочем, редко соответствует действительности.
     Зато в другом пираты честны с народом: они не скрывают происхождения своей продукции. Честно обходятся с покупателями и в специализированных компьютерных магазинах — их продукция на 99,9% действительно легальная. Однако цены там — см. выше.
     А вот в крупных неспециализированных универмагах легко нарваться на пиратские диски по цене лицензионных. И продавцы, естественно, ни за что не признаются, что они нелегальные. А отличить подделку непросто: полиграфия нынче достигла невиданных высот, а надпись типа “Подделка игр преследуется по закону” усыпит вашу бдительность.
     Чтобы не оказаться в дураках, нужно знать несколько главных признаков, по которым можно определить качество диска.
     Итак. У лицензионного диска обязательно есть книжечка или вкладыш — с текстом и рисунками на каждой странице. На “рабочей” стороне легального диска стоит название игры (на пиратском вместо этого лишь несколько цифр). Переверните его — по кругу выбита информация о правообладателе. Но, как говорят специалисты, пираты в последнее время научились подделывать даже эти первичные признаки.
     Каждый месяц, по оценкам экспертов, москвичи покупают от двух до четырех миллионов дисков с компьютерными игрушками. Каждый месяц криминальные дельцы зарабатывают на невинном увлечении москвичей миллионы долларов. Каждый месяц чиновники всех уровней, от районных управ до Администрации Президента, кладут в свой карман пиратские откупные совсем не игрушечных размеров.
     Система функционирует с точностью атомных часов. И ее бесперебойная работа будет продолжаться долго.
САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ ТИПЫ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР
(по данным продавцов московских рынков и магазинов)
     1. Нет, все-таки мы — интеллектуалы. Больше всего москвичам нравятся “стратегии”. В них нужно заставлять работать мирное население, создавать и кормить армии, строить защищенные города, улучшать вооружение, а в конце концов побеждать врагов. Суть большинства игр одна, меняются декорации: европейские плоскогорья, американские пампасы, пейзаж далеких планет и проч.
     2. На втором месте игры в жанре “экшн” (они же “шутеры”, они же “стрелялки”). Герой бегает по коридорам и уничтожает все, что шевелится (а на всякий случай и что не шевелится тоже).
     3. Дальше идут ролевые игры. Игрок путешествует по фантастическим странам, разгадывает загадки, ищет магические предметы, а главное — пачками уничтожает всякую нечисть.
     4. Четвертую позицию занимают игры-“симуляторы”. Экран компьютера превращается в салон гоночной машины, кабину грузовика, самолета, вертолета и т.д., а клавиатура становится панелью управления.
     5. Спортивные игры. Имитация любой известной игры. Можно быть одним из игроков, можно играть за всю команду. В динамиках слышен гул стадиона.
     6. И наконец — “клубничка”. Виртуальный секс. Сами мы не играли, но, говорят, возбуждает очень. Если хорошо поискать, у пиратов можно добыть игру даже с жестким порно. Есть и вполне легальные эротические диски. Между прочим, “made in Russia”.
    




Партнеры