аДЕКВАТНО!

Уроки пахнут... цветами

11 апреля 2002 в 00:00, просмотров: 388
  У американских индейцев есть древний обычай — носить с собой в кожаных мешочках пахучие травы. Когда в жизни индейца происходит что-нибудь особенно хорошее, он достает мешочек и вдыхает запах. Через много дней, недель или даже месяцев, вдохнув знакомый аромат, он пробуждает в памяти хорошие воспоминания.
    
     Впрочем, свойства обонятельной памяти известны не только индейцам. Каждому человеку так или иначе приходилось сталкиваться с этим явлением. Многим людям, например, не нравится специфический запах больницы — он ассоциируется с болью и страданием. И наоборот: вдохнув запах прелых листьев, человек испытывает приятную, легкую грусть — этот запах напоминает о погожих днях “бабьего лета”.
     “А нельзя ли использовать это свойство человеческого мозга для запоминания сложной информации?” — задумались ученые Российской академии естественных наук. Например, в школе, для заучивания трудных формул и правил. Подумали — и разработали принципиально новый учебник. Освоение учебного материала происходит в нем не только через традиционное чтение и заучивание, но и через образно-ассоциативное восприятие. Новое пособие получило название “биоадекватный учебник”, то есть книга, полностью соответствующая биологии человека и психофизиологическому устройству его мозга.
     Обычные школьные учебники рассчитаны на лексический (словесный) и логический способ запоминания. В биоадекватном учебнике урок подается через систему ярких образов, которые вызывают у ребенка личные ассоциации и поэтому запоминаются надолго. Эти учебники позволяют в 3—4 раза быстрее и эффективнее осваивать школьную программу. Ключом для воспроизведения знаний становится определенное слово, запах, движение или образ. По словам автора биоадекватного учебника по английской грамматике Натальи Масловой, образ становится формой хранения мысли, средством доставки знаний в долговременную память. Скажем, ключом к изучению английского притяжательного падежа служит слово “нос”. На картинке — Пиноккио с длинным-предлинным носом, рядом даны примеры употребления этого слова в общем и притяжательном падежах: boy’s nose, the nose of the boy. Когда ученику понадобится вспомнить правила употребления английского притяжательного падежа, он легко вспомнит Пиноккио, его нос и найдет правильный ответ.
     Или другой пример — из биоадекватного учебника по русскому языку. Учительница объясняет классу строение русского языка. Она говорит: “Представьте себе летний луг, русское разнотравье. Вдохните его аромат, всмотритесь в цветы, травы... Возьмите мысленно цветок — ромашку или василек — в руки. Он станет для вас символом русского языка. Пусть его стебелек, на котором можно играть, как на дудочке, станет символом русских звуков — фонетики, произрастающей на русской почве. Листья цветка олицетворяют части слов — морфологию. Посмотрите на лепестки: они символизируют разные группы слов — лексику. Вот группа однозначных слов, а вот — многозначных, вот синонимы — слова, близкие по смыслу, а рядом антонимы — слова, противоположные по значению. Лепестков столько, сколько групп слов в русском языке. Их всех объединяют чашелистики — это то, чем слова могут стать в предложении (то есть синтаксис). Середина цветка — грамматика, правила взаимодействия слов. Поблагодарите цветок за то, что он помог нам увидеть взаимодействие частей русского языка”. После этого мысленного упражнения школьник легко запомнит строение и русского, и любого другого языка. Когда будет нужно, он просто вспомнит цветок и воспроизведет рассказ учительницы. В этом и заключается смысл обучения через образы — они включают в учебный процесс все пять чувственных каналов человека, учат понимать красоту мира, побуждают к поискам ассоциаций.
     — Биоадекватные учебники особенно эффективны при работе с проблемными детьми, — поясняет член-корреспондент РАЕН, кандидат педагогических наук Марина Ульянова. — Стандартные школьные пособия рассчитаны на некоего усредненного ученика. Но дети все разные, скорость освоения материала у них неодинаковая. В школе же это практически не учитывается, там действует жесткий стандарт, которому все должны соответствовать. Поэтому в школе очень трудно учиться так называемым проблемным детям — из многодетных и неполных семей, имеющих родителей-алкоголиков. Они, как правило, значительно отстают в развитии, и им непросто адаптироваться в классе. К сожалению, не у всех педагогов хватает терпения и такта для работы с такими детьми (они составляют, по данным психологов, 20% всех учеников). Учителя на них кричат, оскорбляют, унижают перед классом. У малышей начинается нервное расстройство, возникает страх, озлобленность, нежелание ходить в школу. Дети начинают винить себя в том, что они не такие, как все, школа же углубляет это ощущение неполноценности. У ребят появляется непреодолимое отвращение ко всему, что связано со школой. Потом все это перерастает в агрессию по отношению к одноклассникам и учителям.
     Биоадекватные учебники опробуют сейчас в экспериментальных группах как раз с такими трудными детьми. К сожалению, размеры этих групп пока не позволяют принять в них всех желающих. А результаты весьма интересны. Уже через несколько уроков у ребят появляется чувство уверенности в себе, желание заниматься. Они легко наверстывают упущенное в школе, заканчивают за один год два-три класса и потом начинают ходить в обычную школу. Через несколько месяцев они уже ничем не отличаются от своих благополучных одноклассников и успешно переходят из класса в класс.
    


Партнеры