Личная жизнь шахматных гениев

  Анатолий Карпов стал шахматным королем, 12-м по счету, в 1975 году — после того как Фишер отказался защищать свое звание. Спустя десять лет,
     в 1985-м, его сменил на троне Гарри Каспаров, 13-й чемпион мира. Своего титула он лишился только на рубеже столетий. Таким образом, четверть века в шахматном мире доминировали два “К”. Их популярность до сих пор очень высока, правда, свою роль сыграла политика: сначала Карпову много лет противостоял “шахматный злодей” Корчной,
     а затем Каспаров, “дитя перестройки”, боролся с “героем застоя” Карповым. Разумеется, интерес всегда вызывала не только их шахматная карьера,
     но и личная жизнь...
     Любопытно, что хотя Карпов и Каспаров почти во всем являются антиподами, их личные жизни, как ни странно, очень схожи. Первые их браки распались через несколько лет после женитьбы, вторые — вполне благополучны. Оба старше своих вторых жен на четырнадцать лет.

Чемпион устал по жизни

     Первая супруга Карпова, Ирина Куимова, в 1979 году родила ему сына, которого в честь чемпиона назвали Анатолием. Ходили слухи, будто Ирина — дочь то ли первого секретаря Ленинградского обкома партии Романова, то ли космонавта Севастьянова. В действительности она была скромной девушкой из семьи военнослужащего, хотя и занимавшего высокий пост.
     Анатолий и Ирина встречались почти пять лет, прежде чем официально зарегистрировали свои отношения. Однако вскоре после создания семьи выяснилось, что жена чемпиона — типичная “домашняя девочка” и хочет, чтобы ее муж всегда был при ней, “как у всех”. До горбачевской перестройки поездки жен шахматистов на зарубежные турниры не поощрялись спортивными чиновниками, и молодые супруги не виделись по нескольку месяцев. Однажды к Анатолию-младшему пришел детский врач, и Ирина увлеклась им. То ли он хорошо лечил ее сына, то ли жизнь с Карповым казалась ей слишком пресной, то ли просто влюбилась...
     В 1982 году наступил кризис в отношениях Анатолия и Ирины, и в результате они расстались. Это был единственный случай в истории, когда жена шахматного короля хладнокровно оставила своего мужа. Во всяком случае, новый брак с педиатром был заключен очень быстро.
     Разное говорили о разводе четы Карповых, о разделе их общего состояния. Но в суде была сделана запись, что супруги сами, по согласию, договорятся между собой, как обеспечивать ребенка и как делить имущество. Впрочем, первая супруга Карпова покинула дом, захватив с собой только носильные вещи. Ирина не была меркантильной женщиной и постаралась быстрее начать новую жизнь.
     Анатолий-младший, по словам отца, столь же увлеченно занимается компьютерами, сколь Анатолий-старший в его годы — шахматами. Однако подробнее рассказывать о своем сыне Карпов не любит, в интервью обычно подчеркивает, что сын сам строит свою жизнь, никак не пользуясь именем отца. Мне, например, так и не удалось выяснить, в каком институте учится его сын и учится ли вообще.
     В 1983 году шахматный король познакомился в одной компании с Натальей Булановой. Молодая девушка привлекла холостого чемпиона не только красотой, но и добрым сердцем. Месяца через полтора, вернувшись с очередного турнира, Анатолий позвонил ей и предложил встретиться, чтобы отметить вместе праздник 8 Марта. Правда, любовь пришла позднее, после длительного общения. Но, обжегшись однажды, осторожный Карпов долго не решался на новый брак. И только четыре года спустя состоялась свадьба. Чемпион не изменил своему вкусу: его вторая жена тоже скромна, привлекательна, не из сановной семьи и равнодушна к богемной жизни.
     Закончив Историко-архивный институт, Наталья работала в отделе старинных рукописей Ленинки, писала статьи, мечтала о науке. Но после замужества начались многочисленные совместные поездки, и пришлось сосредоточиться на семейных делах. Наталья часто отправляется с супругом в зарубежные турне, но, в отличие от своей предшественницы, спокойно переносит и разлуку. В Москве у нее масса дел и увлечений. Она интересуется живописью, даже устраивала выставки современных художников. Все стены ее собственной квартиры на Фрунзенской набережной увешаны картинами (в начале 90-х Карпов по дешевке купил ей квартиру у одного профессора, эмигрировавшего в Израиль).
     У Карпова и его супруги много общих интересов, например японская кухня: во всех странах, где они бывают, в программу обязательно входит ужин в японском ресторане. Другое совместное увлечение — бальные танцы: они с удовольствием посещают соревнования по спортивным танцам, при этом предпочитают латиноамериканские. Наталья в этот день надевает бальное платье, Анатолий — смокинг, и в перерывах они сами показывают высокий танцевальный класс.
     Итак, все было хорошо, но одну важную проблему Анатолию и Наталье никак не удавалось решить... И вот радостное событие: в 1999 году у них наконец родилась дочь, которую счастливые родители назвали Софьей.
     А за полтора года до этого, в январе 1998-го, победив в Лозанне Ананда, Карпов в последний раз завоевал звание чемпиона мира (по версии ФИДЕ). Я подошел к взволнованной Наталье и поздравил ее. И тут она произнесла мудрые слова: “Вот многие говорят, что Ананд проиграл, потому что устал в предыдущих матчах, “по дороге” к Толе, и это в его-то 28. А о том, что мой муж, приближаясь к 50, просто “устал по жизни”, почему-то забывают”.

Щедрый парень

     Когда речь заходит о личной жизни Каспарова, все вспоминают о его романе с Мариной Нееловой, начавшемся в 1984-м, еще до марафона с Карповым. Они познакомились на вечеринке в гостях у известной супружеской пары — пианиста Владимира Крайнева и тренера по фигурному катанию Татьяны Тарасовой. Хотя 21-летний Гарри был на 16 лет моложе Нееловой, он сумел покорить сердце актрисы и сам не на шутку влюбился в нее. Их страсть продолжалась около двух лет, но вопрос о браке, судя по всему, не возникал. Гарри жил в Баку с мамой, а оказываясь в Москве, непременно навещал Марину. Ей отводилась роль второй, московской мамы: шахматный талант нуждался в женской опеке. Неелова была домоседкой, но Каспаров любил появляться в обществе, тем более с такой красивой женщиной, и Марина, чтобы сделать ему приятное, шла навстречу.
     Неизвестно, сколько продолжались бы эти отношения, но Кларе Шагеновне, матери Гарри, надоело делить сына с другой женщиной, и она убедила его, что ради карьеры надо порвать с Нееловой. Из двух зрелых и опытных женщин победила мать...
     Связь гроссмейстера с актрисой вызвала массу кривотолков. А когда встречи прекратились, выяснилось, что Неелова беременна. Вот что писал по этому поводу Каспаров в нашумевшей тогда книге “Дитя перемен”: “По природе своей я парень щедрый, и мне доставляло удовольствие покупать Марине подарки во время поездок за границу. Но в 1986 году я был серьезно озабочен подготовкой к матчу-реваншу с Карповым и почти перестал встречаться с Мариной. Расставание становилось неизбежным. Поэтому я был абсолютно уверен в том, что ребенок, которого она носила, не мог быть моим. Каждый из нас уже имел свою личную жизнь. Я решил выбросить все это из головы и сосредоточиться на шахматах”.
     Когда стало ясно, что будет ребенок, чемпион и его мама, выступив единым фронтом против женитьбы, наговорили про Марину много всякого. Но сама актриса не сказала ни слова, просто родила очаровательную девочку Нику (некоторые находили, что она очень похожа на Гарри). А спустя несколько лет Неелова вышла замуж за дипломата и четыре года провела во Франции.
     В том же 1986-м Каспаров познакомился с выпускницей романо-германского отделения филфака МГУ Марией Араповой, которая работала гидом-переводчиком в “Интуристе”. Симпатичная блондинка с приятными манерами, хорошим образованием и престижной работой (она была еще и переводчицей в агентстве печати “Новости”) — все со знаком “плюс”.
     Они встречались три года, были счастливы и наконец поженились. (К слову сказать, отец Маши, тоже работавший в АПН, был хорошо знаком с непримиримым соперником ее мужа, Карповым, — вот такое неожиданное переплетение жизненных путей.) На этот раз Клара Шагеновна одобрила выбор сына, дав свое благословение. Но лучше бы она этого не делала...
     В 1992-м жена родила Гарри дочь Полину, причем роды проходили в Финляндии, где в то время работали родители Марии. Однако после пяти лет безоблачного счастья “семейная лодка разбилась о быт”. Существует версия, что супругов сгубил “квартирный вопрос”. Когда пришло время покупать новое жилье в центре Москвы, Маша совершила непростительный промах, якобы предложив мужу приобрести для Клары Шагеновны квартирку в доме по соседству. Такого коварства любящая мать, всегда жившая с сыном под одной крышей, стерпеть не могла.
     Взаимные претензии и обиды оказались столь велики, что стали достоянием общественности: и Гарри, и Мария дали интервью российской прессе, причем не пощадили друг друга. Такого шахматный мир еще не знал. Вот что ответила супруга Каспарова одному из корреспондентов на вопрос об их размолвке: “Не я явилась инициатором разрыва. Наверное, у Гарри что-то изменилось в личном плане. Когда родилась дочь, которую я так ждала, естественно, я стала больше времени уделять ей. Раньше я всю душу отдавала мужу, но теперь появился маленький человечек, который тоже требует много внимания. Гарри далек от этих забот. Несколько месяцев я жила в Финляндии у родителей, но он даже не взял нас с собой на матч с Шортом в Англию, длившийся целых два месяца. А вернувшись домой, заявил, что созрел для развода. Сейчас мы общаемся только через адвокатов...” А Гарри выразил крайнее удивление тем, что Мария оказалась единственной из близких, кто не поздравил его с очередным шахматным триумфом. В общем, разобраться, кто прав, кто виноват, — постороннему невозможно.
     Бракоразводный процесс протекал шумно, долго и тяжело. Марию не устроило щедрое содержание, которое Каспаров назначил ей и дочери Полине. Супруга заявила, что разочаровалась в шахматисте, который борется с ней за квадратные метры, как с Карповым — за поля 64-клеточной доски. Она предъявила ему претензии по каждому пункту доходов, требовала дележа всего имущества, “накопленного при совместной жизни”. Каспаров считал, что главная причина развода — желание супруги уехать жить за рубеж.
     В конце концов Мария отправилась с дочкой в Америку, где Гарри приобрел им весьма комфортную квартиру в Нью-Джерси. На суде Каспаров потребовал, чтобы ежегодно, начиная с шестилетнего возраста дочки, он мог забирать Полину в Москву на два месяца. Правда, воспользоваться этим правом ему, кажется, ни разу не удалось. Максимум, что позволяет Мария, — говорить с дочкой по телефону.
     Итак, несколько лет Каспаров ходил холостяком и был, можно сказать, одним из самых завидных женихов в мире. В этом состоянии души и постигла его неудача на личном фронте. Говорят, что, не на шутку влюбившись в знаменитую немецкую фигуристку Катарину Витт, он долго искал встречи с ней. Во время одной из поездок в Германию у него появилась возможность приблизиться к девушке своей мечты. Однако ее мама-тренер была непреклонна. Ее заявление: “Нам такие не нужны!” — повергло Гарри в отчаяние. Фигурное катание — замкнутая среда, и для мамы фигуристки Каспаров был лишь одним из спортсменов из далекого Кавказа. Если бы она знала, что за дочерью мечтает приударить шахматный король, наверное, не вела бы себя столь категорично и взяла бы ход назад. А сердце короля было разбито. Проанализировав ситуацию, Каспаров сделал важный вывод: двум знаменитостям в одной берлоге не ужиться. Этим он и руководствовался, вступая в брак во второй раз.
     Повезло красавице Юлии Вовк, с которой Гарри встретился в 1995-м на Мемориале Таля в Риге: ей было 18, ему 32. Они познакомились на заключительном банкете, куда привел Юлию ее одноклассник. Высокая, стройная, длинноногая девушка с милым лицом выделялась в толпе шахматистов. Она сразу понравилась Гарри, и уже через двадцать минут они вместе покинули банкет. Расставаясь с Юлией, шахматный король попросил у нее телефон. И эта love story, как назвал их роман Гарри, закончилась хеппи-эндом: студентка-экономистка сумела найти общий язык с Кларой Шагеновной, и в начале 1996-го Гарри и Юлия сыграли свадьбу.
     У Юлии большие способности к языкам, она говорит по-английски, а также знает украинский и латышский — это от родителей: мама у нее украинка, а жили они долго в Риге. Кстати, сам Каспаров в совершенстве владеет английским и собирается взяться и за французский, причем вместе с женой...
     Осенью того же года юная супруга подарила мужу сына, которого родители нарекли Вадимом. При Юлиных родах присутствовала Клара Шагеновна, и она первой увидела внука. А вот за пару месяцев до этого произошел один весьма неприятный случай. Каспаров плавал в Адриатическом море с беременной женой на байдарке и перевернулся. Дело могло кончиться плохо, но неожиданно рядом с местом катастрофы на своей байдарке оказался шеф-пилот Президента России Ельцина Александр Ларин. Он и вывез супругов с маленького острова, до которого им кое-как удалось доплыть, когда они оказались в воде.
     После новой женитьбы жизнь Каспарова стабилизировалась, теперь у него полная гармония в семье. Гарри безумно любит своего сына и в последнее время часто говорит, что садится за доску прежде всего ради него. “Хочу поиграть еще лет пять, пока подрастет Вадим. Сын должен осознать, кто его отец”. Правда, к шахматам у королевского наследника отношение спокойное, пока его больше интересует велосипед. Говорить Вадим начал рано, когда ему не было и двух. Первое его увлечение — автомобили, он знает, что такое карбюратор, тормоза, воздушный фильтр. Иностранными языками пока не владеет, но зато блестяще, по мнению отца, говорит по-русски, например так: “Перед моими глазами проплыли картины прошлого”. На пять лет Гарри обещал Вадиму подарить поездку в Евродиснейленд, и в день своего рождения сын проснулся в Париже.
     Осталось сказать, что оба шахматных короля, противостоявшие друг другу на протяжении многих лет, живут в самом центре Москвы, почти рядом: Карпов — во Вспольном переулке, Каспаров — в Гагаринском (бывшем Плотниковом), причем по соседству с матерью Карпова.
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру