ПАРАДИГМА РЕЛЕВАНТНОСТИ

Стандарт образования — надкуси и выплюнь

25 октября 2002 в 00:00, просмотров: 716
     Я заканчиваю школу в третий раз. Впервые это случилось со мной в далеких уже 70-х. Во второй раз — со старшей дочерью в 2000-м. Сейчас младшая учится в десятом классе. Заканчивать школу с каждым разом мне становится все труднее и труднее. Забылась формула спирта. Не даются интегралы. Потускнел образ Мери. Прибавились экономика и неведомое ОБЖ. 400-й пентиум не отвечает релевантностью.
     10 лет назад, когда страна резко взяла крен на рынок, был принят новый закон “Об образовании”. Он предписывал создать стандарт образования. К примеру, стандарт яблока или картошки всем известен. А вот чему и как долго надо учить ребенка, чтобы спустя годы, все к лешему позабыв, он все-таки чувствовал себя образованным человеком? Десятилетие Минобраз демонстрировал организационное бесплодие. Стандарта не было, учителя продолжали свое великое дело кто как мог. Наконец Минобраз разродился. 10-тысячным тиражом вышла книжечка в двух частях “Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования”. Ну что может быть хорошего у труда с таким названием? Общественности все же предложили книжечку обсудить. Общественность ужаснулась: дитя у Минобраза вышло какое-то не того.
     — Это стандарт прошлого века. Мы пытаемся построить самолет с паровым двигателем, — признал “серый кардинал” модернизации образования, ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов. — Объем информации нарастает. Ее нельзя уложить в прокрустово ложе классно-урочной системы. Нужны новые педагогические технологии. Школа должна превращаться в школу полного дня, ученика надо нацеливать на самостоятельный поиск информации в Интернете, учителя — на роль консультанта. Сегодняшняя школа не готова к работе в такой парадигме: нет ни кадров, ни средств.
     Но без стандарта дальше жить нельзя. Злобный Минфин не хочет отстегивать Минобразу незнамо за что. Денег из бюджета на образование с каждым годом просят все больше и больше. Минфин поначалу увеличивал, а потом призадумался: а за что? На рынке за гнилое яблоко никто не хочет платить. А в Минфине тоже родители сидят. Потеют небось по вечерам над учебником алгебры для 9-го класса, вкалывают, как и я, учителями за бесплатно.
     Пришлось стандарт обсуждать на слушаниях в Госдуме. Народу в зале собралось — жуть. Одних академиков человек сорок. И чуть не подрались.
     Сокращение часов по тому или иному предмету на полном серьезе расценивается как угроза национальной безопасности страны. Химики выпали в осадок. Один биолог переживал: как, из стандарта пропал ланцетник! Академик Арнольд сокрушается, что из школьной математики хотят изгнать логарифмы, тут же констатируя, что в американских школах не учат даже дроби.
     — По Конституции у нас бесплатное образование, — заметил председатель Комитета по науке и образованию ГД Александр Шишлов. — Что школа должна давать бесплатно?
     Вопрос правильный. Вот в детских садах нет стандартов, поэтому попробуйте сегодня найти садик, где с вашим ребенком будут бесплатно заниматься английским языком. Да что там английским! Развитием родной речи — и то за бабки. Или взять пресловутые “ножницы” между школьной программой и требованиями вуза. Сколько “капусты” этими ножницами репетиторы настригли! А с бюджетом не поделились.
     В стандарт заложили то, без чего уж дальше никак нельзя, ну просто стыдно драть деньги с родителей. Иностранный язык с начальной школы, информатику — туда же, расширение изучения основ экономики и права, создание профильной школы (в двух старших классах). Родителям, голосовавшим кошельком за школы, где языки дают сызмальства, теперь платить не придется. Оно, конечно, “ура”, но при этом, очевидно, предлагается закрыть глаза на школу условного села Задрипова, где ближайшая “англичанка” живет за тыщу верст.
     Зато любая школа у нас сильна математикой. Тут мы пока бьем и шведа, и турка, и американца. Однако стандартом предусмотрено сокращение числа часов, отведенных под изучение математики. Многоуважаемый ректор МГУ Виктор Садовничий образно пояснил, зачем вообще нужен образовательный стандарт:
     — Его можно представить в виде некоей платформы. Если она находится не под нулевым углом, то обучающийся непременно упадет.
     Есть предложение: давайте немножко опустим эту платформу. Чтобы мне, к примеру, не так больно было падать, втолковывая вечерами после работы тригонометрические функции дочери, мечтающей стать, как и я, журналистом? Оставим ядерную физику и высшую математику тем, кто хочет и может посвятить им жизнь. Для них в стандарте заложена идея профильной школы. Хватит унижать личность двоечника Сидорова, у которого, быть может, хоть и не ума палата, да руки золотые!
     Минобраз провел исследование, которое выявило: 40 процентов детей не усваивают сегодня школьную программу, подвергаются постоянному стрессу, не справляясь с перегрузками в школе и дома. Врачи отчаялись бить тревогу. На самом деле стандартом, с которым выходят из школы в большую жизнь, стали сколиоз, близорукость и гастрит.
     Академик Ягодин, недаром в прошлом министр образования, вспомнил изречение Менделеева: “Камин, заваленный дровами, не горит, а дымит. Так и школа”. Известный психолог Асмолов доложил о результатах лично им проведенного соцопроса: “Я взял термин из стандарта — релевантность. Опрошенные мною два депутата Госдумы, один замминистра, три заведующих кафедрами разных институтов и даже ректор одного из сибирских вузов не знали, что это такое”. Счастливые люди: ни дети, ни внуки не задергали их информатикой!
     — Самый большой минус стандарта — не произошло разгрузки учащихся, — сказал министр образования Владимир Филиппов. — Но кто определит излишний материал по каждому предмету?
     По большому счету нашему демократическому обществу дан шанс обсудить, каким оно хочет видеть россиянина середины XXI века. Чтобы понять название собственной статьи, мне пришлось залезть в “Яндекс”, в словари. Спасибо, в школе и университете научили ими пользоваться. Нужно ли среднему человеку в обычной жизни знать закон Авогадро, помнить формулу Ньютона — Лейбница и разбираться в витализме (выписала из книжицы)? Потом, может, придумают чип в мозги вживлять: раз — и сразу готовый Эйнштейн, и не надо столько лет портки в школе просиживать. А пока паровоз модернизации образования мчит на полном ходу. Кстати, изучение “Анны Карениной” теперь стандартом не предусмотрено.
     



Партнеры