До недавнего времени интерес к собственной родословной считался в нашей стране уделом вымирающего класса аристократов.
Не случайно Советский энциклопедический словарь отзывался по поводу таких изысканий весьма снисходительно: «Генеалогия – это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая происхождение и родственные связи исторических лиц, родов, фамилий».
Подобное отношение легко объяснимо. В советское время предпосылок для массового увлечения генеалогией практически не существовало. Архивы были недоступны. На частные запросы эти учреждения не отвечали. Перечень имен, попадавших в различные энциклопедии, словари и справочники, тоже был весьма ограничен.
Впрочем, люди и сами опасались углубляться в исследование своей родословной. Не дай бог, окажется, что троюродный брат деда воевал в армии Колчака, а дядя по материнской линии благополучно проживал на оккупированной врагом территории. Такие родственники могли стать причиной серьезных неприятностей.
Возрождение российской генеалогии пришлось на 90-е годы. Вышел новый архивный закон. Все граждане России получили неограниченный доступ к хранившимся там историческим документам. А главное – «грехи» предков перестали представлять какую-либо опасность для ныне живущих.
Дорогое
удовольствие
На волне вполне предсказуемого интереса людей к своему происхождению начали появляться небольшие фирмы, предлагающие услуги по профессиональному составлению родословных. Однако массового распространения этот вид бизнеса не получил.
Коммерческая генеалогия оказалось делом недешевым. Стоимость полноценного исследования семейной истории обходится клиенту в сумму не менее $1000. Столь высокая стоимость имеет свое объяснение. Изыскания в многочисленных архивах, копирование десятков необходимых документов – дело долгое и трудоемкое. Достаточно сказать, что стандартный срок выполнения заказа на составление родословной – два года.
Очевидно, что столь дорогостоящее удовлетворение собственного любопытства доступно пока немногим. Большинство клиентов генеалогических контор – представители так называемого среднего класса. Чаще всего – интеллектуалы с высшим образованием. Этот слой общества у нас в стране многочисленным пока не стал. Соответственно, и настоящий генеалогический бум ожидать преждевременно. Если в той же в Англии официально существует около 800 генеалогических бюро, то у нас счет идет на единицы. На всю Москву их не больше десяти. Для провинции это вообще явление исключительное и практически не встречающееся.
Правда, существует и другой вариант – заниматься поиском утраченных предков самостоятельно. При наличии соответствующего интереса и свободного времени это – вполне реальная задача. Тем более что саму методику поиска можно легко позаимствовать у профессионалов.
Путешествие
во времени
Глубина проникновения в толщу времен в каждом случае различна. Многое зависит от удачи и настойчивости. Большинство специалистов обычно берутся «реставрировать» родословную клиента вплоть до XVII–XVIII веков. Основной материал изысканий – архивы ЗАГСов, метрические книги второй половины XIX века и, наконец, знаменитые ревизские сказки. Благодаря Гоголю и его «Мертвым душам» это словосочетание известно практически всем, кто более или менее знаком с школьным курсом литературы. Перепись российских крестьян во времена крепостного права проводили примерно один раз в 30 лет. Содержание сказок лаконичное: деревня, номер дома по предыдущей и текущей описи, перечисление его обитателей с указанием имени и возраста. Таких материалов вполне достаточно, чтобы прослеживать жизнь целых родов.
Всего существует десять ревизских сказок, охватывающих временной интервал в три столетия. Последние семь, как правило, находятся в местных архивных учреждениях. Первые три – в Московском архиве древних рукописей.
Именно ревизские сказки – основной источник информации для генеалогических изысканий. На протяжении веков Россия была аграрной страной. Поэтому у подавляющего большинства наших соотечественников преобладает крестьянское происхождение. Аристократические ветви на их генеалогических деревьях встречаются нечасто. Впрочем, если такое случается, особых затруднений это не вызывает. К услугам изыскателей – многочисленные дворянские списки и родословные книги.
Семейные мифы
Любое генеалогическое исследование начинается с изучения известных клиенту сведений о его предках, а также проверки достоверности семейных легенд. Удивительно, но значительная часть семейных преданий действительно оказывается именно легендами.
Одна московская семья очень гордилось своим прадедушкой. Замечательный предок жил в крупном уездном городе, держал там мыловаренную фабрику и делал такое замечательное мыло, что его даже экспортировали в Европу. Так считали его благодарные потомки. Увы, вся эта история оказалась сплошным вымыслом. После недолгих изысканий архивисты установили, что в указанном городе мыловаренного производства никогда не существовало в принципе, а знаменитый прадедушка был всего лишь мелким чиновником в местной администрации. Легенда о процветающем фабриканте лопнула, как мыльный пузырь.
Впрочем, случаются и более серьезные потрясения. Клиент, пришедший в одну из столичных генеалогических контор, долго и подробно рассказывал о своих ближайших родственниках. Не забыл он упомянуть и о семейной трагедии. Его родной дед был арестован и расстрелян в смутные годы репрессий. По крайней мере, именно так считали все ныне живущие родственники. Однако история с дедушкой оказалась совсем не так проста. Личностью он оказался незаурядной: генералом царской армии, убежденным противником большевизма и одним из лидеров Белого движения. Но этим сюрпризы не исчерпывались. Выяснилось, что репрессировать дедушку его идейным противникам так и не удалось. Тот благополучно эмигрировал. Поселился в Америке. Обзавелся новой семьей и умер в весьма преклонном возрасте где-то в середине 1970-х годов. Так, ничего не подозревавший клиент помимо столь неожиданных сведений о своем предке получил в придачу еще и целую дюжину американских родственников.
Родословная
президента
В среде современной российской элиты генеалогия пока не вошла в число модных увлечений. Поэтому сведения о происхождении большинства наших политиков и олигархов отрывочны и неполны. Одно можно сказать с уверенностью: высокородным происхождением могут похвастаться немногие из них. Исключение – Сергей Ястржембский. Помощник Президента России – представитель весьма знатного рода польских шляхтичей. Достаточно глубоко прослеживаются и исторические корни главы РАО ЕЭС. Известно, что предки Анатолия Чубайса были выходцами из Прибалтики. В Россию они приехали по приглашению Петра Первого. Правда, в те далекие времена их фамилия звучала несколько иначе, а именно – Чубайтес.
У Германа Грефа европейские корни еще сильнее. Его прадед появился в нашей стране относительно недавно – в 1913 году. Профессора-филолога и знатока греческой словесности пожелал видеть в числе своих преподавателей Санкт-Петербургский университет. Жизнь потомков профессора сложилась на новой родине весьма драматично. Вся семья впоследствии была выслана в Павлодарскую область Казахстана, где в 1964 году и появился на свет будущий глава Минэкономразвития.
В Средней Азии родился и Владимир Жириновский. Но генеалогически он тоже тяготеет к Европе. Его отец – Вольф Андреевич Жириновский – был уроженцем Западной Украины и прежде, чем стать юристом, сумел окончить Сорбоннский университет в Париже.
Абсолютным мраком покрыто происхождение Григория Явлинского. Более того, неизвестна даже точная дата рождения его отца – Алексея Григорьевича. Он был беспризорником. В начале 30-х годов воспитывался в коммуне-колонии Макаренко. В 1939 году был призван в армию. Закончил войну старшим лейтенантом. А затем уже сам работал воспитателем, а позже – начальником Детской трудовой колонии.
Зато родословная Президента России изучена тщательно и досконально. В Интернете генеалогическое древо Владимира Путина благополучно «произрастает» примерно на десятке различных сайтов. Создано оно усилиями тверских краеведов. Именно на тверской земле на протяжении несколько столетий жили представители рода Путиных. Самый ранний из обнаруженных предков российского лидера носил имя Симеон и родился в 1723 году.
Особых сюрпризов в родословной Владимира Владимировича обнаружить не удалось. Никаких аристократов, полководцев и героев народных преданий. Род Путиных – исключительно крестьянский. Как минимум восемь поколений хлебопашцев предшествовали появлению на свет лидера сверхдержавы. Это обстоятельство, по большому счету, должно быть лестно остальному населению страны. Ведь происхождение подавляющего большинства нынешних российских граждан практически ничем не отличается от президентского.